с 01.01.2017 по настоящее время
Старая Руза, г. Москва и Московская область, Россия
ВАК 19.00.06 Юридическая психология
УДК 15 Психология
Сегодня к руководителям органов внутренних дел Российской Федерации представляет собой достаточно большую долю в штатной численности МВД России. В статье проводится обзор подходов к требованиям к личности руководителя в зарубежной и отечественной психологии, а также теоретический анализ данных подходов в рамках юридической психологии. Исследователи процесса управления всегда ставили перед собой задачу по установлению оптимальной структуры качеств, которыми должен обладать эффективный руководитель. В психологии управления сформировалось научное направление, в рамках которого предпринимались попытки определить этот комплект качеств, диагностировать их наличие и наметить систему действий по их формированию и развитию. Проведенный теоретический анализ проблемы психологических требований к личности руководителя органов внутренних дел Российской Федерации, показал что их уровень можно назвать архи высоким, что обусловлено в первую очередь чрезвычайно сложными оперативно-служебными задачами, стоящими перед руководящем звеном
юридическая психология, личность, личность руководителя, требования к личности
Актуальность. В современный период любая управленческая деятельность осуществляется в непростых условиях, и современные публикации отражают этот факт, используя образные конструкты: «неопределенность», «риски», «вызовы», «угрозы» и пр., подчеркивая особую значимость этих условий в сфере государственного управления.
Раскрывая сущность требований к руководящему составу органов внутренних дел Российской Федерации (далее ОВД), следует иметь четкое представление о том, что к данной категории руководителей всегда были особые требования, которые в первую очередь были обусловлены особенностями социально-политической ситуации в стране и спецификой управленческой деятельностью в силовой структуре.
Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 26.07.2019) устанавливает квалификационные требования к cтажу cлужбы в ОВД или cтажу (опыту) работы по cпециальности, профессиональным знаниям и навыкам для cотрудников ОВД, замещающих должности рядового cостава, младшего, cреднего и cтаршего начальствующего cостава ОВД, в которых можно четко проследить социальный заказ на эффективное руководство, надежность и профессионализм.
Обзор исследований. Специфика и содержание управленческой деятельности были раскрыты в многочисленных работах как зарубежных (Ф. Тейлор, Г. Форд, А. Файоль, М. Вебер, Дж. Элтон-Мэйо, М. Паркер-Фоллетт, Р. Лайкерт, А. Маслоу, Д. Макгрегор, П. Друкер, Д. Клиланд, У. Оучи, Й. Кхол, Л. Моллинз, Дж. В. Ньюстром и др.), так и отечественных ученых (Н.Д. Кондратьев, A.B. Чаянов, А.К. Гастев, С.Г. Струмилин, П.М. Керженцев, Г.Х. Попов, Д.М. Гвишиани, B.C. Рапопорт, А.И. Китов, Т.Ю. Базаров, А.В. Петров, Ю.Г. Федулов, К.В. Карпинский, А.Я. Кибанов, А.Е. Горбушин, Ю.А. Сауров, В.И. Коробко и др.). В данных работах с разных методологических позиций проведен доскональный анализ функций, задач и структурных блоков управленческой деятельности.
Впервые попытка адаптировать идеи, развиваемые в зарубежной науке и практике менеджмента к управлению в правоохранительной сфере делается в работах по общим проблемам управления таких ученых как С.Е. Вицин, Г.Г. Зуйков, К.Е. Игошев, А.Ф. Майдыков, Г.А. Туманов и др.
Как правило, в исследованиях по психологии процесса управления одной из основных задач, ставиться задача определения той оптимальной структуры личностных качеств, которыми необходимо обладать эффективному лидеру. В теории и практике психологии управления сформировалось научное направление, в рамках которого предпринимались попытки определить этот комплект качеств, диагностировать их наличие и наметить комплекс воздействий и пошаговую систему по их формированию и развитию.
Например, А.И. Китoв выделял четыре компонента в системе свойств личности руководителя: «управленческие способности, пoлитические качества, профессиoнальные и организатoрские качества» [2]. Критикуя данный подход Ю.Д. Красовский, обозначил, что «представление o личности руководителя сквозь призму определенного комплекта качеств, связанных с успешностью деятельности, ограничивает анализ его динамических характеристик» [4]. Согласно исследованиям Э.С. Чугунoвой [15] в структуре личности руководителя выделены «административнo-организаторские умения, моральные качества, уровень интеллекта, профессиональные умения, социальная направленность, мотивация».
В.В. Шпалинский, анализируя суть управленческого потенциала, подчеркивает, важность для руководителя способности «видеть причины и следствия, происходящих в организации событий, умения влиять на их развитие, разрабатывать адекватную стратегию и тактику взаимодействия с сотрудниками, партнерами и соперниками в условиях рынка и постоянно возникающих проблемных ситуаций» [16].
