РЕПУТАЦИОННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Результаты ряда исследований показывают, что уровень репутации университетов, их привлекательности для абитуриентов, а также их положение и конкурентоспособность на рынке высшего образования, в первую очередь, зависят от качества предоставляемых образовательных услуг и квалификации профессорско-преподавательского состава, которые и определяют качество обучения в вузе. Именно поэтому возникает интерес и необходимость более глубокого изучения проблемы формирования не только социальной, но и репутационной ответственности преподавателя высшего учебного заведения. В рамках представленной статьи обосновывается актуальность поставленной проблемы, рассматриваются определения понятий и содержание социальной и репутационной ответственности преподавателя.

Ключевые слова:
университет, преподаватель вуза, социальная ответственность преподавателя, репутационная ответственность преподавателя, репутация преподавателя, репутация университета
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В условиях проведения современных реформ в сфере высшего образования России необходимость развития и повышения эффективности репутационного менеджмента университета постоянно возрастает. Чем крупнее университет, тем более важной для него становится эта проблема. Однако даже небольшие вузы должны уметь управлять своей репутацией, что становится основой более активного решения их текущих и стратегических задач, позволит учебному заведению повышать свою конкурентоспособность, занять более устойчивое положение на рынке образовательных услуг.

Можно выделить ряд направлений, характеризующих состояние и тенденции развития системы высшего образования в целом.

Так, в частности, вопросами анализа, оценки состояния и развития высшего профессионального образования занимались: Н.Г. Багаутдинова, М.Г. Домбинская, В.А. Зернов, С.Б. Еркович, П.Г. Ефремов, С.В. Коршунов, Д.В. Минаев, Н.Ш. Никитина, С.Д. Резник, А.П. Егоршин, Г.И. Лазарев, Ю.С.Васильев, В.В. Глухов, М.П. Федоров, А.Я. Савельев, В.М. Филиппов и др.

Исследованию проблем теории и практики управления в высших учебных заведениях посвящены исследования В.М. Баренцева, А.С. Вострикова, А.К.Клюева, Н.П. Макаркина, Т.Г. Навазовой, Н.В. Пустового, С.Д. Резника, О.Б. Томилина, И.М. Фадеевой и др.

Изучением проблем формирования и управления репутацией, в том числе, высшего учебного заведения в разные годы занимались такие зарубежные и отечественные ученые, как Г. Даулинг, Р.Дж. Олсоп, К.Пецольдт, В.Г. Алиев, К.С. Букша, И.В. Воробьева, С.В. Горин, С.В. Дохолян, Е.В.Змановская, А.Б. Лапшов, И.В. Олейник, В.Е. Рева, И.И. Решетникова, Л.С.Сальникова, В.Л. Семиков, Л.В. Смолина, В.А. Спивак, В.М. Шепель и др.

Необходимо также отметить вклад ученых в изучение тех или иных вопросов репутационной ответственности коммерческих организаций и учебных заведений: А.Н. Чаплиной, Е.А. Герасимовой, А.П. Шатровой, В.М.Филиппова, Е.А. Неретиной, С.Д. Резника и О.А. Сазыкиной, Н.И. Аристера и др.

Вопросы, связанные с выявлением специфики педагогической деятельности в условиях высшей школы, подготовкой и повышением квалификации научно-педагогических кадров на разных этапах развития отечественного высшего профессионального образования были рассмотрены в работах A.Л. Бусыгиной, О.А. Вдовиной, Л.C. Гребнева, М.П. Громковой, З.Ф. Есаревой, В.М. Жураковского, В.Г. Иванова, И.Ф. Исаева, В.А. Кузнецова, Н.В. Кузьминой, Л.Н. Макаровой, Г.У. Матушанского, A.C. Проворова, О.В. Проворовой, B.А. Попкова и A.B. Коржуева, С.Д. Резника, Н.Р. Сенаторовой, B.C. Сенашенко, Ю.Г. Фокина и др.

