ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ХОДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА НА СЛУЖБУ С ПОМОЩЬЮ ПОЛИГРАФНЫХ УСТРОЙСТВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье раскрываются основные результаты исследования, описывающие зависимость наличия факторов риска от личностных характеристик кандидатов на службу в органы внутренних дел в процессе проведения специального психофизиологического исследования с применением полиграфа. Основные выводы в данном исследовании были получены с применением сравнительного, качественного, корреляционного и частотного видов анализа, что подтверждается существованием многочисленных взаимосвязей личностных особенностей, согласно которым можно прогнозировать наличие либо отсутствием факторов риска. Настоящее эмпирическое исследование позволило составить таблицу распределения удельного веса и формулу, согласно которой полиграфолог может рассчитать вероятность выявления фактора риска у каждого кандидата на службу в органы внутренних дел на основе психологического обследования. Полученные данные по результатам использованных методик, описывающие различные стороны внешних проявлений человека, были представлены по группам, в матричной форме и проанализированы по ряду таких показателей как: фактор риска не выявлен, фактор риска выявлен, и в группах, где был не определён результат, но имеется подозрение о наличии фактора риска. Данные сравнивались с межгрупповыми показателями личностных особенностей. Анализ личностных характеристик показал, что в выборке кандидатов на службу наиболее важные из маркеров пригодности коррелируют с личностными особенностями. Полиграфолог, на этапе ознакомления с анкетой кандидата, анализируя его личностные и деловые качества, может прогнозировать, с высокой долей вероятности, выявление факторов риска, еще до начала исследования с использованием полиграфа, или использования кандидатом различного рода противодействия, с целью скрыть выявление факторов риска. Использование психологами и полиграфологами разработанной формулы в профессиональном психологическом отборе, в значительной степени будет способствовать обеспечению безопасности органов внутренних дел на этапе кадрового скрининга, который направлен на выявление и профилактику чрезвычайных происшествий среди личного состава органов внутренних дел и занимает определяющее значение в формировании положительного имиджа Министерства внутренних дел.

Ключевые слова:
безопасность, личность, проверка на полиграфе, профессиональный психологический отбор, кандидат, фактор риска, реакция, анализ, полиграфолог
Текст

Актуальность.

Высокая социальная значимость деятельности сотрудников правоохранительных органов в настоящее время сочетается с повышенными требованиями, предъявляемыми к гражданам, желающим выбрать этот вид деятельности. В первую очередь, существенные требования предъявляются к личным и деловым качествам кандидатов на службу. Предполагается, что сотрудник органов внутренних дел, должен обладать достаточным уровнем не только интеллектуального, но и личностного развития, позволяющего выполнять служебные обязанности. Немаловажным условием отбора выступает отсутствие у кандидатов факторов риска – пагубных привычек, антиобщественного или девиантного поведения. В силу этого, эффективность профессионального психологического отбора во многом определяется комплексным подходом, предполагающим изучение не только мотивационных, эмоционально-волевых, когнитивных и типологических особенностей личности принимаемого сотрудника, но и вероятность наличия в прошлом девиантных или деструктивных форм поведения (факторов риска опасных для организации).

Одним из методов, позволяющих выявить данные факторы риска в ходе профессионального психологического отбора кандидатов на службу выступают специальные психофизиологические исследования (полиграфные проверки). В настоящее время полиграфные проверки являются наиболее активно применяемым видом исследовании, поскольку они используются в отношении каждого кандидата на службу. С учётом увеличенного потока желающих поступить на службу в правоохранительные органы, проведение огромного количества полиграфных проверок, которые являются неотъемлемой частью профессионального психологического отбора, а также психологического сопровождения в органах внутренних дел, представляет большую трудность, особенно для начинающего полиграфолога. На наш взгляд, выявление взаимосвязи личностных особенностей с конкретными  факторами риска, сможет позволить предсказать вероятность их обнаружения у кандидата без временных затрат на проведение специального психофизиологического исследования. Точное определение связи черт личности с факторами риска даст возможность спланировать необходимые профилактические и коррекционные мероприятия в отношении кандидата на службу уже при прохождении стажировки либо на начальном этапе адаптации к службе в органах внутренних дел. В этой связи, выявление связи свойств личности с рисками девиантного поведения у кандидатов на службу является актуальным направлением исследования, повышающим качество профессионального психологического отбора и позволяющее ускорить процедуру проведения специального психофизиологического  исследования.

