CAN GENDER EQUALITY CONTRIBUTE TO THE ELIMINATION OF POVERTY?
Abstract and keywords
Abstract (English):
On September 25, 2015, 193 UN Member States adopted 17 global goals, which are better known as the UN Sustainable Development Goals. It is difficult to determine which SDGs have a more immediate priority, and which can be implemented to the extent possible for each State. However, some of the SDGs can be implemented in parallel, since there is a certain relationship between them. One of these pairs of SDGs can be Goals #1 and #5, "eliminating poverty everywhere" and" ensuring gender equality", respectively.

Keywords:
Sustainable Development Goals (SDGs); the 2030 Agenda; elimination of poverty; gender equality; gender inequality
Text
Text (PDF): Read Download

Экономический рост, социальная ответственность, забота о будущих поколениях, экологическое равновесие – это «четыре кита» устойчивого развития. На принципах баланса названных сфер, их взаимозависимости и взаимодействия были определены и приняты 17 глобальных целей. Данные цели отвечают принципам устойчивого развития, которые намерены избавить наш мир от глобальных проблем путём объединения сил 193 стран − членов ООН.

Цели устойчивого развития направлены на процветание мира, на борьбу с изменениями климата, ликвидацию гендерного неравенства и бедности. Более того, ЦУР имеют свои принципы, которые способствуют их скорейшей реализации [1]. Во-первых, это универсальность, которая предполагает то, что любая страна в состоянии содействовать выполнению поставленных глобальных целей. Каждая страна вне зависимости от развития в одинаковой степени несёт ответственность за выполнение действий, которые ведут к достижению общих целей. Второй принцип – комплексный подход. Он подразумевает под собой обширные и разносторонние подходы к решению поставленных целей и задач. Третий принцип – это объединение стран во имя общей цели, в данном случае во имя 17 общих целей. Невозможно добиться желаемых результатов в одиночку, это получится только путём объединения сил всех стран.

Совершенно очевиден тот факт, что каждая из ЦУР важна и имеет свои положительные последствия при её достижении, но говорить в рамках одной работы обо всех весьма трудно и едва ли принесёт полезный эффект в конечном итоге. Именно поэтому мы подробно остановимся на рассмотрении ЦУР №1 «Повсеместная ликвидация бедности во всех её формах» и ЦУР №5 «Обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек». Чем обусловлен именно такой выбор, читатель поймёт в ходе наших дальнейших рассуждений.

ЦУР №1 «Повсеместная ликвидация бедности во всех её формах»

Ликвидация бедности не зря является целью номер один среди всех целей устойчивого развития. Дело в том, что бедность – это своего рода барьер, который отгораживает людей от нормальной и полноценной жизни. Бедность значительно ограничивает возможности людей. И речь идёт не о дорогих вещах и предметах роскоши, имеются в виду базовые возможности и потребности человека. Бедность существенно уменьшает возможность на долгую и здоровую жизнь, на получение знаний и экономических ресурсов, на участие в общественной жизни и т.д. [2].

Важно отметить, что бедность в крупных масштабах – проблема не конкретного человека или не конкретной группы людей, это проблема государственного уровня. И именно государство несёт ответственность за своих граждан.

В рамках ЦУР №1 к 2030 г. планируется:

  • обеспечить равные права на экономические ресурсы, а также доступ к базовым услугам среди всех людей, включая бедных и малоимущих;
  • уменьшить их незащищенность и уязвимость перед природными явлениями;
  • сократить долю мужчин, женщин и детей всех возрастов, живущих в нищете во всех ее проявлениях, как минимум, наполовину [3].

В обязательном порядке стоит отметить тот факт, что по данным ООН на 100 мужчин, проживающих в бедности, приходится 122 женщины. Обратим на это своё пристальное внимание, так как это принципиально важный момент в рамках нашей работы.

