PROFESSIONALISM IN INTERETHNIC RELATIONS IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to one of the urgent problems of ethnopsychology-the prerequisites for achieving professionalism in the management of a multinational team in the internal affairs bodies. Based on the materials of theoretical analysis and empirical research, ethnopsychological phenomena are analyzed in the context of management psychology, the mechanisms of their functioning are studied. The study of the problems of ethnic psychology, in particular, the psychology of management, is currently important for achieving the effectiveness of the practical activities of employees. In turn, the study of the ethnopsychological characteristics of employees expands the scientific understanding of the individual, allows us to reveal the characteristic patterns of social determinism and historical variability of the human psyche. In the conditions of a complexly changing modern society, the problem of the ability to professionally manage a multinational team in the Department of Internal Affairs is particularly acute. Achieving a high level of performance.

Keywords:
ethnopsychology, management, team, auto-heterostereotypes, culture, professionalism, activity, interethnic relations, cohesion, tolerance
Text

Современное общество подвержено бурным изменениям, связанным с его экономической, политической перестройкой. Эти изменения сопровождаются взаимопроникновением культур, традиций и стилей жизни этнических групп, включенных в эти взаимоотношения. С одной стороны, это может приводить к лучшему пониманию этнопсихологических особенностей, с другой стороны, вызывать конфликты и споры. Как следствие возникают вопросы о наличии этнопсихологической специфики в содержании обыденного сознания отдельного человека [14, 18 и др.].  

Мысль о том, что люди по-разному «видят мир» не нова. Как правило, призмой, через которую преломляется индивидуальное сознание, создавая свою индивидуальность и своеобразие, может служить родной язык, культура, особенности национального самосознания и другие факторы.

Роль этнопсихологического фактора в психологии управления может быть проиллюстрирована высказываниями Г. Хофстеде: «Неодинаковость национальных культур относятся прежде всего, на решении организационных проблем, во-вторых, на степени применимости управленческих теорий в различных странах» [23].

Сложность анализа и разработка практических рекомендаций при этом, как отмечает Е.Н. Резников, заключается в том, что одни и те же этнопсихологические характеристики (эгоцентризм, индивидуализм-коллективизм, принятие решений в условиях неопределенности и другие), часто входят в различные управленческие составляющие управленческого процесса: субъект, объект и процесс управления [15]. Наряду с психологией управления стало самостоятельно формироваться новое практическое направление «Этнопсихологические проблемы работы с персоналом». Данное направление возникло на стыке «Управления персоналом в организациях», «Управление поведением на фирмах», «Основы кадрового менеджмента» [1]

Проблема использования этнопсихологического подхода в научной и практической плоскости никогда не ставилась, а профессионалы в этой области никогда и никем не готовились. Дискомфортность в межнациональных отношениях не принято выставлять наружу, считается, что выискивать ее — значит искусственно ее стимулировать. Считается, что руководитель или просто специалист, живущий и работающий в многонациональном регионе, постоянно вступающий в контакты с представителями других этнических общностей, через какой-то промежуток времени так или иначе получает определенные навыки и умения регулирования взаимоотношений с ними.

Между тем, представитель той или иной этнической общности выступает не просто выразителем каких-то отдельных характеристик своего народа, а человеком, выражающим более широкий спектр системного реагирования его нации на окружающую действительность и другие этносы, реализующим себя уже в понятии межнациональных отношений. В этой связи более грамотной и методологически верной является точка зрения, высказанная П. Н. Шихиревым в его концепции предмета социальной психологии. Согласно этой точке зрения, «социальная система для социальной психологии есть система отношений социальных субъектов — индивидуальных и коллективных — друг с другом, друг к другу и к действительности [21].

Профессионалом в межнациональных отношениях может быть специалист, который не только достаточно успешно организует и регулирует общение представителей различных этнических общностей на основе знаний их своеобразных психологических особенностей, но и хорошо разбирается в идейно-психологических ценностях людей разных этносов, их национальной идеологии и социальных стереотипах поведения и деятельности, а также использует эти знания в общих интересах и способен не допустить или погасить, если они возникли, межнациональные конфликты, межнациональную рознь и непонимание [8, 11, 13, 16 20 и др.].

Именно в коллективах проявляются национальные особенности, традиции, нормы поведения людей, во многом влияющие на межличностные отношения. Коллектив — высшая форма развития малой группы, в которой ее представители объединены единством общих целей и задач совместной деятельности, строгой организацией труда и сплоченностью. Многонациональный коллектив, обладая всеми важнейшими характеристиками развитой группы, требует особого внимания со стороны руководителя и с точки зрения регулирования существующих в нем взаимоотношений между представителями различных этнических общностей [3, 6, 10, 12, 17, 19, 22 и др.].

