MODERN INFORMATION SOCIETY AND THE ROLE OF THE STATE IN ITS FORMATION AND DEVELOPMENT
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article considers the assessment of the state of problems of state policy, legal regulation in the information and technology sphere, the specifics and content of information activities. The author of the article outlines the features of the modern information society and characterizes the state role in its formation and development, explores the legal regulation of information relations.

Keywords:
Information society, information space, information and telecommunication technologies, information security of society, digitalization of information, social problems, measures to protect information infrastructure, sociotechnological process, global informatization, information sector of economy
Text
Publication text (PDF): Read Download

Сегодня Россия переживает очередной этап становления информационного общества. Существенно меняются привычные стереотипы в различных сферах жизни: промышленности, юриспруденции, педагогике, экономике, социальной структуре, печати, развитии институтов демократии. Темп общественного развития настолько велик, что скорость происходящих изменений происходит на глазах одного, а не нескольких поколений.

Начало XXI в. в России ознаменовалось принятием в 2002 г. Федеральной целевой программы «Электронная Россия 2002−2010 гг.». Это расширило возможности государственного управления сферой информации, информационным обществом. Данная программа способствовала развитию информационного общества в регионах. В 2008 г. принята Стратегия развития информационного общества, положения которой должны достигнуть своей реализации к 2020 г. Россия одно из первых государств, которое было обеспокоено обеспечением сохранности и конфиденциальности персональных, в том числе и биометрических, данных. В России были разработаны стандарты, регламентирующие эту область: ГОСТ Р52633.0-2006, ГОСТ Р 52633.1-2009, ГОСТ Р 5263.2-2010, ГОСТ Р 52633.3-2011, ГОСТ Р 52633.4-2011, ГОСТ Р 52633.5-2011.

В декабре 2016 г. утверждена Доктрина информационной безопасности России, с 1 января 2018 г. вступил в силу Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» [5].

Конституция Российской Федерации является базовым законом, в том числе и в сфере информационных отношений, государственного управления сферой информации. Реализация основных прав и свобод в сфере информации базируется на принципе, в соответствии с которым каждый гражданин или юридическое лицо (в том числе и государство) имеют право без каких-либо препятствий искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, но только любыми законными средствами (ч. 4, ст. 29) [3]. Основной объект правоотношений в данном случае – право на информацию.

Право на информацию можно отнести и к личным правам (ст. 23 Конституции, где говорится о праве на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны), и к социально-экономическим (ст. 35 Конституции закрепляет право частной собственности, в том числе на информацию, ст. 24 – право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии), и к политическим (ч. 5 ст. 29 закрепляет свободу массовой информации). Поэтому право на информацию занимает особое место в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Опираясь на ст. 17 Конституции РФ, право на информацию является естественным правом (характеризуется неотчуждаемостью и принадлежностью каждому от рождения). Основными информационными правами и свободами человека и гражданина, которые получили закрепление в Конституции, являются право на свободу мысли и слова (ч. 1 ст. 29), право на свободу выражения своих мнений и убеждений (ч. 3 ст. 29), свободу всех видов творчества (ч. 1 ст. 44), право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48), свободу преподавания (ч. 1 ст. 44), право на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44) и др.

Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» регулирует отношения, которые возникают при: 1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; 2) применении информационных технологий; 3) обеспечении защиты информации [7].

Согласно Федеральному закону от 23 июня 2016 г. N 220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» в государственных структурах, в том числе органах судебной власти, введен электронный документооборот, который регламентируется определенными правилами [6]. Это, в свою очередь, расширяет возможности управления информацией уже в рамках деятельности соответствующих государственных органов.

В связи с цифровизацией общества, расширению тенденций государственного управления сферой информации большое внимание стало уделяться информационному обеспечению деятельности органов различных ветвей власти. Были приняты Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»; Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 25.12.2009 № 1088 «О государственной автоматизированной информационной системе "Управление"»; Постановление Правительства РФ от 24.11.2009 № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти»; Постановление Правительства РФ от 24.10.2011 № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг». Также были приняты законы, обеспечивающие работу средств массовой информации: Федеральный закон от 13.01.1995 № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»; Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации».

Правительство РФ одним из приоритетов «Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.» определило важную роль информатизации и цифровизации всех сфер деятельности государства, в том числе направленных на перевод в электронную форму услуг, оказываемых населению.

