Исследование посвящается осмыслению перспективных направлений развития теории и практики воспитания и обучения (образования), педагогики 21 века. Представлено описание некоторых особенностей использования методов и приёмов анализа и интерпретации произведений искусства, научно-учебных текстов, трудов известных учёных в учреждениях общего и профессионального образования. Особое внимание уделено вопросам психолого-педагогической поддержки развития интерпретационной деятельности у студентов инновационного художественного вуза – ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)» − на примере ИТПИ ВШНИ (академии).
интерпретация, интерпретационная деятельность, инновационные вузы России, традиционные художественные промыслы, образовательный процесс, творческая деятельность, оригинальные и уникальные произведения традиционных художественных промыслов (тхп), экспериментальное обучение, психолого-педагогическая поддержка
Реализация педагогической наукой 20 в. прогностической функции позволила создать ресурс надёжного предвидения перспективных направлений развития теории и практики воспитания и обучения (образования), педагогики 21 в. Справедливым было предположение учёных о необходимости: формирования новых данных о человеке (Д.И. Фельдштейн, М.К. Мамардашвили, В.И. Слободчиков, В.А. Сластенин и др.); получение результатов методологических исследований природы человека, её сущности и бытия (А.Н. Новиков, М.В. Богуславский, В.В. Краевский, В.А. Лекторский, А.В. Вербицкий и др.); разработки технологий интерактивного обучения в условиях непрерывного многоуровнего образования (И.А. Колесникова, Н.В. Кузьмина, В.А. Болотов, И.Д. Чечель, В.В. Сериков, В.И. Горовая и др.); управления процессом создания инновационной структуры профессионального образования (В.Ф. Максимович, Ю.Б. Рубин, В.И. Жуков, Я.И. Кузьминов, В.М. Филиппов, А.И. Субетто, А. Зернов и др.).
Стратегическая значимость таких направлений для развития педагогической науки и практики очевидна. Так, востребованными стали выводы ученых, предложивших современную трактовку (интерпретацию) феноменов «обучение», «воспитание», «образование», «обучающийся» при разработке Федерального закона «Образование в Российской Федерации» (в дальнейшем – при внесении в Закон изменений и дополнений) (И.В. Бестужев – Лада, Н.Д. Никандров, В.В. Рубцов, Н.В. Бордовская, А.А. Реан, А.А. Поляков и др.).
Включённые в систему условий повышения качества отечественного образования системно-деятельностный подход в образовании, как и компетентностный, оказали влияние на формулировку требований к содержанию федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований (И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, В.И. Байденко, В.В. Волосовец и др.).
В конце 90-х годов прошлого века по-особому актуально обозначилась проблема подготовки педагогических кадров высшей научной квалификации, что создало прецедент активности соискателей учёной степени кандидатов и докторов педагогических наук по специальности 13.00.08 Теория и методика профессионального образования. Успешность решения данной проблемы отмечена представителями экспертного сообщества, предложивших во втором десятилетии 21 в. продолжить дальнейшие научные исследования, но с учётом трансформации многоуровневого образования в изменившихся социокультурных и экономических условиях, что получило отражение в Приказе Минобрнауки России от 24.02.2021 №118 «Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются учёные степени, и внесении изменения в Положение о совете по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук, на соискание учёной степени доктора наук, утверждённое приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. №1093» [8]. Уточним: в данном приказе содержится новая формулировка научной специальности – 5.8.7. Методология и технология профессионального образования. Важно обратить внимание на то, что проблемам профессионального образования посвящено продолжение исследований, обеспечивающих психолого-педагогическую поддержку процессов развития инновационных учреждений профессиональной подготовки (организации высшего образования, среднего профессионального образования).
Среди таких учреждений профессиональным сообществом отмечена деятельность вузов, созданных в конце прошлого или в начале нынешнего века: Российский государственный социальный университет, Высшая школа экономики, Российский новый университет, университет «Синергия», Высшая школа народных искусств (академия) и др. При известных различиях целевой профессиональной подготовки инновационных вузов очевидна общность их позиций в вопросах признания актуальной значимости разработки методологии и технологии профессионального образования, формирования интереса к современной интерпретации дидактики высшей школы (В.А. Болотов, М.В. Ларионов, В.И. Слободчиков, В.И. Аршинов, В.И. Загвязинский, А.М. Новиков и др.).