ЦУР №5 «Обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек»

Гендерное неравенство – одна из важнейших глобальных проблем современного мира. Дело в том, что эта проблема носит не только социальный характер, но и имеет достаточно большое влияние на другие сферы общества. Женщин с давних времён принято считать хранительницами домашнего очага, вследствие чего их роль в экономической и политической сферах общества очень сильно снижена. Важно отметить то, что на сохранение «домашнего очага» женщины тратят около 20% своего времени, что является неоплачиваемым трудом, но очень энергозатратным. Таким образом, в обществе сложилась пропорция 1:4, которая означает то, что женщины в 4 раза больше тратят времени на неоплачиваемый труд, чем мужчины [4].

ЦУР №5 призывает признавать и ценить неоплачиваемый труд по уходу и работу по ведению домашнего хозяйства [5]. Уход за членами семьи, готовка и уборка – не обязанность женщин и девочек, это акт доброй воли, который требует хотя бы благодарности и уважения. Также, всем известно, что большинство руководящих должностей в крупных фирмах и государственном аппарате занимают мужчины. Нельзя сказать, что это положительно влияет на принятие решений и стратегию развития компании или государства. Любые вопросы должны рассматриваться с максимально большого количества сторон, поэтому количество женщин на высоких позициях должно быть примерно одинаковым с количеством позиций, которые занимают мужчины. Речь же не идёт о тяжёлом физическом труде, там роль женщины весьма мала, и было бы глупо требовать в подобных сферах одинакового представления обоих полов. Мы говорим о местах, где требуются когнитивные способности человека, которые при правильном использовании должны сыграть положительную роль не только для самого человека, но и для общества или потребителя, на благо которого он работает.

Проще говоря, данная ЦУР ставит перед мировым сообществом задачу повсеместной ликвидации всех форм дискриминации в отношении всех женщин и девочек. А как государства − члены ООН справляются с двумя обсуждаемыми нами целями устойчивого развития, узнаем в последующих разделах.

Текущее положение России на пути к достижению ЦУР

В Российской Федерации существует большое количество мер социальной защиты тех групп населения, которые особенно остро в этом нуждаются. Самой большой группой населения, которая нуждается в государственной помощи, являются семьи с детьми. Все имеющиеся пособия, касающиеся вопросов семей с детьми, устанавливаются Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 N 81-ФЗ. Также, в 2020 г. программа материнского капитала претерпела серьёзные изменения и подарила больше возможностей семьям с детьми (ребёнком). К таким изменениям относятся:

  • расширение перечня лиц, у которых возникает право на получение материнского капитала. Действие программы материнского капитала распространилось на женщин, родивших (усыновивших) с 1 января 2020 г. первого ребенка;
  • увеличение размера материнского капитала при рождении второго ребёнка;
  • сокращение сроков оформления материнского капитала [6].

Что касается вопросов не семейного характера, происходит содействие занятости женщин и лиц старшего поколения, заключение социальных контрактов, часть национальных и федеральных проектов также включает в себя меры по борьбе с бедностью («Демография», «Финансовая поддержка семей при рождении детей», «Старшее поколение», «Производительность труда и поддержка занятости»).

Более того, Россия реализует выполнение ЦУР №1 не только в рамках территории нашей страны, но и помогает в этом зарубежным государствам. Так, например, Россия вкладывается в социально-экономическое развитие стран СНГ и регионов, принимает участие в решении проблем Африки и осуществляет свою деятельность в рамках Черноморского экономического сотрудничества [7].

Перейдём к рассмотрению достижений и результатов в области ЦУР №5. Равенство полов на территории Российской Федерации закреплено в Конституции, ст. 19. И всё же некий гендерный разрыв присутствует, который особенно хорошо наблюдается в сфере оплаты труда и построения карьеры. Российское законодательство также предусматривает различной степени ответственность за совершение насилия (в том числе семейно-бытовое насилие). С недавнего времени в России большое внимание привлёк к себе вопрос домашнего насилия, по всей стране создаются центры оказания поддержки пострадавшим от домашнего насилия. Тема домашнего насилия очень актуальна в рамках рассматриваемой нами ЦУР №5, так как подавляющее большинство насильственных действий осуществляется в сторону женского населения. К счастью, количество зафиксированных случаев подобных действий имеет тенденцию к снижению [7].