В настоящее время большинство руководителей разного уровня в ОВД оказываются практически беспомощными, сталкиваясь с социально-психологическими явлениями, возникающими в многонациональном коллективе. В многонациональном коллективе может быть несколько микрогрупп. Их члены реагируют на однотипные воспитательные воздействия по-разному, определяя функционирование различных общеколлективных социальных и морально-психологических ценностей, например общественного мнения, групповых настроений, традиций и т.д. Приоритетное значение приобретает знание руководителем, сущности этнопсихологических процессов, происходящих в коллективе, умение учитывать закономерности их проявления. Необходимы также и практические навыки использования этих процессов в интересах сплочения коллектива. Следует отметить, что представители различных национальных общностей по-своему воспринимают стиль поведения руководителя [9, с. 55].

Управление многонациональным коллективом требует от руководителей ОВД разных уровней соответствующих знаний и навыков, позволяющих обоснованно формировать высокий уровень организационной культуры, направленный на развитие духа подразделения и эффективных коммуникаций во благо всех заинтересованных сторон и, тем самым, на рост благосостояния народов.

Работа с личным составом предполагает огромную работу по созданию особой культуры взаимодействия индивидов и групп, особенно в области принятия решений, разрешения конфликтов, развития коммуникаций, развития доверия и обеспечения большей информированности сотрудников о целях и деятельности организации.  При принятии управленческих решений руководитель полиэтнического коллектива должен осознавать свои собственные национальные гетеростереотипы и автостереотипы, обнаружить в себе национальные предрассудки если они есть. Стараться расширять информацию о положительных для достижения целей ОВД этнопсихологических особенностях представителей разных народов нашей страны и зарубежных стран.

Задачей такой работы является создание единой организационной культуры управления, которая определяет эффективность деятельности ОВД в целом. Ю.Д. Красовский, предлагающий ресурсную концепцию управления, считает, что поведенческий подход имеет большой потенциал: огромные ресурсы управления скрываются в неиспользованных человеческих возможностях [7]. Современные руководители и управляющие, как подчеркивает Т.Ю. Базаров, рассматривают культуру своей организации как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу работников и облегчать конструктивное общение между ними [2].

Следует отметить, что изменение в поведении могут привести к изменениям в культуре, и наоборот. А.Н. Занковский описывает модель трех возможных вариантов сочетания изменений в поведении и культуре [5].

В случае первого сочетания происходят изменения в культуре без изменений в поведении. В этом случае работники могут изменить одно или несколько верований или ценностей, но при этом они не способны изменить свое соответствующее поведение.

Второе сочетание — это изменение в поведении без изменения в культуре. В этом случае один или более членов организации, а может быть, даже группа работников могут быть убеждены в том, что организационные изменения должны произойти, хотя при этом отдельные работники могут не хотеть этого. В зависимости от статуса и влиятельности сторонников изменений в организации преобразования могут происходить успешно.

Третье сочетание — изменения происходят и в области поведения, и в области культуры. Это ситуация постоянных изменений в том смысле, что люди по-настоящему и искренне ценят то, что они по-новому делают свою работу. Устойчивость изменений в этом случае обеспечивается тем, что обе стороны (поведение и культура) взаимно усиливают и поддерживают друг друга. Это, в свою очередь, усиливает внутреннее удовлетворение в силу того, что люди действительно все больше верят в изменения и ценят их, меняя свое поведение и дальше. Известно, что многие творческие группы и организации в науке, образовании и искусстве, функционирующие на свободной коммерческой основе, во многом добились своих успехов в силу именно вышеприведенных обстоятельств, поверив в свои способности делать дело по-новому и достигнув для себя внутреннего согласия с этим через принятие новой культуры [5].

Поэтому, когда мы говорим о профессионализме именно в межнациональных отношениях, то с ним мы связываем максимальное развитие самых разнообразных способностей, глубокие и широкие знания не только в той области деятельности, в которой этот профессионализм проявляется, но и об особенностях общечеловеческого взаимодействия, культуры межнациональных отношений, закономерностей трудового общения между представителями различных этнических общностей. Структура и содержание форм проявления профессионализма в межнациональных отношениях чрезвычайно сложны и многообразны. Их основу составляют:

- постоянно присутствующая предрасположенность человека к работе с представителями других этнических общностей;

- сформированные интересы и стремление находить удовлетворение от процесса взаимоотношений с ними.

