Тула, Тульская область, Россия
Тула, Тульская область, Россия
В работе выдвинуты гипотезы о том, что возможность экономического ро-ста при переходе к постиндустриальной экономике определяется человеческим капиталом, сформированным в системе высшего образования, возможность экономического благосостояния в условиях перехода к постиндустриальной экономике определяется человеческом капиталом, сформированным в системе третичного образования, институциональные преобразования в системе образования в связи с их противоречивостью и подходами, основанными на административно-контрольном стиле управления, унаследованными от индустриальной экономической системы, ухудшают условия формования человеческого капитала в системе образования современной России. Для оценки влияния социально-экономическое развитие человеческого капитала, формируемого в системе образования, предлагается выполнить путём корреляционного анализа связей показателей, характеризующих состав занятого населения по уровню образования, и показателей, характеризующих социально-экономическое развитие регионов России по годам двадцатилетнего периода начиная с 2000 по 2019 год. Предварительные исследования позволили установить, что занятое население регионов, имеющее высшее образование, положительно влияют на экономический рост в регионах, но это влияние снижается; занятое население регионов, имеющее более низкие уровни образования, отрицательно влияют на экономический рост в регионах. Занятое население регионов, имеющих высшее и профессиональное образование, положительно влияют на благосостояние в регионах.
экономический рост, развитие, человеческий капитал, высшее образование, третичное образование, корреляционные связи
1. Насколько богата Россия? Комплексная оценка богатства России с 2000 по 2017 годы. Всемирный банк. URL: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/country/russia/publication/how-wealthy-is-russia
2. Bailey D., Schotta C. Private and social rates of return to education of academicians // American Economic Review. 1972. Vol.62. No.1/2. pp. 19-31.
3. Becker Gary S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education. 3 rd. Edition. University Of Chicago Press, 1994. 244 pp.
4. Schultz T. Capital formation by education // Journal of Political Economy. 1960, 68 (6), 571-583.
5. Schultz T. W. Investment in human capital // American Economic Review. 1961. Vol.51. No.1. pp. 1-17.
6. Gillis D. Public education as a high-yield investment: the theory of human capital in the discourse of European politics // Pedagogical Journal. 2011. 2 (2), 224-245.
7. Gillis D. Human Capital Theory in Education. In: Peters M. (ed.) Encyclopedia of Pedagogical Philosophy and Theory. Springer, Singapore. 2015. URL: https://doi.org/10.1007/978-981-287-532-7_254-1
8. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Постиндустриальные уклады в экономике Рос-сии. М. : ИНФРА-М, 2017. 159 с.
9. North D.C. Institutions, Institutional Change and Economic Performance. Cam-bridge University Press, 1990.
10. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Развитие в России экономики неравенства // Журнал экономической теории. 2011. № 4. С. 198-202.