УДК 71 Планировка в м-бе страны. Районная пл-ка. Градостроительство. Ландшавтная и содово-парковая арх-ра
ГРНТИ 67.25 Районная планировка. Градостроительство
ТБК 8528 Градостроительство
Мегалополис рассматривается как слияние ряда агломераций, каждая из которых обладает синергетическими эффектами. Мегарегион является более сложной системой относительно входящих в его состав агломераций и обладает суммой их синергий и новыми эмерджентными качествами. Приведена терминология, используемая в отечественной и зарубежной литературе для обозначения мегарегионов. Определена экзистенциальная причина и выделены экономические и социальные факторы и синергетические эффекты функционирования мегаагломераций. Графически и в табличной форме отражены этапы структурно-планировочного формирования мегалополисов. Отмечена корреляция между наращиванием потенциалов мегалополисов и развитием транспортной инфраструктуры их территорий. Выявлены структурно-планировочные характеристики и градостроительные тенденции развития мегалополисов. Дана характеристика типов планировочной структуры мегалополисов. Показана полицентричность и превалирование линейно-осевого развития архитектурно-планировочной структуры мегалополисов. Отмечена постоянная территориально-пространственная экспансия мегаагломераций. Поставлены современные градостроительные проблемы развития мегалополисов: отсутствие градорегулирования их развития, дефицит профессиональных кадров в области их планирования, отсутствие теории развития мегалополисов, чрезмерные прессинги на экосистемы. Экстраполяция территориального роста объединенных метро-ареалов позволяет прогнозировать их слияние в единую урбанизированную «сеть» планеты. Выделены предпосылки развития новейшего градостроительного тренда ХXI века – формирование трансграничных мегарегионов
мегарегион, урбан-ареал, метро-ареал, агломерация, конурбация, трансграничные мегаагломерации, транспортные системы мегалополисов.
Введение. В новейшей истории человечества наблюдается перманентно возрастающая экспансия уникального градостроительного феномена: мегалополисов, каждый из которых представляет собой территориальное срастание ряда городских агломераций в урбанизированные ареалы с размерами в длину и ширину от нескольких сотен до нескольких тысяч километров. Наряду с термином «мегалополис» в отечественной градостроительной литературе используются синонимичные понятия «сверхагломерация» [1, 2], «мегарегион», «надагломерационные территориально-пространственные системы» [2, 3], «мегаагломерации» [4–6]. За рубежом распространены термины «урбан-ареал» [7], означающий крупный или крупнейший город-ядро агломерации, «метро-ареал» [8] – агломерация, «объединенный метро-ареал» и мегарегион (megaregion) [9, 10] – мегалополис.
На территориях мегалополисов могут проживать десятки и сотни миллионов людей, концентрируются значительные объемы разнообразных ресурсов: материальных, духовно-культурных, научно-образовательных, интеллектуально-когнитивных, финансово-экономических, социально-нравственных, производственно-технологических, промышленно-хозяйственных, инженерно-транспортно-инфраструктурных, художественно-эстетических [2, 3, 11, 12]. Темпы экономического развития мегалополисов имеют опережающий характер сравнительно с внемегалополисными территориями [2, 13]. Мегарегионы как системы являются центрами генерирования многообразных синергетических эффектов во многих областях жизнедеятельности людей [4, 14].
В современный период наиболее значимыми публикациями по рассматриваемой тематике являются труды отечественных ученых: Юсин Г.С. [1], Колясников В.А. [3], Моисеев Ю.М. [4, 5], Мазаев А.Г. [16], Боков А.В [17] и др.
Зарубежными учеными рассматривалась специфика развития метро-ареалов в странах Западной Европы, Китае и США: Фанг С. (Fang С.) [8], Юй Д. (Yu D.) [8] – КНР; Лойбл В. (Loibl W.) [9], Этминан Г. (Etminan G.) [9], Нойманн Г.-М. (Neumann H-M.) [9] – Австрия; Хонерманн Х. (Honermann H.) [10], Виттер Р. (Witter R.)
[10] – ФРГ, Морли Д. (Morley D.) [12] – США и др.
Значимость мегалополисов в развитии человечества перманентно возрастает. Однако до настоящего времени в работах отечественных и зарубежных градостроителей проблемы развития мегалополисов рассматривались в недостаточной степени и требуют изучения.