Таким образом, из представленного выше следует, что проблемы вузовского менеджмента, в том числе, управления его репутацией, а также различные аспекты профессиональной педагогической деятельности преподавателя высшей школы широко освещены в современной научной литературе. А вот о необходимости формирования репутационной ответственности ученых активно начали говорить лишь после скандалов с фальшивыми диссертациями. Современные тенденции развития системы высшего образования России и меняющиеся условия деятельности вузов обуславливают актуальность проблемы формирования репутационной ответственности преподавателя университета, которая требует дополнительного изучения.

Если говорить о содержании репутационного менеджмента высшего учебного заведения, по нашему мнению, его можно рассматривать как совокупность мероприятий, проведение которых направлено на формирование, повышение и поддержание положительной оценки обществом результатов деятельности вуза.

Одним из показателей эффективности репутационного менеджмента выступают рейтинги университета в мире, в стране, в регионе. Так, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ) достиг своего лучшего результата за последние девять лет в рейтинге лучших вузов планеты QS World University Rankings 2021, сейчас университет занимает 74-е место (табл. 1). С 2020 г. МГУ поднялся вверх на 10 строчек.

Таблица 1

Место МГУ имени М.В. Ломоносова в международном рейтинге

QS World University Rankings 2020/2021 [1]

Ранг 2021

Название университета

Страна

Сводный индекс

Научная репутация

1

Массачусетский технологический институт

США

100,0

100,0

2

Стэнфордский университет

США

98,4

100,0

3

Гарвардский университет

США

97,9

100,0

4

Калифорнийский технологический институт

США

97,0

97,0

5

Оксфордский университет

Великобритания

96,7

100,0

74

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Российская Федерация

65,9

77,3

 

Каждый вуз, участвующий в рейтинге, оценивается по нескольким критериям: научной репутации, репутации вуза среди работодателей, соотношения ППС к числу студентов, индекса цитируемости научных публикаций, доли иностранных студентов и доли иностранных преподавателей.

В рейтинге лучших университетов мира World University Ranking–2020 по версии авторитетного журнала Times Higher Education (THE) по одному из самых важных показателей миссии университета − «качество образования» − МГУ имени М.В. Ломоносова находится на 23-м месте в мире [9].

Таким образом, качество образования и научные результаты являются одними из главных критериев, определяющих эффективность основных видов (образовательной и научной) деятельности университета. Залогом же достижения высокого качества образовательных услуг вуза и его научных показателей, бесспорно, выступает квалификация профессорско-преподавательского состава. И это действительно так, ведь во многих работах [11], [13], [14], [15], [19] нами рассматриваются факторы, напрямую влияющие на уровень репутации высшего учебного заведения, среди которых квалификация преподавателей находится (по результатам экспертного опроса) на втором месте. Данные обстоятельства обуславливают необходимость изучения фигуры преподавателя как объекта исследования, поиска подходов не только к повышению социальной, но и к формированию его репутационной ответственности.

Рассмотрим некоторые показатели развития российского высшего образования, что позволит выявить отдельные положительные и отрицательные тенденции. Так, например, продолжается сокращение количества вузов, а, следовательно, численности студентов, показателей приема и выпуска бакалавров, специалистов и магистров. Эта тенденция характеризует развитие отечественной высшей школы в 2010−2020 гг., когда в результате проведения регулярных мониторингов деятельности университетов многие из них были признаны «неэффективными» и закрыты.

В результате сокращения количества университетов по естественным причинам происходит и снижение численности профессорско-преподавательского состава (табл. 2).

 

Таблица 2

Численность профессорско-преподавательского персонала в образовательных организациях высшего образования и научных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры (на начало учебного года), тыс. чел. [16]

Показатели

2000/2001

2010/2011

2016/2017

2017/2018

2018/2019

Численность профессорско-преподавательского персонала – всего

279,6

356,8

261,0

245,1

236,1

 

Кроме того, перед вузами стоит необходимость достижения устанавливаемых для них показателей, в том числе, по научной деятельности, что приводит к ужесточению требований к самим преподавателям, их квалификации и производительности труда. Поэтому представители преподавательского сообщества с низкой эффективностью не выдерживают конкуренции. Также серьезно страдают небольшие региональные вузы, которые получают меньше бюджетных мест по сравнению с крупными университетами или вынуждены самостоятельно обеспечивать набор по отдельным направлениям подготовки, что не всегда удается. Подобная ситуация приводит к тому, что региональным вузам трудно сохранить штат преподавателей.