Данная цель предопределила и гипотезу исследования – выявление связи комплекса свойств личности (симптомокомплекса черт) кандидатов на службу, статистически связанного с определенным видом девиантного поведения, являющегося фактором риска.

Анализ научных исследований показывает, что существуют определённые особенности психики человека, позволяющие предсказать некоторые закономерности поведения личности. Психологические качества личности, характеризующие поведение и состояние людей в различных ситуациях, в процессе взаимодействия с социально-средовым окружением, во многом определены конкретными нейрофизиологическими процессами. Данные процессы находят свое выражение во многих аспектах психической активности – темпераменте, характере, потребностях, сказываясь на образе жизни человека. Яркими личностными особенностями, напрямую влияющими на поведение, являются акцентуации характера (видоизменения психологических рядов данных личности, ведущие к девиантному поведению), которые были подробно рассмотрены в работах советского психиатра А.Е. Личко.

Исходя из теоретического анализа, особенностей выборки и специфики её индивидуальных особенностей, в качестве базовых методик, нами была использована тестовая батарея  - скрининг для приёма кандидатов на службу в органах внутренних дел, использование которой определено нормативными правовыми документами.

Исследование проходило с учётом всех необходимых условий, обеспечивающих соблюдение этических принципов, являющихся обязательными для проведения психодиагностических и исследовательских процедур. Выборка исследования составила 108 человек в возрасте от 17 до 21 года. Из них 26 человек составили кандидаты женского пола, 82 человека – кандидаты мужского пола.

На первом этапе исследования мы проанализировали основные личностные характеристики, влияющие на определение профессиональной пригодности кандидатов на учебу в процессе проведения профессионального психологического отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел.

Для определения отличительных особенностей личностных показателей между группами, в которых был выявлен фактор риска, нами был проведён сравнительный анализ и совместно с ним качественный анализ, позволивший определить расхождение показателей.

По результатам сравнительного анализа было установлено, что в группе, где фактор риска выявлен не был, наблюдаются повышенные значения, преимущественно у всех кандидатов и на протяжении всей линейки личностных характеристик, лежащих в основе определения группы профессиональной психологической пригодности. Наиболее часто повышенные значения наблюдались по таким показателям, как общий уровень интеллекта, мотивация на обучение, нервно-психическая устойчивость, самооценка устойчива.

На основании полученных данных, можно заключить: обследуемые данной группы, более разносторонне развиты, мотивированы на службу в ОВД, эмоционально устойчивы в стрессовых ситуациях, что может также предполагать высокую адаптивность к новым условиям.

Для определения отличительных особенностей личностных показателей в группе, в которой результат не был определён, то есть высокая вероятность наличия фактора риска, нами был проведён сравнительный анализ и совместно с ним качественный анализ, позволяющий увидеть расхождение показателей в других группах. Для определения отличительных особенностей личностных показателей в группе, в которой фактор риска был выявлен, также был проведен сравнительный и качественный анализ, позволяющие обнаружить расхождение показателей в других группах.

При проведении качественного и сравнительного анализа, где главным критерием являлся показатель «Фактор риска», был определён ряд показателей личностных характеристик, который способствовал выявлению искомых отличий в обследуемых подгруппах. Так был обнаружен ряд показателей, которые в свою очередь помогли выделить блоки наиболее значимых различий. (Для удобства обозначим группу, где фактор риска не был выявлен – группа «А»; группа, где наличие фактора риска носит неопределенный характер – группа «Б»; группа, где фактор риска был выявлен – группа «В»).

Проведённый сравнительный анализ, позволил определить закономерность, при которой, в группах, где фактор риска выявлен не был (группа «А»), преимущественно у всех кандидатов наблюдаются повышенные значения на протяжении всей линейки личностных характеристик, лежащих в основе определения группы профессиональной психологической пригодности.

В группе, где наличие факторов риска носит неопределенный характер (группа «Б»), значения указанных выше личностных характеристик находятся в коридоре средних показателей, значения «ниже среднего» и «выше среднего» встречаются значительно реже, относительно группы, где фактор риска не выявлен (наиболее часто встречаются средние значения по показателям «Зрелость личности» и «Мотивация»).

В группах, где фактор риска был выявлен (группа «В»), так же как и в предыдущей группе (группа «Б»), наблюдаются значения личностных характеристик в коридоре средних показателей и ниже среднего. Такие показатели как «Зрелость личности» и «Общий уровень интеллектуального развития» уровень развития личностных характеристик находится в коридоре средних значений. По показателям: «Нервно-психическая устойчивость», «Мотивация», «Уровень правовых и нравственных убеждений», - наблюдаются значения уровня развития - «ниже среднего». Уровень развития личностных характеристик «Выше среднего» встречаются редко, относительно группы, где фактор риска не был выявлен.