Методика исследований включает:
– систематизация результатов научных публикаций ряда зарубежных стран, где развитие надагломерационных форм организации расселения началось раньше сравнительно с Россией;
– графоаналитическое рассмотрение картографических материалов интернет-сервисов Yandex- и Google-карты на предмет определения тенденций развития мегалополисов и характеристик их территориально-пространственного формирования;
– анализ генеральных планов крупных и крупнейших городов и их агломераций по материалам федеральной государственной информационной системы территориального планирования (ФГИС ТП);
– анализ (сопоставление, группировка и обобщение) результатов научных работ по проблемам развития агломераций и мегарегионов в России, Западной Европе, США, Китае и ряде других стран;
– интервьюирование экспертов (докторов и кандидатов наук в области градостроительства, экономической географии, управления развитием регионов) по вопросам формирования перечня и ранжирования проблем градостроительного планирования крупных городских агломераций.
Цель статьи – показать динамику перерастания крупных и крупнейших городских агломераций в мегалополисы, представляющие собой новейший градостроительный феномен конца XX – XIX веков.
Объектом исследования являются городские агломерации и мегарегионы в развитых странах мира, в основном в США, Западной Европе, Китае.
Задачи исследования в рамках настоящей статьи:
– выявить причины развития метро-ареалов;
– показать динамику трансформации отдельного поселения в агломерации и конурбации и, в ходе дальнейшего развития – в мегарегион;
– отразить масштабность синергии мегалополисов относительно агломераций и конурбаций;
– выявить условия и предпосылки формирования надагломерационных территориально-пространственных систем;
– определить структурно-планировочные характеристики и тенденции развития мегалополисов;
– показать градостроительные проблемы развития мегаагломераций.
Основная часть. Причины развития мегалополисов. Развитие магаагломераций вызвано комплексом причин, среди которых целесообразно выделить главную, фундаментальную причину и ряд частных причин, которые можно разделить на две группы: 1 – экономические, 2 – социальные.
Фундаментально-экзистенциальной причиной зарождения мегаагломераций является развитие производительных сил общества до уровня, когда их функционирование становится эффективным по социально-экономическим параметрам и обеспечивает более высокий сравнительно с внеагломерационными пространствами уровень жизни населения.
Экономические и социальные причины развития мегалополисов тождественны синергетическим эффектам и потенциалам, возникающим в агломерационных системах.
1. Экономические эффекты:
– производственно-экономические: больший рынок труда потенциальных сотрудников и клиентов компаний; широкие рынки сбыта местной продукции; возможность быстро расширить производство; развитые транспортные связи как внутри агломерационной системы, так и с другими системами; высокая предпринимательская активность и конкуренция; высокая производительность труда; привлечение для сотрудничества физических и юридических лиц из других мегалополисов разных государств [15];
– коммунально-бытовые: совершенствование сферы коммунально-бытового обслуживания за счет внедрения передовых технологий и, при необходимости, мобилизации агломерационных сил и средств для решения коммунальных проблем [16].
2. Социальные эффекты:
– социокультурные: наличие условий для широкого круга личного общения; высокая концентрация и разнообразие благоустроенных общественных пространств для проведения культурно-массовых мероприятий; широкий диапазон условий для занятий хобби и развлечениями и др. [4, 17];
– научно-образовательные: генерирование новых знаний и новых технологий; использование потенциалов научно-исследовательских и высших образовательных организаций жителями мегалополиса, включая население пригородных зон;
– спортивно-физкультурные: посещение объектов спортивной инфраструктуры, включая крупные спортивные комплексы, крупных и крупнейших городов-центров агломераций жителями пригородной зоны [18–20];
– медико-оздоровительные: возможность получения высокоуровневого медицинского обслуживания в ядрах агломераций населением пригородных поселков и небольших городов.
От поселения к мегалополису: структурно-планировочное развитие. Структурное развитие мегалополисов во времени от первоначально возникшего поселения до современной надагломерационной системы выявлено в ходе анализа научных трудов, посвященных изучению процессов агломерирования территорий. Цельное представление сформировано благодаря сведениям, собранным из разных источников. Логика и последовательность формирования агломераций и трансформации их в конурбации и мегалополис показана на рис. 1.
Описание выделенных на рис. 1 шести этапов формирования мегалополиса дано в таблице 1.