Согласно данным из Доклада о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, индекс предпринимательской активности женщин вырос до 70%, т.е. прибавил 14 процентных пунктов за 5 лет. На сегодняшний день Россия входит в пятёрку стран-лидеров по количеству женщин, которые задействованы в бизнесе и политической сфере.

В сфере здравоохранения много внимания уделено женскому здоровью, так как вопрос материнства является одним из приоритетных для государства. Медицинская помощь бесплатно предоставляется женщинам во время беременности, родов и после них. Также предоставляется квалифицированная помощь по вопросу предупреждения абортов.

Опыт и результаты других стран в достижении ЦУР №1 и №5

В настоящий момент достижение гендерного равенства является одной из приоритетных политических, социальных и экономических задач в мире, именно поэтому стоит обратить внимание на достижения всех стран в этой области.

Гендерное неравенство достаточно большое место занимает в области профессиональной карьеры. Это заключается в том, что зачастую женщинам не дают занимать высоких позиций по необъяснимым причинам. Хотя, очевидно, все мы эту причину знаем. Женщины – слабый пол, и нечего им руководить другими людьми и / или принимать важные решения, касающиеся фундаментальных вопросов компании (или государства, если речь идёт о политической деятельности). Более того, зачастую мужчины и женщины имеют разный уровень оплаты одинаково выполняемого ими труда.

С целью разрешения такой несправедливой ситуации 1 августа 2018 г. парламент Франции принял Закон о свободе выбора своего профессионального будущего, который направлен на поддержку системы профессионального образования молодежи, против любых проявлений гендерного неравенства на рабочем месте, сексизма, устранения неравенства в размере заработной платы мужчин и женщин, при исполнении ими идентичных функций или тех, которые требуют такой же квалификации.

Также, был создан индекс равенства женщин и мужчин на рабочем месте, который включает в себя пять важных и необходимых критериев:

  1. устранение разницы в размерах оплаты труда между мужчинами и женщинами;
  2. все работники вне зависимости от пола должны иметь одинаковые возможности для увеличения заработной платы;
  3. возможность карьерного роста также должна быть одинаковой для всех полов;
  4. после выхода из отпуска по уходу за ребёнком заработная плата сотрудника должна быть повышена, если в период отсутствия такое повышение имело место быть;
  5. список сотрудников с самыми высокими заработными платами должен включать в себя не менее четырёх мужчин и четырёх женщин, т.е. не должно быть ситуации, когда самые высокооплачиваемые сотрудники имеют один пол, сразу может возникнуть подозрение на гендерное неравенство и превосходство одного гендера над другим в сфере оплаты труда и построения карьеры в конкретной организации [8].

Норвегия, Франция, Великобритания, Финляндия и Швеция демонстрируют успех в ликвидации гендерного неравенства. В данных странах представленность женщин в бизнес-управлении на порядок выше, чем в других странах мира. Около 35% мест в советах директоров крупных компаний занимают женщины, благодаря чему ведущие компании стран повысили свои успехи и результативность [9]. Гендерное разнообразие в управлении стало частью культуры, которое даёт лишь положительный эффект для экономики стран.

Что касается побед и достижений в области ликвидации бедности, это стало неким трендом для заявлений и обещаний политиков. И, к большому счастью, в последние десять лет сократить нищету в несколько раз смогло немалое количество стран, хотя когда-то это казалось чем-то недостижимым и практически нереальным.

Китай на данный момент реализует самую масштабную в мире программу борьбы с бедностью. Важно отметить то, что Китай добился поставленной ООН цели намного раньше запланированных сроков. По примеру Китая хотят действовать и другие азиатские страны, что практически гарантирует им большой успех в этом вопросе. 740 миллионов чел., или 94,4% сельского населения Китая вышло из нищеты с 1978 по 2017 г., – такие данные привело в сентябре 2018 г. Государственное бюро статистики КНР. Эта цифра составляет 70% людей во всем мире, переставших жить в крайней бедности [10].

Европейская сеть по борьбе с бедностью (EAPN) выявила ключевые факторы, которые способны переместить человека в категорию бедных. К таким факторам относятся: безработица, низкий уровень или полное отсутствие образования, проблемы со здоровьем (от инвалидности до хронических заболеваний), жизнь в отдалённых и бедных районах. Все эти факторы необходимо учитывать при создании новых методов борьбы с бедностью. Нельзя решить проблему бедности исключительно деньгами, тут нужен комплексный подход, который касается не только финансовых и экономических вопросов, но и зачастую проблем социального характера.