В целях выявления устойчивых группировок личностных черт нами был выполнен корреляционный анализ. Он выполнялся с показателями личностных особенностей всех кандидатов на службу, вошедших в выборку исследования.

Проведенный корреляционный анализ показывает, что во всех группах наблюдаются многочисленные корреляционные взаимосвязи личностных особенностей с основными личностными характеристиками. Исследуя, взаимосвязи личностных особенностей с основными личностными характеристиками нами был выявлен ряд ярко взаимосвязанных факторов.

Результаты корреляционного анализа в выборке позволили установить наличие статистически значимой связи показателя общего интеллектуального развития с тремя видами личностных черт: общительностью оптимистичностью и тревожностью. По-видимому, высокий уровень интеллектуального развития сочетается с гипертимным профилем личности, которому присуща высокая социальная активность и коммуникабельность, с проявлением чувства опасности и страха.

Также статистически значимая связь наблюдается по показателю «Уровень общего интеллектуального развития» с такими личностными характеристиками как: уровень эмоциональной устойчивости, уровень правосознания и нравственных убеждений, уровень волевой регуляции поведения.

Кроме того, была установлена отрицательная связь показателя общего интеллектуального развития с комплексом черт регуляции деятельности (безответственности, импульсивности). Можно полагать, что кандидаты с низким уровнем интеллекта испытывают затруднения в организации собственных действий, склонны проявлять попустительство, не выполнять взятые на себя обязательства. Высокая импульсивность находит свое выражение в эмоциональной неустойчивости,  конфликтности, трудностях во взаимодействии с окружающими людьми. Описанные особенности могут оказывать влияние на поведение и взаимоотношения данной категории кандидатов на службу, ухудшая их социально-психологическую адаптацию к условиям оперативно-служебной деятельности. Поэтому, целесообразно оценивая интеллектуальные способности кандидатов уделять внимание еще и сочетающимися с ними личностными особенностями, прогнозировать возможные проблемы, связанные с выполнением служебных обязанностей. Следует отметить и возможные проблемы деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций, требующих от сотрудника органа внутренних дел высокой собранности, эмоциональной стабильности, самоконтроля. 

Зависимость уровня личностного показателя «эмоциональная устойчивость» от личностных особенностей, также заслуживает определённого внимания. В первую очередь, следует учитывать риск нервно-психического истощения у сотрудников с подобными личностными особенностями, оказавшимися в условиях длительного психоэмоционального напряжения. Следует отметить, что по данным проведенного анализа у этой категории сотрудников наблюдается обратная связь с такими личностными особенностями как: пессимистичность, эмоциональная лабильность, самоуничижение, импульсивность и агрессивность.

На следующем этапе эмпирического исследования нами был проведён линейный регрессионный анализ, суть которого заключалась в нахождении наиболее важных личностных характеристик, которые влияют на выявление фактора риска. Зависимой переменной в таком случае является «Фактор риска выявлен», независимые переменные – есть личностные характеристики: уровень общего интеллектуального развития, эмоциональная устойчивость, уровень волевой регуляции, внутренняя организованность, уровень правосознания и нравственных убеждений, зрелость личности, мотивация на обучение, самооценка.

Следует отметить что такие показатели психологического изучения личности кандидатов на службу как «Самооценка» и «Мотивация на обучение» не оказали влияния на проявление фактора риска. «Уровень общего интеллектуального развития», «Эмоциональная устойчивость» и «Уровень правосознания и нравственных убеждений» имеют наибольшее влияние на зависимую переменную. Менее  влиятельными оказались: «Уровень волевой регуляции», «Внутренняя организованность» и «Зрелость личности».

На основе полученных данных по результатам проведенного регрессионного анализа, нами был проведён контент-анализ (частотный) для выявления распределения удельного веса показателей (личностных характеристик) в зависимости от их уровня развития. В качестве объекта контент-анализа были выбраны группы «Б» и «В», количество человек в которых составило 47. Изучаемыми единицами выступает частота встречаемости совокупности результатов психологического и психофизиологического обследования кандидатов по каждому показателю, а именно:

1) «уровень развития выше среднего» и «фактор риска выявлен/результат не определен»;

2) «уровень развития средний» и «фактор риска выявлен/результат не определён»;

3) «уровень развития ниже среднего» и «фактор риска выявлен/результат не определен».