Рис. 1. Этапы развития агломераций. В трех строках рисунка показано формирование трех агломераций, которые трансформируются в конурбации и, разрастаясь территориально, сливаются
в высокоурбанизированный ареал мегалополиса
Таблица 1
Последовательность и периоды агломерирования территорий и формирования мегалополисов
Этап |
Развитие градостроительных систем |
Временной период |
1 |
Возникновение поселения |
От рабовладельческого периода до настоящего времени |
2 |
Разрастание города |
|
3 |
Начало формирования агломерации: экспансия зоны влияния города и вхождение в нее других поселений |
В основном IVIII – XX века, |
4 |
Начало формирования конурбации: появление в зоне влияния агломерации новых ядер и агломераций второго порядка |
ХХ – ХХI века |
5 |
Развитая конурбация: в крупной агломерации первого порядка сформированы средние и малые агломерации второго и третьего порядков |
Вторая половина ХХ века – ХХI век |
6 |
Образование мегалополиса: срастание и частичное наложение агломераций и конурбаций в урбанизированный ареал – мегалополис |
Наиболее интенсивно – в последней четверти ХХ века и, особенно, в ХХI веке |
Синергия мегалополисов. Согласно теории систем, с возрастанием уровня сложности системы увеличиваются ее синергетические эффекты. Мегалополис сравнительно с отдельными агломерациями является более сложной системой, обладающей сверхсинергией.
Сверхсинергия мегалополисов образуется за счет концентрации населения и деятельностей на территориях нескольких агломерационных ареалов. Подобно тому, как величины градостроительных показателей функционирования агломераций больше сравнительно с внеагломерационными территориями, значение урбо-показателей мегалополисов больше относительно внемегалополисных земель.
Функциональные специализации отдельных агломераций суммируются на территории мегарегиона. Численность населения и количество предприятий кратно возрастают. Жители получают расширенный выбор мест приложения труда, предприятия могут отбирать наиболее квалифицированных специалистов, возрастает уровень конкуренции, растет производительность труда, масштабируется рынок сбыта продукции, интенсифицируются пассажиро- и грузопотоки, повышается средний уровень доходов населения. Сверхсинергия мегалополисов становится фактором, усиливающим иммиграционные потоки.
Трансграничные мегалополисы, интегрирующие агломерации разных государств, вызывают усиление процессов трансграничных обменов и взаимодействий, – и тем самым активизируют развитие глобализации, способствуют перетеканию капиталов из экономически развитых стран в государства с менее развитой экономикой, содействуют увеличению туристских потоков между странами, благоприятствуют взаимообогащению культур народов, формированию общих экономических и социокультурных целей и интересов.
Условия и предпосылки развития мегалополисов. Объединенные метро-ареалы возникают в результате градостроительного освоения обширных территорий нескольких сросшихся агломераций, для развития которых привлекаются значительные финансовые ресурсы на возведение и эксплуатацию объектов капитального строительства, инженерной и транспортной инфраструктур, благоустройство общественных пространств и т.д. Содержание мегалополисов посильно в основном для государств с мощной экономикой. Исходя из этого, одним из факторов образования мегалополисов является высокий уровень развития экономики страны. По рис. 2 видно, что наибольшее количество мегалополисов локализовано в двух крупнейших экономиках мира – США и КНР.
Рис. 2. Наиболее крупные мегалополисы мира. Формирующийся Московский мегалополис – показан оранжевым. Выделены три европейских мегалополиса, называемых по форме охватываемых территорий
«бананами»: золотой (golden banana), синий (blue banana), зеленый (green banana). Мегалополисы Китая образовались в основном в ХХI веке, на рисунке выделены красным
В США в 70-х годах ХХ века на побережье вдоль Атлантического океана появился метро-ареал, называемый БосВаш (англ. Bos-Wash) или «Северо-Восточный мегалополис» (англ. Northeast megalopolis), который образовался срастанием агломераций Бостона, Нью-Йорка, Филадельфии, Балтимора, Вашингтона с общим населением 40 млн. человек. Позднее сформировались мегарегионы южнее Великих озер (Приозерный мегалополис объединил агломерации Милуоки, Чикаго, Детройта, Питтсбурга, Кливленда и Буффало), на западе вдоль Тихого океана, на юге страны – на побережье Мексиканского залива и побережье Флориды (рис. 3).