Статистические данные свидетельствуют о сокращении показателей подготовки научных кадров (табл. 3). А именно, выпуск аспирантов по направлениям подготовки неуклонно снижается. При этом численность аспирантов, закончивших обучение защитой кандидатской диссертации, в разы меньше общего количества выпускников. Так, например, в 2015-2018 гг. первый показатель в 5-8 раз ниже последнего. Подобная тенденция обусловлена различными причинами, среди которых: повышение требований к диссертациям и их защите, сокращение вакансий в вузах, снижение престижа педагогической деятельности и др.

Таблица 3

Выпуск аспирантов по направлениям подготовки, чел. [17]

Показатели

2000 г.

2010 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Выпуск из аспирантуры, всего

24 828

33 763

28 273

25 826

25 992

10 612

15 465

в том числе, с защитой

диссертации

7503

9611

5189

4651

3730

1455

1843

 

Несмотря на показанные выше негативные тенденции в деятельности российских университетов, положительная динамика все же есть, она характеризует изменение показателя средней заработной платы преподавателей образовательных организаций высшего профессионального образования (табл. 4). Данный показатель постоянно увеличивается как по Российской Федерации в целом, так и по федеральным округам и регионам в отдельности. Существует лишь разница в уровне оплаты труда преподавателей в различных регионах страны, что объясняется естественными причинами.

Подобная ситуация свидетельствует о повышении государственной поддержки российских преподавателей в условиях ужесточающихся к ним требований. Тем самым, вузовские преподаватели имеют хорошую материальную мотивацию к добросовестному и ответственному выполнению своих профессиональных обязанностей, к повышению собственной квалификации, а также результатов научно-исследовательской деятельности.

Если же рассматривать место преподавателя высшей школы в педагогическом процессе, можно однозначно утверждать, что он является ключевой фигурой, так как наделен ролью не только носителя и распространителя знаний, но и ролью воспитателя ценностно-нравственных ориентиров в жизни студентов.

Постоянные изменения, происходящие в сфере российского высшего образования, касаются, в том числе, и преподавателей, их профессиональной подготовки, поскольку преподаватель для студента служит «помощником» в освоении большого объема информации. Профессиональная деятельность преподавателя направлена, в первую очередь, на то, чтобы помогать студенту находить нужную информацию, анализировать ее, адекватно оценивать, формировать собственное мнение и представление.

Профессия преподавателя складывается из различных составляющих. Одной из главных среди них является личность педагога – ключевой фактор, который определяет его профессиональную позицию в педагогической деятельности.

 

Таблица 4

Средняя заработная плата преподавателей образовательных организаций высшего профессионального образования государственной и муниципальной форм собственности по Приволжскому федеральному округу Российской Федерации [4]

Субъекты РФ

Средняя заработная плата преподавателей, руб.

январь-март

2020 г.

2019 г.

2018 г.

2017 г.

2016 г.

Российская Федерация

87 737

89 851

82 486

63 831

55 028

Приволжский федеральный округ

49 774

43 077

Республика Башкортостан

67 753

70 048

62 729

52 537

46 237

Республика Мордовия

54 113

54 281

49 763

37 133

34 328

Республика Татарстан

76 956

79 424

71 303

58 846

50 698

Удмуртская Республика

62 407

62 633

58 603

45 034

41 099

Чувашская Республика

62 392

63 511

52 761

44 621

34 305

Пермский край

71 160

74 458

70 631

55 889

48 509

Кировская область

55 147

54 154

49 113

42 185

39 675

Нижегородская область

70 463

72 295

64 214

52 355

44 664

Оренбургская область

60 824

59 057

56 500

43 463

36 644

Пензенская область

56 008

59 239

56 197

44 556

38 023

Самарская область

68 247

71 941

66 430

53 321

46 144

Саратовская область

53 659

52 997

50 513

40 150

34 930

Ульяновская область

56 658

56 584

52 244

42 409

35 442

 

По мнению Громковой М.О. [3], профессиональное становление будущего педагога состоит, прежде всего, в постижении избранной профессии, которое не сводится лишь к приобретению определенной суммы знаний, умений, навыков, а полагает преобразование всей ценностно-мотивационной сферы, развитие его профессиональных способностей и качеств с тем, чтобы он мог удовлетворять тем ролевым ожиданиям, которые заложены в профессиональном образе педагога. Качества личности выражаются разнообразно в зависимости от интересов, установок, идеалов, мотивов, побуждающих человека к деятельности, и отношения к ней, что и обусловливает ее успешность в будущем.

