Распространение коронавируса COVID-19 обусловило внесение в июне 2020 г. в Государственную Думу трех законопроектов, касающихся оптимизации правового регулирования дистанционного труда. В статье рассматривается наиболее обсуждаемая и перспективная инициатива, предложенная думской фракцией партии «Единая Россия», которая, как ожидается, должна привести к принятию закона, вносящего существенные изменения в действующую главу о дистанционном труде Трудового кодекса Российской Федерации. В контексте зарубежного опыта и международных трудовых стандартов рассматриваются основные новации законопроекта, касающиеся выделения типов дистанционного труда: а) дистанционной (удаленной) работы; б) временной дистанционной (удаленной) работы; в) комбинированной дистанционной (удаленной) работы. Анализируются предложения в отношении упрощения порядка электронного документооборота между дистанционными работниками и работодателями. Особое место занимает рассмотрение проблемы установления права дистанционного работника не быть на постоянной связи с работодателем (так называемого «права быть офлайн»), которое в перспективе должно быть распространено на всех работников вне зависимости от типа заключаемого трудового договора. Рассматривается дискуссия относительно исключения имеющейся сейчас возможности включения в трудовые договоры с дистанционными работниками дополнительных оснований увольнения по инициативе работодателя. Также анализируются иные пробелы в правовом регулировании дистанционного труда, не охваченные проектом, рассматриваемым Государственной Думой: дистанционный труд, осложненный иностранным элементом; нормы, направленные на реализацию коллективных трудовых прав дистанционных работников.
трудовое отношение, дистанционный труд, законодательная деятельность, нетипичная занятость, цифровая экономика.
No data
1. No data