Второе условие формирования мегалополисов – небольшая территория государства при значительном его народонаселении; малая площадь земель, пригодных для освоения, и вследствие этого, – высокая плотность населения и сети населенных пунктов. Подходящим примером может служить Египет, где благоприятные и интенсивно освоенные для проживания земли составляют менее 5 % государственной территории и находятся, главным образом, вдоль Нила, на побережье Красного и Средиземного морей. В устье Нила сформировался мегалополис с 16-тимиллионным населением Большой Каир, в который вошли агломерации, возглавляемые крупными и крупнейшими городами Каир – Новый Каир – Гиза – Кальюбия – Хелуан –
Медина – Ситтат – Октобер.
Интенсивные темпы развития экономики Китая, его полуторамиллиардное население, бóльшая часть которого проживает в восточной части страны, способствуют быстрому распространению надагломерационных форм градостроительства. Начиная с конца ХХ века на востоке страны вдоль крупных рек и побережья Китайского моря образовались 17 мегалополисов разных территориальных размеров и конфигураций (рис. 2).
Рис. 3. Мега-регионы США. Доработан автором статьи с использованием источника: Florida in the Future: Competing as a Megaregion [Режим доступа: https://fr.slideserve.com/dyani/florida-in-the-future-competing-as-a-megaregion. Дата обращения 22.02.2021]
Третья предпосылка – высокий уровень развития транспортных систем, определяемый развитой сетью автомагистралей в границах городов и на межселенных территориях, наличием в среднем у каждой семьи не менее одного легкового автомобиля. Современная высокоразвитая и постоянно модернизируемая транспортная инфраструктура способствует так называемому «сжатию пространства»: повышение степени преодолимости пространств в виде увеличения из года в год средневзвешенной дальности поездки в единицу времени.
Четвертый резон – благоприятные климатические условия. Мегалополисы интенсивно развиваются в странах субтропического пояса (рис. 2), где энергозатраты на содержание жизнедеятельности относительно низкие в силу теплого климата. В субтропиках развиваются мегарегионы США, Японии, КНР, страны Средиземноморья и северной Африки. Европейские метро-ареалы получают тепловую энергию Гольфстрима.
Структурно-планировочные характеристики и тенденции развития мегалополисов. В развитии архитектурно-планировочной структуры мегалополисов проявляются следующие тенденции и характеристики.
- Выделяются 2 типа планировочной структуры мегалополисов:
- Линейный. Имеет протяженную форму плана, вытянутую в основном на территориях вдоль автомобильных и железнодорожных магистралей, судоходных рек и морских побережий. Линейная форма может быть продиктована также природными условиями, например, линейная конфигурация территории: Сахалин, Италия и т.д.
- Равномерно-сетчатый. По этому типу формируется часть мегаагломераций США и КНР (рис. 2, 3).
- Мегалополисы имеют полицентричную структуру. Центрами являются ядра городских агломераций, входящих в пределы мегарегиона.
- Существует взаимосвязь между конфигурацией территории мегалополиса и очертаниями сети скоростных транспортных магистралей, наличие которых является обязательным для транспортного обеспечения обширных территорий надагломерационных территориально-пространственных образований. На территориях объединенных метро-ареалов фиксируется наибольшая плотность сети железнодорожных и автомобильных магистралей, а также максимальные интенсивности грузо-пассажирских потоков (рис. 4).
- Отмечается постоянное территориальное увеличение мегалополисов, которое в будущем может ускориться ввиду развития удаленных форм трудовой занятости и внедрения новейших скоростных видов транспорта.
- Экстраполяция территориального роста объединенных метро-ареалов позволяет прогнозировать их слияние в единую урбанизированную «сеть» планеты [18, 21].
Рис. 4. Трассировка межселенных магистралей КНР. Наибольшая плотность транспортно-магистральной сети фиксируется на территориях расположения мегарегионов, в восточной части страны, по принципу «справа – густо, слева – пусто» [Источник: https://mykitai.ru/strana/karty/karta-kitaya.html. Дата обращения 04.03.2021)
Проблемы развития мегалополисов. Величины градостроительных показателей и характеристик мегалополисов перманентно возрастают: увеличивается суммарная и средняя численность населения объединенных метро-ареалов, расширяется охватываемая ими территория, растут генерируемые ими социально-экономические потенциалы и синергетические эффекты. Количественный рост урбо-показателей развития мегаагломераций объективно приводит к качественным трансформациям градостроительной ситуации в большинстве стран и регионов мира. В ходе настоящего исследования выявлены следующие градостроительные проблемы развития мегарегионов.