Именно поэтому большое внимание и значение уделяется личности преподавателя при изучении его образа и роли в образовательном процессе. Так Леонтьев А.Н. [7] считает, что личностью не рождаются, личностью становятся.

Преподаватель высшей школы в процессе саморазвития, помимо своего профессионального совершенствования, должен также заниматься развитием личностных качеств, одним из которых является ответственность, поскольку любой педагог должен быть, в первую очередь, социально ответственным.

Рассмотрим существующие подходы к определению понятий ответственности и социальной ответственности.

Козлов Н.И., например, определяет ответственность следующим образом. Ответственность, по его мнению, это способность субъекта (человека, группы людей или организации) адекватно ответить за то, что ему поручено либо за то, что он взял на себя сам. Если человек сказал, что сделает – и сделал, он ответственный человек. Если он может пообещать и не сделать – это человек не ответственный [5].

Вот другое определение этого понятия. Леонтьев Д.А. считает, что ответственность – это понимание последствий, которые могут повлечь решения или действия самого человека [8].

Что же такое социальная ответственность как характеристика, которой должен, бесспорно, обладать каждый преподаватель университета.

В словаре бизнес-терминов социальная ответственность рассматривается как сознательное отношение субъекта социальной деятельности к требованиям социальной необходимости, гражданского долга, социальных задач, норм и ценностей, понимание последствий осуществляемой деятельности для определенных социальных групп и личностей, для социального прогресса общества [18].

В энциклопедическом словаре по психологии и педагогике социальная ответственность трактуется как отношения между личностью и социальной группой, обществом, базирующиеся на осознанном выполнении ими взаимных обязательств и своих обязанностей, вытекающих из нормативных актов, регулирующих социальные отношения, а также из традиций и ценностных установок. Формирование социальной ответственности происходит под воздействием социально-экономических условий, социально направленной политической системы, духовной культуры общества. Общество, где социальная ответственность диффузна и размыта, характеризуется высоким конфликтогенным потенциалом [22].

Рассматривая содержание социальной ответственности преподавателя, можно выделить следующие подходы к ее определению.

Так, Горбатовская Н.Н. в своей научной работе утверждает, что на содержательном уровне социальная ответственность проявляется у педагога как чувство долга и осознанность принимаемых решений в ситуации нравственного и правового выбора в профессиональном поведении и деятельности на основе способности к прогнозированию последствий своих действий и поступков, а также как выраженность соответствующей мотивации на реализацию принятого решения по достижению поставленных целей и преодолению возникших препятствий [2].

Кочерга А. социальную ответственность определяет как интегральное профессиональное качество личности преподавателя, включающего в себя осознание общественной значимости своей деятельности, знание своих профессиональных функций, владение умениями и навыками педагогической деятельности, инициативу, самостоятельность и творческое отношение к делу. По мнению исследователя, социальная ответственность является критерием социальной зрелости личности педагога, который оказывается в необходимости самореализации не себя в обществе, а себя для общества [19].

Сегодня существенно повысились требования общества к качеству образования, кардинально обновляются технологии обучения, быстро меняются организационные и экономические условия деятельности вузов, обостряется конкурентная борьба на рынке образовательных услуг, постоянно меняется позиция государства по отношению к высшей школе. Государство давно отказалось от роли главного и единственного финансиста высшего образования. Рост экономической самостоятельности вузов привел к повышению их ответственности за эффективность своей деятельности. Направленность многих вузов на выживание требует серьезных изменений в процессах управления ими, поскольку традиционные методы менеджмента в условиях рынка оказались не всегда состоятельными. Данные обстоятельства актуализируют проблемы формирования и управления репутацией высшего учебного заведения, а также повышения его репутационной ответственности как конкурентных преимуществ на рынке высшего образования.

