В статье рассматривается один из путей создания открытого информационно-образовательного пространства на основе взаимодействия двух социальных сред: школы и музея. Анализируются четыре модели на основе следующих критериев: частоты и длительности взаимодействия и форм проведения учебных занятий в системе «школа и музей». Для обеспечения данного взаимодействия авторами предлагается специальный музейно-образовательный комплекс, представляющий собой средства обучения, материализующие выбранную учителем модель подготовки учащихся и позволяющие реализовать ее в учебно-воспитательном процессе. Приведены концептуальные аспекты предлагаемого комплекса и представлены модели взаимодействия: эпизодическая, периодическая, систематическая и системная. Данные модели определяют место учителя и ученика в музейном пространстве, а также связь между ними. Дается краткая характеристика выделенных моделей, предлагаются формы оценивания результатов взаимодействия ученика и пространства музея.
музейный образовательный комплекс, взаимодействие, школа, музей, модель взаимодействия, результат взаимодействия.
За весь период своего существования система отечественного образования реформировалась несколько раз: пересматривалось содержание учебных предметов (как следствие — содержание учебников); изменялась роль воспитания; знаниевая парадигма сменилась личностно ориентированной. В настоящее время в качестве приоритетного выдвинут компетентностный подход как ориентир учебно-воспитательного процесса. Несмотря на образовательные реформы, качество среднего образования по*прежнему не удовлетворяет общество и государство.
Современная школа — это «школа, способная раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учетом задач модернизации и инновационного развития страны… это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры…» [1]. Следовательно, одной из современных тенденций развития среднего образования является открытость образовательного пространства и расширение границ образовательных учреждений, что обеспечивает вхождение схожих социальных образовательных сред в единое информационно-образовательное пространство, к числу которых относятся и различные музеи.
Музей является социально-культурной системой; он также имеет признаки, общие для всех социальных систем (в том числе и для школы) и специфические, свойственные только ему. Практически музеи создают социокультурное окружение, способствующее открытому информационно-образовательному пространству.
1. Медведев Д.А. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». www.kremlin.ru/news/6683.
2. Музей в образовательной деятельности учителя физики: методическая разработка к спецкурсу / сост. Ю.В. Корнилова; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2010. 100 с.
3. Тесленко В.И. Проблемы развития познавательной деятельности человека при конструировании естественнонаучных знаний о природе // Вестник КГПУ. 2012. № 2 (20). С. 144-150.
4. Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. 2-е изд., испр. М.: Изд-во Ун-та РАО, 2007.