ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ОТРАСЛЕВОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В МЧС РОССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается процедура формирования кадрового резерва, как механизма реализации отраслевой кадровой политики на примере Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Обозначены основные проблемные вопросы формирования резерва кадров всех уровней и его рационального использования. Приведены статистические данные по использованию кадрового резерва основных силовых ведомств, позволяющие более отчетливо увидеть некоторые изъяны работы с резервом кадров.

Ключевые слова:
кадровая политика; отраслевая кадровая политика; кадровый резерв; формирование кадрового резерва.
Текст

Реализация нового политического курса социальноэкономического и политического развития России на основе инновационных преобразований, обеспечения единства и целостности государства, укрепления духовно-нравственного единства российской нации в решающей мере зависит от качественного обновления человеческого потенциала, развития его интеллектуальных сил, защиты прав и свобод человека, повышения качества жизни населения. Для этого крайне необходимы обогащение всех видов кадровой политики на всех уровнях и во всех институтах государственной власти, поиск наиболее эффективных механизмов и технологий работы с кадрами с учетом не только региональной и местной кадровой политики, но и отраслевой.

В Указе Президента РФ В.В. Путина от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» подчеркнута важность учета возможностей нового подхода к внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, «…с учетом особенностей деятельности государственных органов, отражающих отраслевую структуру управления».

Широко применяемый в советский период отраслевой принцип государственного управления может и в наши дни сыграть положительную роль в развитии социального управления, в том числе в работе с кадрами. Как свидетельствует опыт истории, отраслевой принцип является более эффективным в профессиональном управлении отдельными сферами жизнедеятельности и экономики, усилении целеустремленности в их развитии, организации управления производственными процессами, чем территориальный, разумеется, с использованием кооперации усилий в комплексном и рациональном использовании ресурсов регионов. Отраслевой принцип позволяет более эффективно использовать средства с учетом потребности отрасли, возможностей инноваций, научных достижений, автоматизированных систем управления. При этом важно учитывать необходимость противодействия как ведомственности, так и местничества.

Отраслевой принцип управления создает условия для развития специализации как важного фактора совершенствования производства и непрерывного его технического развития. Это существенно приближает управление кадровыми процессами к потребностям конкретных отраслей экономики и управления.

В связи с этим возникает необходимость определения понятия отраслевой кадровой политики. Отраслевая кадровая политика существует как управленческое явление во всех органах исполнительной государственной власти, но четкого понятия отраслевой кадровой политики пока не сформулировано. Это довольно сложная задача, поскольку в каждой сфере (отрасли) деятельности кадровая политика выполняет свои специфические задачи.

Государственная отраслевая кадровая политика является социальной управленческой системой, которая определяет стратегию кадрового обеспечения развития ведущих отраслей экономики, социально-образовательной сферы, сохраняя целостность и единство федеративного государства.

Список литературы

1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // СПС.

2. Указ Президента РФ от 9 февраля 2013 г. № 126 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам государственной службы и резерва управленческих кадров» // СПС.

3. Указ Президента РФ от 13 декабря 2012 г. № 1653 «О федеральных кадровых резервах федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации» (вместе с Положением о формировании федеральных кадровых резервов федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации) // СПС.

4. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС.

5. Приказ МЧС России от 3 ноября 2011 г. № 668 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (зарег. в Минюсте России 9 декабря 2011 г. № 22535) // СПС.

6. Приказ МЧС России от 1 июля 2010 г. № 306 «Об утверждении концепции кадровой политики МЧС России на период до 2020 года» // СПС.

7. Концепция кадровой политики Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (приказ МЧС России от 19 мая 2004 г. № 225) // СПС.

8. Методические рекомендации по формированию резерва кадров для выдвижения на руководящие должности в системе МЧС России (письмо Департамента кадровой политики МЧС России от 28 июня 2005 г. № 2-06-1207) // СПС.

9. Сулемов В.А. Государственная кадровая политика в современной России: теория, история, новые реалии: монография. - 2-е изд. - М.: Изд-во РАГС, 2006.

10. Организация работы с резервом кадров в органах МЧС России: методическое пособие / А.В. Матюшин, А.А. Порошин, Ю.И. Панков, И.Н. Ефанова, М.В. Шишков, Т.А. Шавырина. - М.: ФГУ ВНИИ ПО МЧС России, 2006.

11. Кадровая политика МЧС // Гражданская защита. - М.: Центральное издание МЧС России. - 2011. - № 3. - С. 12-20.

Войти или Создать
* Забыли пароль?