В современном мире университет является «двигателем» регионального развития. Выполняя свои обязательства перед обществом, вузы обязаны не только заниматься наукой и преподаванием, но и придерживаться этики корпоративной социальной ответственности по принципу бизнес-институтов, вузы должны нести ответственность за результаты своей деятельности.

Говоря о репутации высшего учебного заведения, нельзя не вспомнить скандалы, связанные с плагиатом в диссертациях, публикацией «липовых» статей в журналах. Эти события и бурное обсуждение их в СМИ поставили под вопрос доверие общества к ученым, к качеству вузовского образования в стране, повлияли на репутацию российской науки в целом. В связи с этими скандалами, а также реформами, последовавшими за ними, в борьбе за качество образовательных услуг и научных работ ключевыми понятиями должны стать репутационная ответственность преподавателя, ученого и, естественно, вуза.

По мнению Шатровой А.П. и Чаплиной А.Н., репутационная ответственность бизнес-организации – это ответственность предпринимательской структуры за результаты своих решений в процессе функционирования и развития, а также взаимоответственность топ-менеджеров и рядовых служащих за совершаемые действия, как в рабочее, так и во внерабочее время. Один неблаговидный поступок менеджера способен бросить тень на всю компанию, в которой он работает. И наоборот, рейтинг компании может значительно возрасти при найме харизматичного топ-менеджера, носителя индивидуальной положительной деловой репутации [21].

Происходящие тенденции приводят к тому, что высшие учебные заведения становятся не только социально ответственными, но и репутационно ответственными субъектами. Повышение репутационной ответственности вуза должно стать основным направлением его стратегии развития, она полезна для долгосрочного успеха самого учебного заведения и для общества в целом.

Ранее нами в рамках выполнения проекта РГНФ (тема «Технологии формирования системы репутационной ответственности высшего учебного заведения (на примере вузов г. Пензы)», № гос. регистрации 01201465109, 2014-2015 гг.) изучалась проблема формирования и повышения репутационной ответственности университета, [12] под которой мы предлагали понимать ответственность вуза перед целевыми аудиториями потребителей за результаты своей деятельности в процессе функционирования и развития, ответственность руководителей и сотрудников вуза за принимаемые решения, результаты управленческой и преподавательской деятельности, образ жизни, их репутация.

При рассмотрении структуры репутационной ответственности университета нами выделяются следующие ее составляющие:

− ответственность руководства вуза за принимаемые решения;

− социальная ответственность вуза;

− ответственность вуза за качество образовательных услуг;

− гражданско-правовая ответственность вуза;

− ответственность преподавателя;

− ответственность ученого [11].

На основе рассмотренных подходов к пониманию социальной ответственности преподавателя и репутационной ответственности вуза сформулируем определение понятия «репутационная ответственность преподавателя университета». По нашему мнению, это не только профессиональное, но и нравственное качество личности преподавателя, заключающееся во владении им профессиональными знаниями, умениями и навыками, в обладании преподавателем необходимыми личностными качествами, что способствует достижению эффективности его образовательной, научной, воспитательной и социальной деятельности, а также, что является очень важным, в осознании преподавателем высокой общественной значимости своей деятельности и готовности отвечать за ее результаты. Репутационно ответственный преподаватель университета не просто несет ответственность за свои слова, действия, поведение и поступки как в профессиональной, так и в личной сфере, он руководствуется в процессе своей деятельности принципом реализации себя для общества, осознанно соблюдает законы педагогической этики, в том числе, с целью создания собственной положительной репутации и укрепления репутации университета, в котором трудится.

Представим структуру компонентов репутационной ответственности преподавателя университета в зависимости от видов его деятельности, а также мероприятия, выполнение или невыполнение которых педагогом свидетельствует об уровне его ответственности, и полученные результаты (рис. 1).