И очень важно, по мнению авторов, что президент страны в своем послании Федеральному собранию-2021 выделил борьбу с бедностью одной из приоритетных задач. «Главное сейчас, конечно же, обеспечить рост реальных доходов граждан, восстановить его и обеспечить дальнейший рост, добиться ощутимых изменений в борьбе с бедностью…» [11]. Президент страны  утвердил перечень поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 г., в котором предусмотрено [12]:

а) предоставление с 1 июля 2021 г. ежемесячной выплаты в размере 1/2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в субъекте Российской Федерации, женщинам, в случае если срок их беременности составляет шесть и более недель, и они встали на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, а размер среднедушевого дохода их семьи не превышает величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации;

б) предоставление с 1 июля 2021 г. ежемесячной выплаты детям в возрасте от 8 до 17 лет в размере 1/2 величины прожиточного минимума ребенка, установленной в субъекте Российской Федерации, которые проживают в семьях с единственным родителем или семьях, имеющих в соответствии с судебным решением право на получение алиментов и не получающих их, в случае если такие семьи признаны нуждающимися или остаются таковыми после получения алиментов;

в) разработка подходов к созданию целостной системы мер поддержки семей с детьми в целях сведения к минимуму риска бедности таких семей;

г) предоставление в августе 2021 г. единовременной выплаты в размере 10 тыс. руб. семьям, имеющим детей в возрасте от 6 до 18 лет, предусмотрев для школьников-инвалидов особый порядок осуществления такой выплаты;

д) продление программы возмещения части стоимости оплаченного туристского продукта всем гражданам до конца 2021 г., предусмотрев при этом в период летних каникул;

е) возмещение гражданам, приобретающим путевки в организации отдыха и оздоровления детей, 50 процентов стоимости оплаченного туристского продукта для детей.

Таким образом, по мнению авторов, приняты беспрецедентные меры по снижению уровня бедности.

Гендерное равенство в вопросе ликвидации бедности

Бедность конкретных групп населения – это не всегда следствие именно безработицы, экономических кризисов и чрезвычайных ситуаций. Бедность – это сигнал, который информирует государство и общество о том, что есть какая-то проблема, у которой почти наверняка есть причины появления и вполне ожидаемые негативные последствия. Любую проблему нужно уметь идентифицировать и находить пути решения. Решив одну проблему, мы можем избавить себя от других, более масштабных проблем, которые могли бы проявиться спустя время.

 По мнению авторов, группа населения, наиболее подверженная риску перехода в категорию бедного населения, − это семьи с детьми. Почему так происходит? Работодатели не слишком охотно набирают в свой штат женщин репродуктивного возраста, так как высока вероятность того, что они могут уйти в декрет, часто быть на больничных из-за ребёнка и, вообще, женщины зачастую больше сосредоточены на семье, чем на работе. В то время, когда мужчины делают широкие шаги по карьерной лестнице, женщины сидят дома с детьми и становятся домохозяйками. Ведь в мире бизнеса их никто не ждёт с распростёртыми объятиями, любому бизнесу невыгодны будущие мамы в декретах и нынешние мамы с постоянными просьбами уйти пораньше, потому что «ребёнка из детского садика нужно забрать».

В итоге мы имеем ситуацию, когда на семью с ребёнком приходится лишь один работающий родитель. Очевидно, что одной зарплаты, а если она ещё и небольшая, не хватает на обеспечение семьи, как минимум, из трёх человек. И важно ещё учесть то, что содержание ребёнка – достаточно дорогое удовольствие. Получается, что для полноценного функционирования семьи, которая способна обеспечивать ребёнка всем необходимым, требуется два работающих родителя. Значит, нужно приобщать бизнес к шагу навстречу женщинам и девушкам, учитывая все особенности их положения и роли в обществе. Многие представительницы женского пола способны успешно совмещать и карьеру, и семью, если дать им такую возможность.

