ГОСУДАРСТВО И ПРАВОВАЯ СИСТЕМА РФ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В настоящей статье рассматривается оценка состояния проблем государственной политики, правового регулирования в информационно-технологической сфере и управления этой сферой, специфика и содержание информационной деятельности. Автор статьи излагает особенности современного информационного общества и дает характеристику государственной управленческой роли в его формировании и развитии, исследует правовое регулирование информационных отношений.

Ключевые слова:
информационное общество, информационное пространство, информационные и телекоммуникационные технологии, информационная безопасность общества, цифровизация информации, социальные проблемы, меры по защите информационной инфраструктуры, государственное управление информационным обществом, глобальная информатизация, информационный сектор экономики
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Сегодня Россия переживает очередной этап становления информационного общества. Существенно меняются привычные стереотипы в различных сферах жизни: промышленности, юриспруденции, педагогике, экономике, социальной структуре, печати, развитии институтов демократии. Темп общественного развития настолько велик, что скорость происходящих изменений происходит на глазах одного, а не нескольких поколений.

Начало XXI в. в России ознаменовалось принятием в 2002 г. Федеральной целевой программы «Электронная Россия 2002−2010 гг.». Это расширило возможности государственного управления сферой информации, информационным обществом. Данная программа способствовала развитию информационного общества в регионах. В 2008 г. принята Стратегия развития информационного общества, положения которой должны достигнуть своей реализации к 2020 г. Россия одно из первых государств, которое было обеспокоено обеспечением сохранности и конфиденциальности персональных, в том числе и биометрических, данных. В России были разработаны стандарты, регламентирующие эту область: ГОСТ Р52633.0-2006, ГОСТ Р 52633.1-2009, ГОСТ Р 5263.2-2010, ГОСТ Р 52633.3-2011, ГОСТ Р 52633.4-2011, ГОСТ Р 52633.5-2011.

В декабре 2016 г. утверждена Доктрина информационной безопасности России, с 1 января 2018 г. вступил в силу Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» [5].

Конституция Российской Федерации является базовым законом, в том числе и в сфере информационных отношений, государственного управления сферой информации. Реализация основных прав и свобод в сфере информации базируется на принципе, в соответствии с которым каждый гражданин или юридическое лицо (в том числе и государство) имеют право без каких-либо препятствий искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, но только любыми законными средствами (ч. 4, ст. 29) [3]. Основной объект правоотношений в данном случае – право на информацию.

Право на информацию можно отнести и к личным правам (ст. 23 Конституции, где говорится о праве на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны), и к социально-экономическим (ст. 35 Конституции закрепляет право частной собственности, в том числе на информацию, ст. 24 – право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии), и к политическим (ч. 5 ст. 29 закрепляет свободу массовой информации). Поэтому право на информацию занимает особое место в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Опираясь на ст. 17 Конституции РФ, право на информацию является естественным правом (характеризуется неотчуждаемостью и принадлежностью каждому от рождения). Основными информационными правами и свободами человека и гражданина, которые получили закрепление в Конституции, являются право на свободу мысли и слова (ч. 1 ст. 29), право на свободу выражения своих мнений и убеждений (ч. 3 ст. 29), свободу всех видов творчества (ч. 1 ст. 44), право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48), свободу преподавания (ч. 1 ст. 44), право на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44) и др.

Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» регулирует отношения, которые возникают при: 1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; 2) применении информационных технологий; 3) обеспечении защиты информации [7].

Согласно Федеральному закону от 23 июня 2016 г. N 220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» в государственных структурах, в том числе органах судебной власти, введен электронный документооборот, который регламентируется определенными правилами [6]. Это, в свою очередь, расширяет возможности управления информацией уже в рамках деятельности соответствующих государственных органов.

В связи с цифровизацией общества, расширению тенденций государственного управления сферой информации большое внимание стало уделяться информационному обеспечению деятельности органов различных ветвей власти. Были приняты Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»; Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 25.12.2009 № 1088 «О государственной автоматизированной информационной системе "Управление"»; Постановление Правительства РФ от 24.11.2009 № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти»; Постановление Правительства РФ от 24.10.2011 № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг». Также были приняты законы, обеспечивающие работу средств массовой информации: Федеральный закон от 13.01.1995 № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»; Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации».

Правительство РФ одним из приоритетов «Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.» определило важную роль информатизации и цифровизации всех сфер деятельности государства, в том числе направленных на перевод в электронную форму услуг, оказываемых населению.

В настоящее время процесс информатизации и перехода к информационному обществу определяется такими актами, как Стратегия развития информационного общества в РФ, которая рассчитана на период 2017−2030 гг. Данная Стратегия дает определение «информационного общества», под которым понимается общество, в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан [4].