Таким образом, мы получили количественное распределение значений, выражающееся в частоте совпадений вышеуказанных условий.

Так как, согласно регрессионному анализу, нам известен общий удельный вес по каждому показателю, влияющему на вероятность выявления фактора риска, и, согласно контент-анализу, известно количественное распределение значений, то мы можем рассчитать распределение общего удельного веса на каждое условие исследования (рисунок 1).

 

Рис. 1. Вероятность выявления факторов риска в зависимости от личностных особенностей исследуемых лиц

Определить вероятность наличия факторов риска, в процентном соотношении, возможно по формуле:

ФР = А+Б+В+Г+Д+Е

Где ФР – фактор риска

А – Интеллект

Б – Эмоциональная устойчивость

В – Волевая регуляция

Г – Внутренняя организованность

Д – Уровень правосознания

Е – Зрелость личности

Если уровень развития личных и деловых качеств ˂ 25% - вероятность выявления факторов риска минимальна, если ≥25% и ≤ 50% - средняя вероятность выявления факторов риска, если ≥ 50% - высокая вероятность выявления факторов риска.

Таким образом, выявление фактора риска наиболее вероятно при низких показателях уровня развития личностных характеристик, а при высоких показателях указанных характеристик – вероятность выявления фактора риска - низкая. Результаты данного эмпирического исследования не включают в себя «исключения из правил» и рассчитаны на большинство кандидатов, однако не стоит забывать об этих исключениях при проведении профессионального психологического отбора.

В заключение хочется выразить надежду на то, что закономерности выявленные коллективом авторов по результатам проведенного исследования и изложенные в данной статье, будут полезными для совершенствования процедуры профессионального психологического отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел, повысит его качество и точность.

 

Список литературы

1. Варламов В. А. Психофизиология полиграфных проверок / В. А. Варламов, Г. В. Варламов. - Краснодар, 2000. - С. 25 - 28.

2. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов.- СПб, 2012. - 604 с.

3. Гончарова Н.А., Попинако Е.А. Анализ доминирующих состояний личности в прогнозе адаптации к профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел // Прикладная юридическая психология. 2020. №2. С. 41-50.

4. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности: учебное пособие - М.: Пер Сэ, 2011. (ЭБС Книгафонд).URL: http://www.knigafund.ru/ (дата обращения: 15.01.2016)

5. Кобозев И.Ю. Психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2013. - 144 с.

6. Ковальчук И.А. Проблемы совершенствования психологической воспитательной и социальной работы // Прикладная юридическая психология. 2015. №4. С. 136-137

7. Ковальчук И.А., Алешина В.Ю. Влияние гендерных различий на формирование профессиональной компетентности курсантов и студентов// Прикладная юридическая психология. 2020. №3. С. 51-57

8. Ковальчук И. А., Беспалова Т.М. Формирование личностных свойств курсантов Академии ФСИН России как основы профессиональной компетентности // Прикладная юридическая психология. 2016. № 3. С. 89-95

9. Ковальчук И.А., Лебедев И.Б. Интеллектуально-личностный потенциал будущих специалистов ФСИН России: психологическое сопровождение// Прикладная юридическая психология. 2018. №3. С. 80-85.

10. Обухов А.Н., Обухова И.П. Теоретические и методические основы применения полиграфа: учебное пособие. - 5-е изд. - М.: Домодедово: ВИПК МВД России, 2014. - 321 с.

11. Петров А.М., Мягких С.Г. Из записной книжки полиграфолога: Справочное пособие для специалистов, использующих полиграф при опросе граждан. - Пермь, 2003. - 202 с.

12. Скрыпников А.И., Зубрилова И.С., Зерин С.Н. Методика и тактика применения полиграфа при раскрытии преступлений. Методическое пособие: М.: ВНИИ МВД России, 1997 - 112 с.

13. Холодный Ю.И. Применение полиграфа при профилактике, раскрытии и расследовании преступлений (генезис и правовые аспекты). Монография. - М., 2000. - 160 с.

14. Штепа А.А. Психологические основы отбора и подготовки старшинского состава курсантских подразделений морских высших учебных заведений / Вестник психотерапии.- 2007. - № 24 (29). - С. 210-217.

Рецензии
1. Обеспечение безопасности органов внутренних дел в ходе профессионального психологического отбора на службу с помощью полиграфных устройств Авторы: Мальцева Татьяна Вячеславна


Войти или Создать
* Забыли пароль?