Проблема повышения эффективности и качества педагогической управленческой деятельности в общеобразовательных учреждениях представляет особый интерес в условиях модернизации системы образования Российской Федерации. В работе представлены подходы к формированию информационно-графических моделей управления образовательным процессом на основе интегрально обобщенных индексов и создания собственной структуры динамики показателей успешности обучения. Описаны возможности создания экстраполяционных и фазовых моделей, позволяющих строить оперативный, среднесрочный и долгосрочный прогноз успешности управления качеством обучения в учебных четвертях, полугодиях, году и многолетней динамике в образовательном учреждении, выделять и анализировать межпредметные взаимосвязи, обеспечивать эффективность реализации обучающих программ, мотивацию к обучению, эффективность реализации функций ситуативного управления. Описана технологическая модель управления школой, которая позволит динамически соотносить полученные конечные результаты с базой знаний об обновляющихся учебных требованиях и задачах, строить реальные прогнозы и перевести рутинную работу по внутришкольному контролю успеваемости в творческий процесс, что значительно усилит содержательную сторону управления качеством обучения в условиях современной школы.
качество образования, педагогическое прогнозирование успешности обучения.
Одной из наиболее фундаментальных и актуальных проблем образования в современных сложных и динамичных условиях является проблема повышения эффективности и качества педагогической управленческой деятельности в общеобразовательных учреждениях [1, 9, 10].
В совершенствовании внутришкольного управления, особенно его ведущего звена — процесса принятия решения, важную роль играет ситуационное предвидение и перспективные прогностические функции прогнозирования конечного результата успешности обучения учащихся (П.И. Третьяков, И.А. Лукичева и др.), связанные с созданием гибких адаптивных механизмов внутришкольного управления.
Обоснование прогностического подхода к изучению педагогических явлений стало возможным благодаря научному знанию, заложенному в работах И.В. Бестужева-Лады, А.В. Брушлинского, В.И. Загвязинского, И.Я. Лернера, Б.С. Гершунского, Д.Ш. Матроса, М.И. Скаткина и др. Несмотря на значительную историю и большой опыт изучения, эта проблема продолжает оставаться одной из нерешенных и актуальных и в современных условиях, особенно применительно к теории и практике управления в школе.
Инновационные процессы в системах внутришкольного управления пока еще значительно уступают по масштабам и интенсивности процессам обновления в их объектах: школах, образовательных системах и процессах.
По мнению исследователей, это связано с рядом причин:
- недостаточной научно-методической обоснованностью;
- опорой на старые традиционные системы и принципы;
- разработкой инноваций без участия управленцев-практиков;
- недостаточной проработанностью методологии исследований и языка описания этих сложных систем и видов деятельности;
- недостаточной прогностичностью инновационных управленческих процессов и т.д.
При этом большинство исследователей считает, что отсутствие эффективных систем управления в школе становится тормозом в дальнейшем развитии образования.
1. Блинов В.И., Есенина Е.Ю. Развитие концептуальных подходов к стандартизации в профессиональном образовании // Образование и наука. 2013. № 7. С. 17-38.
2. Давыдова Н.Н. Реализация системно-синергетического подхода в пракатике управления развитием научно-образовательной сети // Образование и наука. 2013. № 7. C. 66-85.
3. Давыдова Н.Н. Создание внутренней системы оценки качества в современном общеобразовательном учреждении // Образование и наука. 2009. № 6. С. 13-26.
4. Давыдова Н.Н., Суслов А.А. Управление развитием научно-образовательной сети УрО РАО // Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 5. С. 39-44.
5. Давыдова Н.Н., Усова О.Н. Разработка процессной модели управления качеством образования современной общеобразовательной школы // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 4. С.21-26.
6. Давыдова Н.Н., Федоров В.А. Моделирование развития образовательных учреждений на основе сетевого подхода // Педагогика. 2013. № 6. С. 49-54.
7. Исаев В.А. О концептуальной модели системы анализа качества информационно-образовательной среды (ИОС) системы открытого образования // Материалы X Симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология и практика». Кн. 1. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. С. 173-183.
8. Нормализация учебной нагрузки школьников: экспериментальное физиолого-гигиеническое исследование / под ред. М.В. Антроповой, В.И. Козлова. М.: Педагогика, 1988.
9. Панасюк В.П., Головичер Г.В. Опыт и лучшие практики построения и применения региональных, муниципальных и внутришкольных систем оценки качества образования. Салехард; М.: Иccледовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 156 c.
10. Сазонов Б.А. Балльно-рейтинговые системы оценивания знаний: особенности российской практики // Образование и наука. 2012. № 9. С. 15-22.
11. Сиденко А.С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. 2012. № 1. С. 56-64.
12. Субетто А.И. Технологии сбора и обработки информации в процессе мониторинга качества образования. СПб.: Питер, 2000. 215 c.
13. Третьяков П.И. Управление школой по результатам. М.: Новая школа, 1999. 345 c.
14. Хеннер Е.К., Ознобихина Т.С. Оценка прочности знаний на основе сопоставления результатов различных видов тестирования // Образование и наука. 2012. № 1. С. 17-25.
15. Шишов С.Е. Качество образования как объект мониторинга в информационном обществе // Образование и наука. 2008. № 5. С. 33-44.