Реализация этих знаний на практике позволит руководителю органов внутренних дел:

- более эффективно претворять в жизнь идеи гуманизма и равенства людей всех народов и народностей в их повседневной жизни и деятельности;

- предвидеть социальные последствия определенных процессов в обществе, их позитивные или негативные стороны, влияющие на характер взаимоотношений представителей этнических общностей;

- находить на основе совместных усилий, кооперации интеллектуальных и социальных сил всех народов реальные и надежные пути для подлинного сотрудничества, безболезненного решения спорных вопросов, предотвращения напряженности и конфликтов в межнациональных отношениях.

Межличностный уровень проявления профессионализма в межнациональных отношениях требует формирования таких навыков, умений и качеств личности, которые:

- обеспечивают преодоление различных трудностей во взаимодействии и общении представителей различных этнических общностей;

- обусловливают готовность корректно, отзывчиво и грамотно откликаться на запросы, поведение и переживания людей другой национальности;

- дают возможность по отношению к каждому из них выбирать такие способы обращения, контакта, участия, которые, не расходясь с требованиями общечеловеческой морали, в то же время наибольшим образом отвечали бы их индивидуальным этническим особенностям;

- позволяют создавать благоприятную психологическую атмосферу, необходимую для эффективного межнационального общения и достижения положительных результатов в совместной деятельности.

Для того чтобы достигать поставленных целей, руководитель многонационального коллектива должен иметь твердые знания:

-  этнопсихологических и других особенностей представителей различных этнических общностей;

- форм и способов их поведения и действий в различных стандартных ситуациях межнациональных отношений, общения и взаимодействия;

- традиций и стереотипов восприятия людей тех или иных народов представителями других национальностей; языка объектов межнационального общения; своеобразия функционирования национального самосознания, которое существенно влияет на восприятие воздействий со стороны представителей других этнических общностей;

- антипатий или непонимания представителей тех или иных народов, и условий, при которых они возникают и наиболее характерно проявляются [4].

Эти характеристики должны дополняться глубокими и широкими знаниями в области межнациональных отношений и нестандартным владением умениями, необходимыми для успешного выполнения специалистом тех сложных задач, которые перед ним стоят. Но в любом случае это должен быть человек с многосторонне развитыми и специфически проявляющимися чертами характера и направленности личности, ориентированными на постоянное, кропотливое и нестандартное общение и взаимодействие с представителями разных национальностей. Социально-психологические исследования свидетельствуют, что такие люди обычно проживают в многонациональных регионах России, где чрезвычайно многолика этническая среда обитания, а практика повседневного многофункционального сотрудничества со всеми категориями иноэтнического населения с детства входит в их плоть и кровь, не вызывает внутренней напряженности и противодействия.

Объединяющими составляющими профессионализма в межнациональных отношениях являются:

- этнопсихологическая компетентность;

- готовность к преодолению трудностей в коммуникативном взаимодействии с представителями различных этнических общностей;

- адаптационные возможности во взаимоотношениях с людьми другой национальности; культура межнационального взаимодействия.

Сегодняшний опыт развития этнических процессов во многих регионах нашей страны свидетельствует, что иногда приходится сталкиваться с националистическими проявлениями самосознания, предубеждениями, негативным и даже агрессивным отношением представителей тех или иных этнических общностей, их самолюбивым и часто вызывающим поведением, отчуждением, неприязнью и непониманием. В связи с этим от любого человека, а от руководителя ОВД тем более, требуются большая выдержка, внешне спокойное и нейтральное реагирование на факты подобных рецидивов, умение достойно и с чистой совестью выходить из конфликтных ситуаций, не таить зла и обиды, кропотливо и всесторонне выяснять причины всего этого, делать правильные выводы из критических ситуаций и на этой основе совершенствовать свою деятельность, направленную на установление и поддержание дружеской атмосферы и тесного сотрудничества, отвечающих интересам всех представителей этнического взаимодействия, если даже кто-либо из них не осознает этого в данный момент.