- Отсутствие градостроительного планирования мегалополисов, что приводит к снижению социально-экономической эффективности функционирования мегарегионов и уменьшению их синергетических результатов как действующих территориально-пространственных систем.
- Кадровый дефицит специалистов-градостроителей в области планирования структурно-планировочного развития агломераций и мегалополисов, отсутствие в вузах учебных программ подготовки специалистов по градорегулированию надагломерационных территориально-расселенческих форм.
- Несоответствие административной границы городов-ядер агломераций их реально-фактической границе. Территориальный рост градостроительных систем перманентно ускоряется, застройка выходит за их административные пределы. Официально-административные границы являются фиксированными и не расширяются вслед за новым строительством. Реальный город, представляющий собой непрерывно застроенную территорию, постоянно расширяется, выходит за административные границы, которые приобретают виртуальный характер.
- Постоянный рост антропогенных прессингов на окружающую природную среду, ухудшение экологических условий проживания жителей крупных урбанизированных территориальных систем. Одна из наиважнейших проблем – захват территории земли человеком и ее отчуждение от естественно-природной флоры и фауны. Мегалополисы развиваются в основном в странах со стабильной численностью населения. Темпы роста мегалополисов и агломераций имеют опережающий характер сравнительно с ростом численности населения.
- Рост доли финансирования развития транспортных систем в балансе затрат на функционирование градостроительной системы. Постоянно возрастают объемы ассигнований на организацию трафика, которые отвлекаются от других сфер экономики: медицина, образование, социальное обслуживание, экология.
- Необходимость оценки уровня развития мегаагломераций. Необходимо определить фундаментально-сущностные характеристики надагломерационных форм территориального развития градостроительных систем. Например, такие как урбанизированность и плотность освоения пространств, доля жителей мегалополиса в суммарной численности населения страны, совокупные и относительные объемы валового продукта мегалополиса и т. д.
- Отсутствие статистического учета объединенных метро-ареалов. Несмотря на авангардность и быстроту экспансии мегалополисов, на сегодняшний день систематизированная информация о них отсутствует, не ведется их статистический учет.
Выводы.
- Фундаментально-экзистенциальной причиной зарождения мегаагломераций является развитие производительных сил общества до уровня, когда функционирование мегалополисов становится эффективным по социально-экономическим параметрам и обеспечивает более высокий сравнительно с внеагломерационными территориями уровень жизни населения.
Драйверами формирования мегалополисов служат синергетические эффекты, которые усиливаются по мере территориального роста градостроительных систем от отдельного поселения до агломерации и мегарегиона.
Объединенные метро-ареалы формируются в странах, где имеются соответствующие предпосылки: высокий уровень экономического развития государства; доминирование городской урбанизированной среды над сельской; благоприятные для проживания людей природно-климатические условия; развитая транспортная система, обеспечивающая высокую связность территорий и малые средневзвешенные затраты времени на внутригородские, загородные и межселенные поездки.
- Основными тенденциями экспансии надагломерационных территориальных систем являются: увеличение численности мегарегионов в мире и в отдельных государствах с высокоразвитой экономикой; рост территориальных размеров мегаагломераций; появление трансграничных мегалополисов, объединяющих агломерации сопредельных стран; возрастание суммарной и средней численности населения мегалополисов; усиление синергетических эффектов функционирования территориально разрастающихся метрополитен-регионов; возрастание значимости сверхагломераций в экономическом развитии государств.
Современными проблемами развития мегарегионов являются: стихийность и неуправляемость структурообразования мегаагломераций из-за отсутствия квалифицированных кадров для их градорегулирования; усиливающиеся несоответствия между административными и реальными границами поселений в составе агломераций и мегалополисов; расширение количества и усиление действий глобальных урбо-природно-экологических, транспортно-системных, инженерно-инфраструктурных и других глобальных угроз, вызовов, рисков и императивов.
1. Юсин Г.С. Система расселения России - «коллапс», или новая стратегия пространственного развития // Сборник докладов науч.-практ. конф. «Перспективы развития градостроительства в России: территориальное планирование, информационное моделирование и эффективная экономика»,12-13 ноября 2015. Москва: НОПРИЗ, 2016. С. 9-28.
