МОЖЕТ ЛИ ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО СПОСОБСТВОВАТЬ ЛИКВИДАЦИИ БЕДНОСТИ?
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
25 сентября 2015 г. 193 государства − члена ООН приняли 17 глобальных целей, которые больше известны как цели устойчивого развития (ЦУР) ООН. Сложно определить, какие именно ЦУР имеют более неотложный приоритет, а какие могут осуществляться по мере возможностей каждого государства. Однако некоторые из ЦУР могут реализовываться параллельно, так как между ними можно проследить некую зависимость. Одной из таких пар ЦУР могут выступать цели №1 и №5, «повсеместная ликвидация бедности» и «обеспечение гендерного равенства» соответственно.

Ключевые слова:
цели устойчивого развития (ЦУР), Повестка-2030, ликвидация бедности, гендерное равенство, гендерное неравенство
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Экономический рост, социальная ответственность, забота о будущих поколениях, экологическое равновесие – это «четыре кита» устойчивого развития. На принципах баланса названных сфер, их взаимозависимости и взаимодействия были определены и приняты 17 глобальных целей. Данные цели отвечают принципам устойчивого развития, которые намерены избавить наш мир от глобальных проблем путём объединения сил 193 стран − членов ООН.

Цели устойчивого развития направлены на процветание мира, на борьбу с изменениями климата, ликвидацию гендерного неравенства и бедности. Более того, ЦУР имеют свои принципы, которые способствуют их скорейшей реализации [1]. Во-первых, это универсальность, которая предполагает то, что любая страна в состоянии содействовать выполнению поставленных глобальных целей. Каждая страна вне зависимости от развития в одинаковой степени несёт ответственность за выполнение действий, которые ведут к достижению общих целей. Второй принцип – комплексный подход. Он подразумевает под собой обширные и разносторонние подходы к решению поставленных целей и задач. Третий принцип – это объединение стран во имя общей цели, в данном случае во имя 17 общих целей. Невозможно добиться желаемых результатов в одиночку, это получится только путём объединения сил всех стран.

Совершенно очевиден тот факт, что каждая из ЦУР важна и имеет свои положительные последствия при её достижении, но говорить в рамках одной работы обо всех весьма трудно и едва ли принесёт полезный эффект в конечном итоге. Именно поэтому мы подробно остановимся на рассмотрении ЦУР №1 «Повсеместная ликвидация бедности во всех её формах» и ЦУР №5 «Обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек». Чем обусловлен именно такой выбор, читатель поймёт в ходе наших дальнейших рассуждений.

ЦУР №1 «Повсеместная ликвидация бедности во всех её формах»

Ликвидация бедности не зря является целью номер один среди всех целей устойчивого развития. Дело в том, что бедность – это своего рода барьер, который отгораживает людей от нормальной и полноценной жизни. Бедность значительно ограничивает возможности людей. И речь идёт не о дорогих вещах и предметах роскоши, имеются в виду базовые возможности и потребности человека. Бедность существенно уменьшает возможность на долгую и здоровую жизнь, на получение знаний и экономических ресурсов, на участие в общественной жизни и т.д. [2].

Важно отметить, что бедность в крупных масштабах – проблема не конкретного человека или не конкретной группы людей, это проблема государственного уровня. И именно государство несёт ответственность за своих граждан.

В рамках ЦУР №1 к 2030 г. планируется:

  • обеспечить равные права на экономические ресурсы, а также доступ к базовым услугам среди всех людей, включая бедных и малоимущих;
  • уменьшить их незащищенность и уязвимость перед природными явлениями;
  • сократить долю мужчин, женщин и детей всех возрастов, живущих в нищете во всех ее проявлениях, как минимум, наполовину [3].

В обязательном порядке стоит отметить тот факт, что по данным ООН на 100 мужчин, проживающих в бедности, приходится 122 женщины. Обратим на это своё пристальное внимание, так как это принципиально важный момент в рамках нашей работы.