Л.И. Уманский полагал, что организаторские способности включают в себя группы свойств личности, которые в свою очередь базируются на личностных свойствах. Так, организаторское чутье, базируется на психологической избирательности, практико-психологической направленность ума; психологическом такте, в свою очередь эмоционально-волевая воздейственность – на общественной энергичности, требовательности, критичности, а склонность к организаторской деятельности – на потребности в данной деятельности и стеничности (позитивность) чувств при ее выполнении. С точки зрения Г.В Овчинниковой, творческая активность руководителей составляет основу их лидерской компетентности [9].
Особенности психологии управления, изучение психологических закономерностей управленческой деятельности в сфере органов внутренних дел освещались В.В. Вахниной, И. Б. Гайворонской, А.А. Гичко, И.А. Глуховым, М.Г. Дебольским, А.С. Душкиным, А.Л. Журавлевым, А.И. Китовым, И.Ю. Кобозевым, Т.Ю. Коноваловой, И.О. Котеневым, И.Б. Лебедевым, М.В. Леви, М.И. Марьиным, Е.Н. Митраковой, В.А. Морозовым, В.Е. Петровым, В.М. Поздняковым, И.Б. Пономаревым, Н.Ю. Портнягиной, Е.В. Петуховым, И.Е. Реуцкой, В.А. Урываевым, В.Н. Смирновым, А.В. Сомов, A.M. Столяренко, Л.Ю. Тюнис, А.Ю. Филякиным, В.Л. Цветковым, В.И. Чернениловым и др.
В работах данных исследователей освещались как множество функций и задач, стоящих перед руководителем подразделения ОВД, так и основные требования, предъявляемые к его личностным и профессиональным качествам, управленческой подготовленности.
Квалификационные требованиям и стандарты управленческой деятельности в ОВД определяют профессиональные качества и компетенции руководителя. Однако, в ряде научных публикаций большое значение придается социально-психологическому облику руководителя ОВД, где акцентуируется внимание на социальной адаптивности, высокой профессиональной подготовленности, общекультурном уровне, профессиональной самостоятельности, эмоциональной устойчивости.
Так А.П. Гладилиным обоснована структура идейно-нравственных качеств руководителей ОВД, в которую он включил объективно-ценностные особенности профессиональной деятельности [1].
Согласно В.И. Черненилова, характерными чертами психологического облика представителя руководящего звена ОВД: стремление к завоеванию авторитета, профессиональные знания, умение добывать необходимую для принятия решения информацию, инициативность, компетентность в принятии и исполнении управленческих решений, способность сплотить коллектив, скромность [13].
А.М. Столяренко считал, что наличие организаторских способностей, с установкой на реализацию организаторской работы, деловой устремлённостью неразрывно связано с успешностью профессиональной деятельности руководителей ОВД [12].
В начале 2000-х годов, А.И. Адаев, А.В. Боренко, Ю.Г. Касперович, Т.Ю. Коновалова, И.О. Котенев, М.И. Марьин, М.Г. Дебольский, В.Е. Петров, В.М. Поздняков, И.В. Якушев и др., рассматривая вопросы психологической обеспечения работы с управленческими кадрами, затрагивали и аспекты психологических требований к личности руководителя ОВД [5, 6, 7 и др.].
И.О. Котенев и В.Е. Петров, проанализировали концептуальные подходы к психодиагностике профессионально важных качеств руководителей ОВД и предложили компьютерная технология оценки психологического потенциала и личности руководителя ОВД [3, 10].
В своей научной работе В.М. Поздняков и И.Е. Реуцкая определили характер деятельности руководителей ОВД как полимодальный и многоуровневый [11]. Проведя теоретический анализ подходов к социально-психологическая компетентности руководителей определили ее как способность взаимодействовать с людьми, стимулировать инициативу и творческую активность сотрудников. С их точки зрения осуществление такого взаимодействия требует от руководителей ОВД высокого уровня коммуникативной компетентности (знаний, умений и свойств личности, обеспечивающих возможность устанавливать и поддерживать необходимые контакты и отношения с другими людьми). К субъективным психологическим особенностям, характеризующим руководителей с точки зрения социально-психологической компетентности они отнесли: способности, самооценку, тип мышления (ментальные навыки), развивающие и ограничивающие установки, ключевые ценности.
А.В. Сомов, анализируя уже имеющиеся подходы к психологическим требованиям к руководителю ОВД, отметил, что им должны быть так же присущи самостоятельность, способность к тонкому восприятию других людей, улавливание им малейших нюансов в изменении психического состояния оппонента, способность отличать демонстративное поведение от истинного, выявлять лицемерие и фальшь в процессе контактного взаимодействия, уметь скрывать свои истинные намерения [14].
Рассматривая психологическую компетентность руководителя Е.Н. Митракова важными личностными качествами руководителя обозначила: высокий уровень развития аналитического мышления, развитый социальный интеллект, рефлексивные и интуитивные качества, нервно-психическую устойчивость, развитую волевую регуляцию, организаторские способности, отсутствие тревожности [8].
