В статье представлено исследование, проведенное с целью изучить связь между свойствами личности и лидерскими качествами военнослужащих в Вооруженных силах Российской Федерации. Описываются подходы к изучению лидерства как социально-психологического явления. Анализируются научные подходы к понятиям «личностные свойства» и «лидерские качества». Рассматриваются особенности личности военнослужащих. Ставится цель выявить взаимосвязь свойств личности и лидерских качеств военнослужащих. Задачами проведенного исследования являются: описание подходов к определению личности и личностных свойств в трудах зарубежных и отечественных психологов; эмпирическое выявление свойств личности у военнослужащих; выявление выраженности лидерских качеств личности у военнослужащих; установление взаимосвязи между свойствами личности и лидерскими качествами военнослужащих. При проведении исследования используются теоретические, эмпирические и статистические методы исследования. Полученные данные позволяют утверждать, что связь между личностными свойствами и лидерскими качествами достоверна. Результаты исследования могут быть полезны для повышения эффективности работы с военнослужащими, формирования профессионально важных лидерских качеств.
личность, личностные свойства, военнослужащие, лидерство, лидерские качества
1. Балунов М.С. Педагогическое стимулирование лидерства у курсантов военно-экономического вуза: дис. … канд. пед. наук. Кострома, 2000. 188 с.
2. Гущин А.М., Дьячков А.А., Карташов А.В. Формирование психической устойчивости будущих офицеров Росгвардии при выполнении профессиональных задач как психолого-педагогическая проблема // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-1. С. 311-317.
3. Кричевский Р.Л. Психология лидерства: учебное пособие. М.: Статут, 2007. 541 с.
4. Лаврова Н.А. Влияние личностных особенностей на успешность профессиональной деятельности в системе «человек - человек» / Н.А. Лаврова // Психодиагностика: области применения, проблемы, перспективы развития. Тезисы московской межвузовской научно-практической конференции // Под ред. Карелиной М.Ю. - М.: МИССО, 2013. - 195 с.
5. Лаптев А.А., Дьячков А.А., Наумов П.Ю. Проблема формирования и развития системы профессиональных ценностей будущих офицеров войск национальной гвардии российской федерации // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. Т. 11, № 9. С. 6-8.
6. Маслянов Н.Н. Психолого-педагогические условия развития готовности курсантов к лидерству: дис. … канд. пед. наук. Калининград, 2001. 162 с.
7. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». - 2-е изд. - М.: Флинта: МПСИ, 2002. - 648 с.
8. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1998. - 572 с.
9. Скворцов И.М., Наумов П.Ю., Дьячков А.А. Теоретические основания формирования профессиональной субъектности будущих офицеров // Научное мнение. 2017. № 12. С. 76-79.
10. Терехин Р.А. Социально-психологические детерминанты психологической готовности военнослужащих к изменению служебной ситуации в процессе военно-профессиональной социализации: монография. СПб.: НУ «Центр стратегических исследований», 2020. 88 с.
11. McLarnon M.J.W., Rothstein M.G. Development and initial validation of the Workplace Resilience Inventory // Journal of Personnel Psychology. 2013. Vol. 12(2). Pp. 63-73.
12. Winwood P.C., Colon R., McEwen K. A practical measure of workplace resilience: developing the resilience at work scale // Journal of Occupational and Environmental Medicine. 2013. Vol. 55(10). Pp. 1205-1212.