ЦУР №5 «Обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек»

Гендерное неравенство – одна из важнейших глобальных проблем современного мира. Дело в том, что эта проблема носит не только социальный характер, но и имеет достаточно большое влияние на другие сферы общества. Женщин с давних времён принято считать хранительницами домашнего очага, вследствие чего их роль в экономической и политической сферах общества очень сильно снижена. Важно отметить то, что на сохранение «домашнего очага» женщины тратят около 20% своего времени, что является неоплачиваемым трудом, но очень энергозатратным. Таким образом, в обществе сложилась пропорция 1:4, которая означает то, что женщины в 4 раза больше тратят времени на неоплачиваемый труд, чем мужчины [4].

ЦУР №5 призывает признавать и ценить неоплачиваемый труд по уходу и работу по ведению домашнего хозяйства [5]. Уход за членами семьи, готовка и уборка – не обязанность женщин и девочек, это акт доброй воли, который требует хотя бы благодарности и уважения. Также, всем известно, что большинство руководящих должностей в крупных фирмах и государственном аппарате занимают мужчины. Нельзя сказать, что это положительно влияет на принятие решений и стратегию развития компании или государства. Любые вопросы должны рассматриваться с максимально большого количества сторон, поэтому количество женщин на высоких позициях должно быть примерно одинаковым с количеством позиций, которые занимают мужчины. Речь же не идёт о тяжёлом физическом труде, там роль женщины весьма мала, и было бы глупо требовать в подобных сферах одинакового представления обоих полов. Мы говорим о местах, где требуются когнитивные способности человека, которые при правильном использовании должны сыграть положительную роль не только для самого человека, но и для общества или потребителя, на благо которого он работает.

Проще говоря, данная ЦУР ставит перед мировым сообществом задачу повсеместной ликвидации всех форм дискриминации в отношении всех женщин и девочек. А как государства − члены ООН справляются с двумя обсуждаемыми нами целями устойчивого развития, узнаем в последующих разделах.

Текущее положение России на пути к достижению ЦУР

В Российской Федерации существует большое количество мер социальной защиты тех групп населения, которые особенно остро в этом нуждаются. Самой большой группой населения, которая нуждается в государственной помощи, являются семьи с детьми. Все имеющиеся пособия, касающиеся вопросов семей с детьми, устанавливаются Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 N 81-ФЗ. Также, в 2020 г. программа материнского капитала претерпела серьёзные изменения и подарила больше возможностей семьям с детьми (ребёнком). К таким изменениям относятся:

  • расширение перечня лиц, у которых возникает право на получение материнского капитала. Действие программы материнского капитала распространилось на женщин, родивших (усыновивших) с 1 января 2020 г. первого ребенка;
  • увеличение размера материнского капитала при рождении второго ребёнка;
  • сокращение сроков оформления материнского капитала [6].

Что касается вопросов не семейного характера, происходит содействие занятости женщин и лиц старшего поколения, заключение социальных контрактов, часть национальных и федеральных проектов также включает в себя меры по борьбе с бедностью («Демография», «Финансовая поддержка семей при рождении детей», «Старшее поколение», «Производительность труда и поддержка занятости»).

Более того, Россия реализует выполнение ЦУР №1 не только в рамках территории нашей страны, но и помогает в этом зарубежным государствам. Так, например, Россия вкладывается в социально-экономическое развитие стран СНГ и регионов, принимает участие в решении проблем Африки и осуществляет свою деятельность в рамках Черноморского экономического сотрудничества [7].

Перейдём к рассмотрению достижений и результатов в области ЦУР №5. Равенство полов на территории Российской Федерации закреплено в Конституции, ст. 19. И всё же некий гендерный разрыв присутствует, который особенно хорошо наблюдается в сфере оплаты труда и построения карьеры. Российское законодательство также предусматривает различной степени ответственность за совершение насилия (в том числе семейно-бытовое насилие). С недавнего времени в России большое внимание привлёк к себе вопрос домашнего насилия, по всей стране создаются центры оказания поддержки пострадавшим от домашнего насилия. Тема домашнего насилия очень актуальна в рамках рассматриваемой нами ЦУР №5, так как подавляющее большинство насильственных действий осуществляется в сторону женского населения. К счастью, количество зафиксированных случаев подобных действий имеет тенденцию к снижению [7].