Л.Ю. Тюнис рассматривала в своих работах требования к личностным качествам руководителя через призму компонентов психолого-управленческого потенциала, которые представляют собой группы психологических качеств, а именно: мотивация лидерства и достижения; интеллектуальная эффективность; организаторские способности; эмоциональная стабильность; профессионально-коммуникативные качества; социальная ответственность; трудолюбие; толерантность; независимость; способность к сопереживанию [16].
Вахнина В.В. в своих работах обозначает требования к личности руководителя сквозь призму его конфликтной компетентности, разделяя их на требования к базовым качествам личности и требования к основным умениям в работе [17].
Выводы. Как видно из проведенного теоретического анализа проблемы психологических требований к личности руководителя ОВД, их уровень можно назвать архи высоким, что обусловлено в первую очередь чрезвычайно сложными оперативно-служебными задачами, стоящими перед руководящем звеном ОВД.
Как показывает проведенный анализ работ, чаще всего в юридической психологии необходимыми качествами личности руководителя обозначаются морально-нравственные (патриотизм, толерантность, справедливость, нетерпимость к правонарушениям, принципиальность, целеустремленность, скромность, чуткость, вежливость и др.); административно-организаторские (личностная организованность, компетентность, умение продуктивно проводить собрания и совещания, деловитость, развитые ораторские способности, умение конструктивно распределять обязанности, умение осуществлять мотивирование, умение оптимально поощрять и наказывать и т.д.); коммуникативные качества (способность взаимодействия с людьми, способность располагать к себе, вызывать чувство доверия к себе, внушать авторитет, общительность, дипломатичность, доброжелательность, эмпатийность и т.д.); профессиональные качества.
1. Гладилин А.П. Профессиональная культура и имидж руководителя органа внутренних дел (философско-культурологический аспект). М.: Академия управления МВД России. 1998. - 128с.
2. Китов А. И. Психология управления : учеб. для слушателей Академии МВД СССР. М., 1990. 521 с.
3. Котенев И.О. Психологическая оценка личности руководителя ОВД с помощью Калифорнийского опросника // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2001, №1 (15). С. 93-95;
4. Красовский Ю. Д. Руководитель трудового коллектива. Из опыта психологического консультирования. М., 1987. 158 с.
5. Марьин М.И., Петров В.Е., Адаев А.И., Боренко А.В., Социально-психологическая компетентность руководителя органа внутренних дел: Учебно -методическое пособие. М.: ЦОКР МВД России, 2005.
6. Марьин М.И., Петров В.Е., Касперович Ю.Г., Поздняков В.М., Котенев И.О. Психологическое обеспечение работы с руководящими кадрами органов внутренних дел: Методическое пособие. М.: ГУК МВД России, 2003;
7. Марьин М.И., Якушев И.В., Петров В.Е., Коновалова Т.Ю. Социально-психологическая компетентность руководителя органа внутренних дел: Учебно-методическое пособие. М., 2004;
8. Митракова Е.Н. Психологическая компетентность руководителя полиции как основа профессионализма [Электронный ресурс] // Психология и право. 2015. Том 5. № 2. С. 117-125. doihttps://doi.org/10.17759/psylaw.2015100209
9. Овчинникова Г.В. Повышение личной эффективности руководителя - путь к повышению эффективности организации. Интегративный подход в психологии Сб. научных статей СПб, РГПУ им Герцена, 2003 - С.136-141.
10. Петров В.Е. Психологическая диагностика профессионально важных качеств руководителей органов внутренних дел на основе компьютерных технологий. Дис.… канд. психол. наук. Москва, 2001.
11. Поздняков В.М., Реуцкая И.Е. Проблемы в профессионально-личностном росте руководителей органов внутренних дел и психологическая помощь при их разрешении: научно-практическое пособие / Министерство внутренних дел Российской Федерации, Государственное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт". Москва, 2005.
12. Прикладная юридическая психология / под ред. А.М. Столяренко. М.: Юнити-Дана, 2001. 639 с.
13. Психология управления : учебник / под ред. В. И. Черненилова. М.: Академия управления МВД России, 2011. - 350 с.
14. Сомов А.В. Психологические требования, предъявляемые к руководителям подразделений органов внутренних дел // Вестник ВолГМУ. 2005. №2 (14)
15. Чугунова Э.С. Социально-психологические особенности творческой активности инженеров; отв. ред. В. А. Ядов. Л.: Изд-во Ленинградского государственного университета, 1986. - 160 с.
16. Шпалинский В.В. Психология менеджмента. - М., 2000., С. 46.
17. Тюнис Л.Ю. Психологическое сопровождение профессионально-личностного развития руководителей органов внутренних дел в процессе обучения // Мир науки, культуры, образования. № 4 (59) 2016. С. 44 - 47.
18. Психология управления : учебник / [под ред. В. В. Вахниной]. М. : Академия управления МВД России, 2020. 284 с. С. 186.