Определённый вклад в научно обоснованную интерпретацию изменений отечественного профессионального образования в условиях вхождения в эпоху постиндустриального развития внесли основоположники и представители научных школ А.Г. Асмолова, Б.И. Шадрикова, И.Д. Фрумина, Я.И. Кузьминова, А.Г. Бессмертных, А.Я. Анцупова, Н.Б. Починок, В.С. Степина, Л.В. Филонова, В.Ф. Максимович, М.А. Некрасовой, С.Н. Чистяковой, В.А. Леднева и др.).
В педагогической теории и практике вариативного развития учреждений высшего образования обозначен интерес к деятельности инновационного художественного вуза – ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)» (Л.В. Ванюшкина, Н.М. Александрова, В.Ф. Максимович, П.В. Гусева, О.В. Федотова, С.Ю. Камнева, Ю.С. Салтанова, И.И. Юдина, И.Э. Агапова, А.Ю. Бутов и др.).
Многопрофильность подготовки академией художников традиционных художественных промыслов определяет сложность ее структурирования. Пять институтов, три филиала, одно представительство объединяются миссией ВШНИ (академии), которая заключается «в сохранении и развитии традиционного прикладного искусства, соотнесенного с сущностью его конкретного вида, в консолидации филиалов и единстве образовательного пространства народных художественных промыслов – определенного пространства целостной гармоничной современной среды, в выравнивании образовательных возможностей независимо от мест традиционного бытования и регионального расположения, в многообразии художественно-стилистических традиций…» [12, с.83-84].
Деловая репутация, имидж ВШНИ (академии) довольно устойчиво сложились как в образовательном пространстве РФ, так и за ее пределами – в странах ЕС, на территории которых активно реализуются дидактические и социокультурные ресурсы выставочной деятельности через непрерывность демонстрации творческих работ студентов и преподавателей вуза, систему организации и проведения мастер-классов, отражающих особенности профессиональной деятельности художников традиционного прикладного искусства. Для примера обратимся к материалам сайта вуза, к отзывам посетителей выставки, на базе которых сформирован банк данных оценочной информации о деятельности академии: «Студенты и выпускники академии отличаются высоким профессионализмом, широчайшим кругозором, востребованы на рынке творческого труда как истинные мастера ТПИ» (inastudent.ru / образование / Высшие школы / Про образование за рубежом).
Такова позиция многих посетителей выставок, гостей и коллег, участников научно-практических конференций, форумов, что в целом отражает верную интерпретацию результатов деятельности субъектов образовательного процесса ВШНИ (академии).
Знакомство с научными трудами преподавателей и аспирантов инновационных вузов, созданных на рубеже веков, позволяет отметить особенности организации и осуществления исследовательской деятельности. При всем тематическом многообразии научной работы заметно проявляется устойчивый интерес к вопросам интерпретации изменений, происходящих в теории и практике непрерывного образования на этапе становления постнеклассической научной рациональности (Т. Клячко, А.Г. Буховец, А.М. Егорычев, А.М. Петрова, Л.В. Мардахаев, Т.И. Зворыкина, Т.М. Регент и др.).
Специфика деятельности ВШНИ (академии) влияет на усиление интереса ученых этого вуза к вопросам исследования методов анализа и интерпретации оценки качества авторского произведения (Ю.И. Уколова, Н.Н. Михайлова и др.). На базе структурного подразделения академии – Института традиционного прикладного искусства с 2016 г. осуществляется экспериментальная работа по освоению бакалаврами интерпретационной деятельностью на занятиях по дисциплинам социально-гуманитарной направленности. В систему проблемных вопросов занятий включается работа, ориентированная на понимание студентами произведений актуально значимого вида (видов) искусства, на вербализованную трактовку будущими специалистами признаков эстетической ценности оригинального художественного образа, на ориентированность выводов о признании уникальности продукта творческого труда.