Согласно данным из Доклада о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, индекс предпринимательской активности женщин вырос до 70%, т.е. прибавил 14 процентных пунктов за 5 лет. На сегодняшний день Россия входит в пятёрку стран-лидеров по количеству женщин, которые задействованы в бизнесе и политической сфере.

В сфере здравоохранения много внимания уделено женскому здоровью, так как вопрос материнства является одним из приоритетных для государства. Медицинская помощь бесплатно предоставляется женщинам во время беременности, родов и после них. Также предоставляется квалифицированная помощь по вопросу предупреждения абортов.

Опыт и результаты других стран в достижении ЦУР №1 и №5

В настоящий момент достижение гендерного равенства является одной из приоритетных политических, социальных и экономических задач в мире, именно поэтому стоит обратить внимание на достижения всех стран в этой области.

Гендерное неравенство достаточно большое место занимает в области профессиональной карьеры. Это заключается в том, что зачастую женщинам не дают занимать высоких позиций по необъяснимым причинам. Хотя, очевидно, все мы эту причину знаем. Женщины – слабый пол, и нечего им руководить другими людьми и / или принимать важные решения, касающиеся фундаментальных вопросов компании (или государства, если речь идёт о политической деятельности). Более того, зачастую мужчины и женщины имеют разный уровень оплаты одинаково выполняемого ими труда.

С целью разрешения такой несправедливой ситуации 1 августа 2018 г. парламент Франции принял Закон о свободе выбора своего профессионального будущего, который направлен на поддержку системы профессионального образования молодежи, против любых проявлений гендерного неравенства на рабочем месте, сексизма, устранения неравенства в размере заработной платы мужчин и женщин, при исполнении ими идентичных функций или тех, которые требуют такой же квалификации.

Также, был создан индекс равенства женщин и мужчин на рабочем месте, который включает в себя пять важных и необходимых критериев:

  1. устранение разницы в размерах оплаты труда между мужчинами и женщинами;
  2. все работники вне зависимости от пола должны иметь одинаковые возможности для увеличения заработной платы;
  3. возможность карьерного роста также должна быть одинаковой для всех полов;
  4. после выхода из отпуска по уходу за ребёнком заработная плата сотрудника должна быть повышена, если в период отсутствия такое повышение имело место быть;
  5. список сотрудников с самыми высокими заработными платами должен включать в себя не менее четырёх мужчин и четырёх женщин, т.е. не должно быть ситуации, когда самые высокооплачиваемые сотрудники имеют один пол, сразу может возникнуть подозрение на гендерное неравенство и превосходство одного гендера над другим в сфере оплаты труда и построения карьеры в конкретной организации [8].

Норвегия, Франция, Великобритания, Финляндия и Швеция демонстрируют успех в ликвидации гендерного неравенства. В данных странах представленность женщин в бизнес-управлении на порядок выше, чем в других странах мира. Около 35% мест в советах директоров крупных компаний занимают женщины, благодаря чему ведущие компании стран повысили свои успехи и результативность [9]. Гендерное разнообразие в управлении стало частью культуры, которое даёт лишь положительный эффект для экономики стран.

Что касается побед и достижений в области ликвидации бедности, это стало неким трендом для заявлений и обещаний политиков. И, к большому счастью, в последние десять лет сократить нищету в несколько раз смогло немалое количество стран, хотя когда-то это казалось чем-то недостижимым и практически нереальным.

Китай на данный момент реализует самую масштабную в мире программу борьбы с бедностью. Важно отметить то, что Китай добился поставленной ООН цели намного раньше запланированных сроков. По примеру Китая хотят действовать и другие азиатские страны, что практически гарантирует им большой успех в этом вопросе. 740 миллионов чел., или 94,4% сельского населения Китая вышло из нищеты с 1978 по 2017 г., – такие данные привело в сентябре 2018 г. Государственное бюро статистики КНР. Эта цифра составляет 70% людей во всем мире, переставших жить в крайней бедности [10].