Перед государством сегодня стоит следующая первоочередная задача: как защитить интересы государства и граждан в глобальной информационно-коммуникационной сфере? Стратегия развития информационного общества в РФ основана на главенствующей роли государства в этом вопросе. Государству необходимо при подготовке данного процесса координировать и регламентировать деятельность всех участников, обеспечивать защиту прав граждан, создать нормативно-правовую и законодательную базу. Все это позволит развивать здоровую конкуренцию, привлекать инвестиции, что будет способствовать развитию отечественного рынка не только продуктов и услуг, но и информационных и коммуникационных средств.

Государство выступает важнейшим и обязательным гарантом обеспечения условий создания, обработки, накопления, хранения и распространения информации. Без непосредственного участия невозможно гарантировать защиту информации и персональных данных участников информационных процессов. Государство обязано охранять интересы граждан, предоставлять доступ к информации, развивать как федеральные, так и региональные информационные системы и сети.

Мы рассматриваем информатизацию как совокупность процесса медиатизации общества, направленного на совершенствование средств и методов сбора, хранения и распределения информации; процесса компьютеризации общества, имеющего целью совершенствование средств поиска и обработки информации; процесса интеллектуализации общества, представляющего собой развитие способностей людей к восприятию и порождению информации, формированию новых знаний, в том числе и с использованием возможностей средств искусственного интеллекта.

Между субъектами, которые включены в формирование и развитие информационного общества, существуют различные правовые отношения, что влечет за собой большое количество подходов к созданию нормативных механизмов регулирования. Некоторые подходы только зарождаются: законодательного решения требуют проблемы повышения потенциала как ресурса; ликвидации монополизма; распределения компетенции государственных органов по формированию информационных систем, технологий и продукции; защиты автоматизированных информационных систем и средств обеспечения как объектов собственности; защиты авторских прав на автоматизированные информационные системы и средства их обеспечения; гарантии права на информацию; установления ответственности за нарушения в работе с информацией.

Признание факта существования информационного пространства, феноменов информационной безопасности и информационного общества, признание потребностей государственного управления информационным обществом детерминирует необходимость комплексного общеправового анализа функционирования государства в информационной инфраструктуре, мировоззренческого расширения традиционных представлений о его сущности и функциях, о природе взаимосвязи социальных и сугубо правовых явлений, о средствах и способах регулирования информационного обмена в современной России.

Сегодня цифровизация коснулась всех областей жизни человека, она генерируют не только новые возможности в решении различных проблем, но и создает угрозы, среди которых наметившийся разрыв между странами в соблюдении прав человека, охране интеллектуальной собственности, борьбе с высокотехнологичными преступлениями, а также в вопросах цензуры в глобальных компьютерных сетях [8, с. 120-130].

Сокращение государственного управления рынком телекоммуникаций, приватизация операторов связи, создание большого количества новых информационных конгломератов на мировом уровне привело к тому, что российское государство вынуждено создавать собственную информационную индустрию и вкладывать большие средства в ее развитие. Информационные компании Запада находятся на стадии слияния и объединения с тем, чтобы в дальнейшем контролировать рынок и распространять массовую информацию в личных целях. Учитывая данный факт и динамичность его реализации, России следует достигнуть ведущего места в международной системе информационных отношений. Трудность заключается в том, что необходимо бороться с монополизмом отдельных производителей и сохранять здоровую конкуренцию [1, с. 92-95]. Государство должно обеспечить грамотное и адекватное регулирование как новых общественных отношений, так и уже существующих. Новые условия требуют новых средств защиты граждан и общества. Создание гибких правовых механизмов регулирования, обеспечение информационными ресурсами – важнейшие условия на пути к переходу к информационному обществу [2, с. 8-9].

Развитие информатизации и цифровизации с точки зрения права должно осуществляться с учетом мониторинга результативности применения действующих нормативных правовых актов. Правовая информация о законодательной деятельности государственных органов должна быть доступной для граждан и соотноситься с международным и европейским правом. Дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы предполагает не только разработку и принятие новых законодательных актов, но и модернизацию существующего законодательства. Только это позволит оптимизировать государственное управление сферой информации, информационным обществом.

Список литературы

1. Айвазян Ю. Роль государства в формировании информационного общества // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. Новосибирск. − 2011. − С. 92−95.

2. Лазарев А.Ю. Проблемы формирования информационного общества в России // Информационное право. − Москва: Юрист. - 2005. − № 3. − С. 8−9.

3. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237.

4. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 20 ст. 2901.

5. Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2017 г. N 31 (часть I) ст. 4736.

6. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» // Российская газета от 29 июня 2016 г. N 140.

7. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета от 29 июля 2006 г. N 165.

8. Чернов А.А. Глобальное информационное общество: Сущность, этапы становления, перспективы интеграции России: дис... канд. полит.наук. − Москва, 2002. − 175 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?