Более того, из-за предрассудков и определённого вида скепсиса женщин в равных или почти равных долях с мужчинами увидеть на руководящих должностях в пока что большинстве стран является большой редкостью, хотя на опыте некоторых стран было доказано, что ничего опасного в этом нет, наоборот, гендерное разнообразие в компании способствует появлению большего количества идей, которые в силу разницы в мышлении способны кардинально отличаться друг от друга.

Таким образом, по нашему мнению, именно привлечение женщин в бизнес – один из способов решения проблемы бедности. Каждый человек имеет право на самореализацию, карьеру и своё место в обществе. И лишать определённые группы населения всех этих возможностей из-за отличий от других групп населения – несправедливость и дискриминация. А дискриминация – проблема нездорового общества, которую нужно решать, пока она не уничтожила весь мир в погоне за превосходством одних над другими.

References

1. Ladikas M., Dusik I., Han Yu. Global'naya social'naya ocenka tehniki v kontekste Povestki dnya OON na period do 2030 goda // Tehnologos. - 2019. - № 2. - S. 7-20.URL:https://cyberleninka.ru/article/n/globalnaya-sotsialnaya-otsenka-tehniki-v-kontekste-povestki-dnya-oon-na-period-do-2030-goda

2. Voronkova O.V. Reshenie problemy bednosti - pervaya cel' v programmah razvitiya OON / O.V. Voronkova // Idei i idealy. - 2016. - № 3(29). - S. 36-44.URL:https://cyberleninka.ru/article/n/reshenie-problemy-bednosti-pervaya-tsel-v-programmah-razvitiya-oon

3. Cel' 1: Povsemestnaya likvidaciya nischety vo vseh ee formah - Ustoychivoe razvitie [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa:https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/poverty

4. Gendernoe neravenstvo v cifrah: neoplachivaemyy trud, nasilie, prinuditel'nye braki [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://theworldonly.org/gendernoe-neravenstvo-v-tsifrah-neoplachivaemyj-trud-nasilie-prinuditelnye-braki/

5. Cel' 5: Obespechenie gendernogo ravenstva i rasshirenie prav i vozmozhnostey vseh zhenschin i devochek - Ustoychivoe razvitie [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa:https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/gender-equality

6. «Materinskiy (semeynyy) kapital s 1 yanvarya 2020 goda: novye vozmozhnosti» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://pfr.gov.ru/branches/kaliningrad/news/~2020/03/20/202075

7. Dobrovol'nyy nacional'nyy obzor hoda osuschestvleniya Povestki dnya v oblasti ustoychivogo razvitiya na period do 2030 goda [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.economy.gov.ru/material/file/dcbc39abeafb0418d9d48c06c958e454/obzor.pdf

8. Kostenko E.P., Kuznecova S.Yu. Instrumenty preodoleniya gendernogo neravenstva na rabochem meste: opyt Francii / E. P. Kostenko // Journalofeconomicregulation (Voprosy regulirovaniya ekonomiki). - 2019. - T. 10. - №. 4. - S. 103-116.URL:https://cyberleninka.ru/article/n/instrumenty-preodoleniya-gendernogo-neravenstva-na-rabochem-meste-opyt-frantsii

9. Finlyandiya - sredi liderov po predstavlennosti zhenschin v biznes-upravlenii [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.goodnewsfinland.com/ru/finlyandiya-sredi-liderov-po-predstavlennosti-zhenshhin-v-biznes-upravlenii/

10. Mir boretsya s bednost'yu. Kto pobezhdaet? | Miloserdie.ru [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa:https://www.miloserdie.ru/article/mir-boretsya-s-bednostyu-kto-pobezhdaet/

11. Stenogramma Poslaniya Vladimira Putina Federal'nomu Sobraniyu [ Elektronnyy resurc] URL:http://prezident.org/tekst/stenogramma-poslanija-vladimira-putina-federalnomu-sobraniyu-21-04-2021.html

12. Poruchenie Prezidenta RF ot 2 maya 2021 g. Perechen' porucheniy po realizacii Poslaniya Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu [Elektronnyy resurs] - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400625145/

Login or Create
* Forgot password?