Выполнение заданий по развитию интерпретационной деятельности связано с вопросами повышения уровня владения универсальными компетенциями, сформированными у студентов ещё на этапе обучения в учреждениях общего образования. Заметим, уровень владения интерпретационной деятельностью обучающимися в учреждениях общего образования определяется не только средствами текущего контроля, рубежного, но и итогового. Например, при сдаче ЕГЭ по обществознанию, литературе, физике, иностранному языку и др. Так, выпускники школ, будущие абитуриенты и студенты, при сдаче ЕГЭ выполняют составные задания на анализ и интерпретацию источника (обществознание), представляют интерпретацию эпического, микроэпического или драматического произведения (литература), интерпретируют результаты опыта (физика), обращаются к интерпретаци текста при его переводе на русский или иностранный язык и т.п.
Нельзя сбрасывать со счетов то, что в школах России внедрены научные и методические труды, учебные пособия В.Г. Маранцмана и представителей его научной школы «Интерпретация художественного произведения как технология общения с искусством» [6].
Многие педагоги используют методики формирования интерпретационной деятельности М.Б. Батюта («Восприятие и понимание художественных произведений»), Ю.А. Полуянова («Понимание картины через отношение к художественному образу» – методика «Впечатление»), Е.В. Таренкиной («Интерпретация научно-учебного текста») и др. [1].
Более высокий уровень владения интерпретационной деятельностью обнаруживается у студентов, имеющих опыт участия в олимпиадах различного уровня, в международных исследованиях учебной деятельности школьников (Pisa, Pirls, Timss). Такие студенты ещё в школе приобретали опыт интерпретационной деятельности через подготовку и выполнение заданий на интерпретацию и обобщение информации (Г.С. Ковалёва, Г.А. Цукерман, М.И. Кузнецова и др.).
Психолого-педагогическая поддержка повышения уровня владения студентами интерпретационной деятельностью предполагается в вузах, обеспечивающих подготовку специалистов для сферы художественной (творческой) деятельности. Например, сегодня широко практикуется изучение в вузах таких дисциплин, как «Анализ и интерпретация произведений искусства», «Интерпретация произведений архитектуры», «Анализ и интерпретация разных видов искусства» (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород, Омск и др.) [2].
В художественных вузах распространяется практика изучения вопросов влияния вербальной интерпретации произведения искусства на его восприятие, понимание, описание, комментирование, анализ. Такой опыт используется и в ИТПИ ВШНИ (академии). При этом через процесс обучения и участия в НИРС рассматриваются вопросы освоения видов интерпретации произведений искусства, специфики интерпретационной деятельности будущих художников на занятиях по профильным дисциплинам, дисциплинам социогуманитарного и естественно-научного циклов. Такие направления работы по развитию интерпретационной деятельности получают поддержку при изучении педагогики, методики преподавания специальных дисциплин, основ научно-исследовательской деятельности в области ТПИ, на практике по овладению основами научно-исследовательской работы. Так, индивидуальные задания по интерпретации текстов статей, размещённых в журнале «Традиционное прикладное искусство и образование», выполняются студентами в период практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, включая научно-исследовательскую работу. Интерпретация научной статьи включается в аннотации, отзывы, рецензии (по методике И.А. Шаповаловой) [14;15].
Трансформация содержательных характеристик феномена «интерпретация» под влиянием специфики произведений искусства, в том числе традиционных художественных промыслов, открывает возможности обнаруживать, выявлять через интерпретацию способы их жизни в сфере культуры, возможности «позволить произведению искусства заговорить», а его автору – «рассказать» , зрителю – «пересказать» (Ю. Лотман), представляя в вербализованном виде понимание замысла, личностного раскодирования (расшифровки) традиции и новации авторского воплощения художественного образа, профессионального использования технологий конкретного вида, стиля ТХП [10].
Понимание термина «интерпретация» согласуется с классическим его объяснением в трудах Поля Рикера, утверждающего, что интерпретация отражает работу мышления, «которая состоит в расшифровке смысла». Связанная с историчностью традиций, интерпретация «поддерживает и обновляет традиции» [9, с.73]. По утверждению П. Рикера, «интерпретация имеет свою историю», «эта история является составной частью самой традиции» [9, с. 38]. Обращаясь к анализу действий зрителей, связанных с интерпретацией явлений искусства, П. Рикер приходит к выводам, актуально значимым для профессиональной подготовки художников ТПИ: «Мы интерпретируем не просто так, а для того, чтобы высветить, продлить и тем самым поддержать жизнь традиций». Всякая традиция живет благодаря интерпретации, именно этой ценой она продлевается, т.е. остается живой традицией [9, с. 38].