Европейская сеть по борьбе с бедностью (EAPN) выявила ключевые факторы, которые способны переместить человека в категорию бедных. К таким факторам относятся: безработица, низкий уровень или полное отсутствие образования, проблемы со здоровьем (от инвалидности до хронических заболеваний), жизнь в отдалённых и бедных районах. Все эти факторы необходимо учитывать при создании новых методов борьбы с бедностью. Нельзя решить проблему бедности исключительно деньгами, тут нужен комплексный подход, который касается не только финансовых и экономических вопросов, но и зачастую проблем социального характера.

И очень важно, по мнению авторов, что президент страны в своем послании Федеральному собранию-2021 выделил борьбу с бедностью одной из приоритетных задач. «Главное сейчас, конечно же, обеспечить рост реальных доходов граждан, восстановить его и обеспечить дальнейший рост, добиться ощутимых изменений в борьбе с бедностью…» [11]. Президент страны  утвердил перечень поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 г., в котором предусмотрено [12]:

а) предоставление с 1 июля 2021 г. ежемесячной выплаты в размере 1/2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в субъекте Российской Федерации, женщинам, в случае если срок их беременности составляет шесть и более недель, и они встали на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, а размер среднедушевого дохода их семьи не превышает величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации;

б) предоставление с 1 июля 2021 г. ежемесячной выплаты детям в возрасте от 8 до 17 лет в размере 1/2 величины прожиточного минимума ребенка, установленной в субъекте Российской Федерации, которые проживают в семьях с единственным родителем или семьях, имеющих в соответствии с судебным решением право на получение алиментов и не получающих их, в случае если такие семьи признаны нуждающимися или остаются таковыми после получения алиментов;

в) разработка подходов к созданию целостной системы мер поддержки семей с детьми в целях сведения к минимуму риска бедности таких семей;

г) предоставление в августе 2021 г. единовременной выплаты в размере 10 тыс. руб. семьям, имеющим детей в возрасте от 6 до 18 лет, предусмотрев для школьников-инвалидов особый порядок осуществления такой выплаты;

д) продление программы возмещения части стоимости оплаченного туристского продукта всем гражданам до конца 2021 г., предусмотрев при этом в период летних каникул;

е) возмещение гражданам, приобретающим путевки в организации отдыха и оздоровления детей, 50 процентов стоимости оплаченного туристского продукта для детей.

Таким образом, по мнению авторов, приняты беспрецедентные меры по снижению уровня бедности.

Гендерное равенство в вопросе ликвидации бедности

Бедность конкретных групп населения – это не всегда следствие именно безработицы, экономических кризисов и чрезвычайных ситуаций. Бедность – это сигнал, который информирует государство и общество о том, что есть какая-то проблема, у которой почти наверняка есть причины появления и вполне ожидаемые негативные последствия. Любую проблему нужно уметь идентифицировать и находить пути решения. Решив одну проблему, мы можем избавить себя от других, более масштабных проблем, которые могли бы проявиться спустя время.

 По мнению авторов, группа населения, наиболее подверженная риску перехода в категорию бедного населения, − это семьи с детьми. Почему так происходит? Работодатели не слишком охотно набирают в свой штат женщин репродуктивного возраста, так как высока вероятность того, что они могут уйти в декрет, часто быть на больничных из-за ребёнка и, вообще, женщины зачастую больше сосредоточены на семье, чем на работе. В то время, когда мужчины делают широкие шаги по карьерной лестнице, женщины сидят дома с детьми и становятся домохозяйками. Ведь в мире бизнеса их никто не ждёт с распростёртыми объятиями, любому бизнесу невыгодны будущие мамы в декретах и нынешние мамы с постоянными просьбами уйти пораньше, потому что «ребёнка из детского садика нужно забрать».