На рис. 1 помимо компонентов представлены мероприятия, реализация которых в повседневной профессиональной деятельности преподавателя является отражением его репутационной ответственности. Кроме того, определены результаты педагогической деятельности, основанной на использовании концепции формирования репутационной ответственности педагога. Эти результаты разделены на группы в зависимости от видов деятельности преподавателя вуза. Но необходимо обратить внимание на то, что также к общим результатам деятельности репутационно ответственного преподавателя можно отнести следующие:

  • повышение показателей трудоустройства студентов и выпускников вуза;
  • формирование положительной репутации преподавателя;
  • укрепление репутации университета;
  • повышение конкурентных преимуществ вуза;
  • укрепление положения вуза на рынке высшего образования;
  • повышение позиций университета в российских рейтингах вузов.

Главными факторами, способствующими формированию и повышению репутационной ответственности преподавателя университета, по нашему мнению, являются: качество полученного им образования, уровень воспитания и развития личностных качеств, отсутствие ошибок в выборе профессии. Немаловажными являются моральная и материальная мотивация профессиональной деятельности преподавателя, гарантированная ему руководством университета.

Таким образом, в результате рассмотрения подходов к определению содержания и структуры репутационной ответственности преподавателя высшей школы можно сформулировать следующие выводы:

1. Преподаватель университета является ключевой фигурой в педагогическом процессе, так как наделен ролью носителя и распространителя знаний, и от его квалификации, как показывают результаты, в том числе, наших исследований, зависит качество вузовского образования, а, значит, репутация всего университета. В процессе своей профессиональной деятельности преподаватель выполняет и роль воспитателя ценностно-нравственных ориентиров в жизни студентов, что имеет огромное значение для развития молодежи и формирования гражданского общества. В связи с этим, проблема повышения репутационной ответственности преподавателя вуза является очень актуальной и требует глубокого изучения.

2. Под репутационной ответственностью преподавателя университета следует понимать не только профессиональное, но и нравственное качество личности преподавателя, заключающееся во владении им профессиональными знаниями, умениями и навыками, в обладании преподавателем необходимыми личностными качествами, что способствует достижению эффективности его образовательной, научной, воспитательной и социальной деятельности, а также, что является очень важным, в осознании преподавателем высокой общественной значимости своей деятельности и готовности отвечать за ее результаты. Репутационно ответственный преподаватель университета не просто несет ответственность за свои слова, действия, поведение и поступки как в профессиональной, так и в личной сфере, он руководствуется в процессе своей деятельности принципом реализации себя для общества, осознанно соблюдает законы педагогической этики, в том числе, с целью создания собственной положительной репутации и укрепления репутации университета, в котором трудится.

3. Структура репутационной ответственности преподавателя университета в зависимости от видов его деятельности включает в себя следующие компоненты: ответственность преподавателя за результаты своей образовательной деятельности, ответственность за результаты научной деятельности, ответственность за результаты воспитательной деятельности, ответственность преподавателя университета за результаты его социальной деятельности. Главными результатами деятельности репутационно ответственного преподавателя является формирование его положительной репутации, укрепление репутации всего университета, повышение позиций университета на рынке высшего образования и в российских рейтингах вузов.

4. Ключевыми факторами, влияющими на уровень репутационной ответственности преподавателя университета, по нашему мнению, являются качество профессиональной подготовки самого педагога, уровень воспитания и развития его личностных качеств, выбор профессии по призванию. Немаловажными факторами являются моральная и материальная мотивация профессиональной деятельности преподавателя, гарантированная ему руководством университета.

5. Проблема формирования и повышения репутационной ответственности преподавателя высшей школы требует дальнейшего изучения.

Список литературы

1. 200 лучших университетов мира - 2020/21 [Электронный ресурс]. URL: https://na.ria.ru/20200609/1572522451.html (дата обращения: 11.09.2020).

2. Горбатовская Н.Н. Педагогические условия формирования у будущих педагогов социальной ответственности в использовании информационных ресурсов в процессе обучения [Электронный ресурс]: дис. … канд. пед. наук / Н.Н. Горбатовская. - Ставрополь, 2018. URL: https://dspace.ncfu.ru/bitstream/20.500.12258/4373/1/Горбатовская%20Н.Н.%202018%20.pdf (дата обращения: 11.09.2020).