2. Зиятдинов Т.З. Методологические предпосылки градостроительного реагирования на глобальные вызовы // Архитектон: известия вузов. 2021. № 1(73). URL: http://archvuz.ru/2021_1/12/
3. Колясников В.А. Развитие понятия «городская агломерация» // Академический вестник УралНИИПроект РААСН. 2015. № 2(25). С. 10-15.
4. Моисеев Ю.М. Управление будущим: контекст градостроительных перспектив // Архитектура и строительство России. 2019. №1. С. 10-17.
5. Моисеев Ю.М. Фантомы деструктуризации системы градостроительного планирования // AMIT. 2019. №4(49). С. 224-234. URL: https://marhi.ru/AMIT/2019/4kvart19/PDF/15_moisseev.pdf
6. Моисеев Ю.М., Зиятдинов Т.З. Неопределенность в пространственном планировании городских агломераций // Наука, образование и экспериментальное проектирование: сборник тезисов МАРХИ. Том 2. Москва, 2021. С. 292-293.
7. World Urbanization Prospects. The 2018 Revision // United Nations, Department of Economic and Social Affairs/Population Division. ST/ESA/SER.A/420. New York, 2019. 126 p.
8. Fang С., Yu D. Urban agglomeration: An evolving concept of an emerging phenomenon // Landscape and Urban Planning. 2017. № 162. Pp. 126-136. DOI:https://doi.org/10.1016/j.landurbplan.2017.02.014
9. Loibl W., Etminan G., Gebetsroither-Geringer E., Neumann H-M. Characteristics of Urban Agglomerations in Different Continents: History, Patterns, Dynamics, Drivers and Trends // Urban Agglomeration. 2018. Pp. 29-63. DOI: https://doi.org/10.5772/intechopen.73524
10. Honermann H., Witter R., Scherrer I. Gestaltung von Mobilität in Agglomerationen. Initialstudie - Schnittstellen im Übergangsbereich nationaler, regionaler und lokaler Netze in Agglomerationen // Bundesamt für Raumentwicklung (ARE). April 2020. 39 p.
11. Jing Li J., Xing J. Why Is Collaborative Agglomeration of Innovation so Important for Improving Regional Innovation Capabilities? A Perspective Based on Collaborative Agglomeration of Industry-University-Research Institution // Hindavi. Complexity. № 2020. Pp. 1-21. DOI:https://doi.org/10.1155/2020/7049606
12. Morley D., Rao A., Ross C., Peña J. Multi-MPO Planning: Prospects and Practices // PAS Memo. May/June 2020. URL: https://www.planning.org/pas/memo/2020/may/
13. The World’s Cities in 2016: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division // World Urbanization Prospects: The 2016 Revision. 2017. 29 р. URL: https://www.un.org/en/development/desa/population/publications/pdf/urbanization/the_worlds_cities_in_2016_data_booklet.pdf
14. Моисеев Ю.М. Урбанистические видения будущего архитектуры и архитектура будущего // Архитектура и строительство России. 2019. № 2. С. 7-8.
15. Моисеев Ю.М., Зиятдинов Т.З. Тематика «реального города» в задачах градостроительного анализа // Наука, образование и экспериментальное проектирование: сборник тезисов МАРХИ. Том 1. Москва, 2021. 234 с.
16. Мазаев А.Г. Дорожная карта развития Екатеринбургской агломерации // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2019. № 4 (43). С. 26-30.
17. Боков А.В. О стратегии пространственного развития // AMIT. 2018. № 4(45). С. 13-37.
18. Ren W. Inter-City Passenger Transport in Larger Urban Agglomeration Area: Emissions and Health Impacts // Journal of Cleaner Production. 2016. № 114. Pp. 412-419.
19. Niu F., Wang F., Chen M. Modelling Urban Spatial Impacts of Land-Use // Transport Policies. J. Geogr. Sci. 2019. №29(2). Pp. 197-212.
20. Klein N.J., Smart M.J. Life events, poverty, and car ownership in the United States: A mobility biography approach. 2019. № 12(1). Pp. 28-39.
21. Demographia World Urban Areas (Built Up Urban Areas or World Agglomerations) // 17th Annual Edition. May 2021. 102 p.
22. Jing Li J., Xing J. Why Is Collaborative Agglomeration of Innovation so Important for Improving Regional Innovation Capabilities? A Perspective Based on Collaborative Agglomeration of Industry-University-Research Institution. Hindavi. Complexity. № 2020. Pp. 1-21. DOI:https://doi.org/10.1155/2020/7049606