В итоге мы имеем ситуацию, когда на семью с ребёнком приходится лишь один работающий родитель. Очевидно, что одной зарплаты, а если она ещё и небольшая, не хватает на обеспечение семьи, как минимум, из трёх человек. И важно ещё учесть то, что содержание ребёнка – достаточно дорогое удовольствие. Получается, что для полноценного функционирования семьи, которая способна обеспечивать ребёнка всем необходимым, требуется два работающих родителя. Значит, нужно приобщать бизнес к шагу навстречу женщинам и девушкам, учитывая все особенности их положения и роли в обществе. Многие представительницы женского пола способны успешно совмещать и карьеру, и семью, если дать им такую возможность.

Более того, из-за предрассудков и определённого вида скепсиса женщин в равных или почти равных долях с мужчинами увидеть на руководящих должностях в пока что большинстве стран является большой редкостью, хотя на опыте некоторых стран было доказано, что ничего опасного в этом нет, наоборот, гендерное разнообразие в компании способствует появлению большего количества идей, которые в силу разницы в мышлении способны кардинально отличаться друг от друга.

Таким образом, по нашему мнению, именно привлечение женщин в бизнес – один из способов решения проблемы бедности. Каждый человек имеет право на самореализацию, карьеру и своё место в обществе. И лишать определённые группы населения всех этих возможностей из-за отличий от других групп населения – несправедливость и дискриминация. А дискриминация – проблема нездорового общества, которую нужно решать, пока она не уничтожила весь мир в погоне за превосходством одних над другими.

Список литературы

1. Ладикас М., Дусик И., Хан Ю. Глобальная социальная оценка техники в контексте Повестки дня ООН на период до 2030 года // Технологос. - 2019. - № 2. - С. 7-20.URL:https://cyberleninka.ru/article/n/globalnaya-sotsialnaya-otsenka-tehniki-v-kontekste-povestki-dnya-oon-na-period-do-2030-goda

2. Воронкова О.В. Решение проблемы бедности - первая цель в программах развития ООН / О.В. Воронкова // Идеи и идеалы. - 2016. - № 3(29). - С. 36-44.URL:https://cyberleninka.ru/article/n/reshenie-problemy-bednosti-pervaya-tsel-v-programmah-razvitiya-oon

3. Цель 1: Повсеместная ликвидация нищеты во всех ее формах - Устойчивое развитие [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/poverty

4. Гендерное неравенство в цифрах: неоплачиваемый труд, насилие, принудительные браки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://theworldonly.org/gendernoe-neravenstvo-v-tsifrah-neoplachivaemyj-trud-nasilie-prinuditelnye-braki/

5. Цель 5: Обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек - Устойчивое развитие [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/gender-equality

6. «Материнский (семейный) капитал с 1 января 2020 года: новые возможности» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pfr.gov.ru/branches/kaliningrad/news/~2020/03/20/202075

7. Добровольный национальный обзор хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/file/dcbc39abeafb0418d9d48c06c958e454/obzor.pdf

8. Костенко Е.П., Кузнецова С.Ю. Инструменты преодоления гендерного неравенства на рабочем месте: опыт Франции / Е. П. Костенко // Journalofeconomicregulation (Вопросы регулирования экономики). - 2019. - Т. 10. - №. 4. - С. 103-116.URL:https://cyberleninka.ru/article/n/instrumenty-preodoleniya-gendernogo-neravenstva-na-rabochem-meste-opyt-frantsii

9. Финляндия - среди лидеров по представленности женщин в бизнес-управлении [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.goodnewsfinland.com/ru/finlyandiya-sredi-liderov-po-predstavlennosti-zhenshhin-v-biznes-upravlenii/

10. Мир борется с бедностью. Кто побеждает? | Милосердие.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.miloserdie.ru/article/mir-boretsya-s-bednostyu-kto-pobezhdaet/

11. Стенограмма Послания Владимира Путина Федеральному Собранию [ Электронный ресурc] URL:http://prezident.org/tekst/stenogramma-poslanija-vladimira-putina-federalnomu-sobraniyu-21-04-2021.html

12. Поручение Президента РФ от 2 мая 2021 г. Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс] - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400625145/

Войти или Создать
* Забыли пароль?