3. Громкова М.О. О педагогической подготовке преподавателя высшей школы [Текст] / М.О. Громкова // Высшее образование в России. - 1994. - №4. - С. 105-108.

4. Заработная плата отдельных категорий работников социальной сферы и науки [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries (дата обращения: 11.09.2020).

5. Козлов Н.И. Что такое ответственность и ответственный подход [Электронный ресурс] / Н.И. Козлов. URL: https://www.psychologos.ru/articles/view/chto-takoe-otvetstvennost-i-otvetstvennyy-podhod (дата обращения: 11.09.2020).

6. Куликова Д.Н. Роль преподавателя в современном образовательном процессе [Электронный ресурс] / Д.Н. Куликова // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - №8. - С. 69-72. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-prepodavatelya-v-sovremennom-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 16.09.2020).

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл; Изд. Центр «Академия», 2004.

8. Леонтьев Д.А. Социальная психология. Словарь [Электронный ресурс] / Д.А. Леонтьев. URL: http://www.xapaktep.net/virtues/moscow/responsibility/desc.php (дата обращения: 11.09.2020).

9. МГУ значительно улучшил показатели в мировом рейтинге университетов THE [Электронный ресурс]. URL: https://www.msu.ru/news/mgu-znachitelno-uluchshil-pokazateli-v-mirovom-reytinge-universitetov-the.html (дата обращения: 11.09.2020).

10. Резник С.Д. Преподаватель вуза. Технологии и организация деятельности [Текст]. Учебник / С.Д. Резник, О.А. Вдовина. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 339 с.

11. Reznik S.D. Key Milestones in the Development of Reputation Management in Russian Universities [Текст] / S.D. Reznik, T.A. Yudina // European Journal of Contemporary Education. - 2018. - №7(2). - Рр. 379-391.

12. Резник С.Д. Репутационная ответственность высшего учебного заведения [Текст]: Монография / С.Д. Резник, Т.А. Юдина. - Пенза: ПГУАС, 2015. - 172 с.

13. Резник С.Д. Репутационный менеджмент в системе управления высшим образованием России: проблемы и решения [Текст]: Монография / С.Д. Резник, Т.А. Юдина. - Пенза: ПГУАС, 2019. - 157 с.

14. Резник С.Д. Репутация как ключевой фактор обеспечения конкурентоспособности российского вуза [Текст] / С.Д. Резник, Т.А. Юдина // Университетское управление: практика и анализ. - 2014. - №2. - С. 81.

15. Резник С.Д. Факторы формирования репутации высшего учебного заведения [Текст] / С.Д. Резник, Т.А. Юдина // Современные проблемы менеджмента: сборник научных трудов / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника. - Вып. 1. - Пенза: ПГУАС, 2011. - 156 с.

16. Российский статистический ежегодник 2019. Высшее образование [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/b19_13/Main.htm (дата обращения: 11.09.2020).

17. Российский статистический ежегодник 2019, 2018, 2017, 2016, 2015. Подготовка научных кадров [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/b18_13/Main.htm (дата обращения: 15.09.2020).

18. Словарь бизнес-терминов [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/business/20370 (дата обращения: 11.09.2020).

19. Социальная ответственность преподавателя [Электронный ресурс]. URL: https://urban-school.ru/vyisshaya-shkola/sotsialnaya-otvetstvennost-prepodavatelya/ (дата обращения: 11.09.2020).

20. Управление репутацией высшего учебного заведения [Текст]: Монография / С.Д. Резник, Т.А. Юдина. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 227 с.

21. Шатрова А.П. Роль деловой репутации в формировании интеграционного ресурсного потенциала предпринимательской структуры [Текст] / А.П. Шатрова, А.Н. Чаплина // Молодежь и наука: сборник материалов Х Юбилейной Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 80-летию образования Красноярского края, № заказа 1644/отв. ред. О.А. Краев. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2014.

22. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Электронный ресурс]. URL: https://psychology_pedagogy.academic.ru/17583 (дата обращения: 11.09.2020).

Войти или Создать
* Забыли пароль?