С учетом целевой аудитории обучающихся (бакалавры – будущие художники ТПИ) в экспериментальной работе, направленной на психолого-педагогическую поддержку развития у студентов интерпретационной деятельности, данное понятие рассматривается как «смысловой процесс и результат общения с художественным произведением, направленный на взаимодействие внешнего и внутреннего мира и сознания» обучающихся [6, с. 8]. «Этапами интерпретационной деятельности в процессе художественного общения, справедливо считают представители научной школы В.Г. Маранцмана, - являются: 1) этап интерпретирующего восприятие; 2) этап интерпретирующего анализа; 3) этап собственно интерпретации продукта художественного творчества» [6, с. 9].
В заключение отметим: организация и самоорганизация учебного процесса, ориентированного на психолого-педагогическую поддержку развития интерпретационной деятельности у студентов ИТПИ ВШНИ (академии), соответствует научным основаниям реализации современных подходов к обучению – антропологического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного, аксиологического.
1. Батюта М.Б., Сидорина Е.В. Влияние вербальной интерпретации произведений живописи на его восприятие и понимание // Международный журнал экспериментального образования. − 2015. − №12-2. − С. 182-186.
2. Ерманова Ю.Г., Яо М.К. Программа дисциплины “Анализ и интерпретация произведений искусства”. Профиль подготовки: Изобразительное искусство(бакалавр). Казань. − 2014. − С. 19
3. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студентов педвузов. − Москва: Академия. 2001. −С. 192.
4. Ивахнова Л.А. Профессиональная деятельность учителя изобразительных искусств: учеб. помощь. − Омск: Ом. ГПУ. 2013. −С. 116.
5. Максимович В.Ф. Образовательная политика в сфере традиционных художественных промыслов // Традиционное прикладное искусство и образование. − 2020. − №3. − С. 7-14.
6. Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. − Москва. 1999. − С. 217.
7. Маранцман В.Г. Интерпретация художественного произведения как технология общения с искусством // Литература в школе. − 1998. − №8. − С. 91-98.
8. Михайлова Н.М. Современные ценности культурного наследия и новые подходы к его сохранению // Традиционное прикладное искусство и образование. − 2020 − № 1. − С. 130-138.
9. Приказ Минобрнауки России Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, и внесении изменения в Положении о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. №1093 // Приказ Минюста России от 06.04.2021 №62998.
10. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. Москва: Московский философский фонд “Медиум”. 2008. − С. 695.
11. Словарь: Культура и культурология / А.И. Кравченко. Екатеринбург: Деловая книга. 2003. − С. 928.
12. Уколова Ю.И. Интерпретация реалистического изображения через иконописную стилизацию в процессе обучения бакалавров Мстерского института лаковой миниатюрной живописи ВШНИ // Традиционное прикладное искусство и образование. − 2020. − №1. − С.125-129.
13. Федотова О.В. О художественно-педагогической концепции ТХП М.А. Некрасовой в перспективной практической деятельности ИТПИ МФ ВШНИ // Традиционное прикладное искусство и образование. − 2020. − № 2. − С. 83−84.
14. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические диссертационные исследования в системе организации современных научных знаний // Педагогика. − 2011. − №5. − С. 3−21.
15. Шаповалова И.А. Взаимодействие произведений художественной литературы и живописи в системе развития общекультурных компетенций будущих специалистов декоративно-прикладного искусства. - Сохранение, поддержка и продвижение русской культуры и языка за рубежом / под общей ред. А.П. Лободанова. Вестник МЦМС. №6. Москва: БОС. 2017. − С. 151-162.
16. Шаповалова И.А. Диалог культур: воспитание молодёжи собственным национальным искусством / Русское культурное пространство: коммуникативный аспект: Сб. мат. Международной практической конференции. Москва. − 2019. − С. 81-88.