References

1. Andreeva G.M. Social'naya psihologiya [Social Psychology]. M. 2001. - 290 p. (in Russia)

2. Bazarov T. Yu. Psihologiya upravleniya personalom : uchebnik i praktikum [ Psychology of personnel management: textbook and workshop]. M. 2019. - 381 p. (in Russia)

3. Belyankina V.A. Etnopsihologicheskie osobennosti lichnosti kursantov obrazovatel'nyh uchrezhdeniy MVD Rossii i ih uchet v psihologicheskom obespechenii uchebno-vospitatel'nogo processa : dis. … kand. psihol. nauk : 19.00.06 [ Ethnopsychological personality traits of cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia and their consideration in the psychological support of the educational process: dis. ... Cand. psychol. Sciences: 19.00.06 ] - SPb., 2012. - 220 p. (in Russia)

4. Boyko Z.V. Etnicheskie stereotipy v mezhkul'turnom vzaimodeystvii // Problemy sovremennogo obrazovaniya: Mezhvuzovskiy sbornik nauchnyh trudov [ Problems of modern education: Interuniversity collection of scientific papers ]. M. 2006. - 40 p. (in Russia)

5. Zankovskiy A.N. Psihologiya organizacionnogo liderstva: v poiskah korporativnoy sinergii. Monografiya [ The Psychology of Organizational Leadership: In Search of Corporate Synergy. Monograph ]. - M., 2015. - 360 p. (in Russia)

6. Kochetkov V.V. Psihologiya mezhkul'turnyh razlichiy [ Psychology of Intercultural Differences ]. M. 2002. - 416 p. (in Russia)

7. Krasovskiy Yu. D. Konsalt-dia gnostika upravlencheskih otnosheniy firmy [ Consult-diagnostics of managerial relations of the company ]. M. 2013. - 232 p. (in Russia)

8. Krys'ko V.G. Etnicheskaya psihologiya: Uchebnoe posobie [ Ethnic psychology: Textbook ] - M.: Academia Publ., 2009. - 480 p. (in Russia)

9. Lebedeva N.M. Etnopsihologiya: uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata [ Ethnopsychology: textbook and workshop for an academic bachelor's degree ] - Lyubercy. 2016. - 491 p. (in Russia)

10. Mal'ceva T.V., Sepiashvili E.N. Etnopsihologicheskie znaniya v obrazovatel'noy srede yuridicheskogo vuza // Vestnik obrazovatel'nogo konsorciuma Srednerusskiy universitet. Seriya: Yurisprudenciya [ Bulletin of the educational consortium Central Russian University. Series: Jurisprudence ]. 2015. № 5. PP. 20-22. (in Russia)

11. Mandel' B.R Etnopsihologiya: ucheb. posobie [ Ethnopsychology: textbook. allowance ]. - M. 2014. - 178 p. (in Russia)

12. Nalchadzhyan A. A. Etnopsihologicheskaya samozaschita i agressiya [ Ethnopsychological self-defense and aggression ]. - Erevan. 2001. - 180 p.

13. Ovsyaniko-Kulikovskiy D.N. Psihologiya nacional'nosti [ The psychology of nationality ]. - SPb: Vremya Publ., 1922. - 40 p. (in Russia)

14. Potebnya A.A. Simvol i mif v narodnoy kul'ture [ Symbol and myth in folk culture ]. - M.: Labirint Publ., 2000. - 479 p. (in Russia)

15. Reznikov E.N.. Psihologiya etnicheskogo obscheniya [ Psychology of ethnic communication ]. M. 2019. - 159 p. (in Russia)

16. Soldatova G.U. Psihologiya mezhetnicheskoy napryazhennosti [ Psychology of interethnic tension ]. M. 1998. - 111 p. (in Russia)

17. Suharev A.V., Suharev M.V. Psihologiya narodov i naciy [ Psychology of peoples and nations ]. -Simferopol', 1997. - 188 p.

18. Tishkov V.A. Rekviem po etnosu. Issledovaniya po social'no-kul'turnoy antropologii [ Requiem for ethnicity. Studies in socio-cultural anthropology ]. - M. 2003. - 235 s.

19. Transformaciya identifikacionnyh struktur v sovremennoy Rossii / Pod red. T.G. Stefanenko [ Transformation of identification structures in modern Russia / Ed. T.G. Stefanenko ]. - M. 2001 - 276 p. (in Russia)

20. Shibutani T. Social'naya psihologiya [ Social psychology ]. - Rostov n/D.: Feniks Publ., 1999. - 544 p. (in Russia)

21. Shihirev P. N. Sovremennaya social'naya psihologiya : Ucheb. posobie [ Modern social psychology: Textbook. manual ]. M. 1999. - 447 p. (in Russia)

22. Yum D. O nacional'nyh harakterah [ About national characters ]. SPb., 1999. - 130 p. (in Russia)

23. Hofstede G. Culture’s Consequences. International Differences in Work-Related Values. SAGE Publications. 1980. - 438 p.

Reviews
1. Professionalism in interethnic relations in the internal affairs bodies Authors: Maltseva Tatiana


Login or Create
* Forgot password?