В настоящее время процесс информатизации и перехода к информационному обществу определяется такими актами, как Стратегия развития информационного общества в РФ, которая рассчитана на период 2017−2030 гг. Данная Стратегия дает определение «информационного общества», под которым понимается общество, в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан [4].

Перед государством сегодня стоит следующая первоочередная задача: как защитить интересы государства и граждан в глобальной информационно-коммуникационной сфере? Стратегия развития информационного общества в РФ основана на главенствующей роли государства в этом вопросе. Государству необходимо при подготовке данного процесса координировать и регламентировать деятельность всех участников, обеспечивать защиту прав граждан, создать нормативно-правовую и законодательную базу. Все это позволит развивать здоровую конкуренцию, привлекать инвестиции, что будет способствовать развитию отечественного рынка не только продуктов и услуг, но и информационных и коммуникационных средств.

Государство выступает важнейшим и обязательным гарантом обеспечения условий создания, обработки, накопления, хранения и распространения информации. Без непосредственного участия невозможно гарантировать защиту информации и персональных данных участников информационных процессов. Государство обязано охранять интересы граждан, предоставлять доступ к информации, развивать как федеральные, так и региональные информационные системы и сети.

Мы рассматриваем информатизацию как совокупность процесса медиатизации общества, направленного на совершенствование средств и методов сбора, хранения и распределения информации; процесса компьютеризации общества, имеющего целью совершенствование средств поиска и обработки информации; процесса интеллектуализации общества, представляющего собой развитие способностей людей к восприятию и порождению информации, формированию новых знаний, в том числе и с использованием возможностей средств искусственного интеллекта.

Между субъектами, которые включены в формирование и развитие информационного общества, существуют различные правовые отношения, что влечет за собой большое количество подходов к созданию нормативных механизмов регулирования. Некоторые подходы только зарождаются: законодательного решения требуют проблемы повышения потенциала как ресурса; ликвидации монополизма; распределения компетенции государственных органов по формированию информационных систем, технологий и продукции; защиты автоматизированных информационных систем и средств обеспечения как объектов собственности; защиты авторских прав на автоматизированные информационные системы и средства их обеспечения; гарантии права на информацию; установления ответственности за нарушения в работе с информацией.

Признание факта существования информационного пространства, феноменов информационной безопасности и информационного общества, признание потребностей государственного управления информационным обществом детерминирует необходимость комплексного общеправового анализа функционирования государства в информационной инфраструктуре, мировоззренческого расширения традиционных представлений о его сущности и функциях, о природе взаимосвязи социальных и сугубо правовых явлений, о средствах и способах регулирования информационного обмена в современной России.

Сегодня цифровизация коснулась всех областей жизни человека, она генерируют не только новые возможности в решении различных проблем, но и создает угрозы, среди которых наметившийся разрыв между странами в соблюдении прав человека, охране интеллектуальной собственности, борьбе с высокотехнологичными преступлениями, а также в вопросах цензуры в глобальных компьютерных сетях [8, с. 120-130].

Сокращение государственного управления рынком телекоммуникаций, приватизация операторов связи, создание большого количества новых информационных конгломератов на мировом уровне привело к тому, что российское государство вынуждено создавать собственную информационную индустрию и вкладывать большие средства в ее развитие. Информационные компании Запада находятся на стадии слияния и объединения с тем, чтобы в дальнейшем контролировать рынок и распространять массовую информацию в личных целях. Учитывая данный факт и динамичность его реализации, России следует достигнуть ведущего места в международной системе информационных отношений. Трудность заключается в том, что необходимо бороться с монополизмом отдельных производителей и сохранять здоровую конкуренцию [1, с. 92-95]. Государство должно обеспечить грамотное и адекватное регулирование как новых общественных отношений, так и уже существующих. Новые условия требуют новых средств защиты граждан и общества. Создание гибких правовых механизмов регулирования, обеспечение информационными ресурсами – важнейшие условия на пути к переходу к информационному обществу [2, с. 8-9].

Развитие информатизации и цифровизации с точки зрения права должно осуществляться с учетом мониторинга результативности применения действующих нормативных правовых актов. Правовая информация о законодательной деятельности государственных органов должна быть доступной для граждан и соотноситься с международным и европейским правом. Дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы предполагает не только разработку и принятие новых законодательных актов, но и модернизацию существующего законодательства. Только это позволит оптимизировать государственное управление сферой информации, информационным обществом.

References

1. Ayvazyan Yu. Rol' gosudarstva v formirovanii informacionnogo obschestva // Intellektual'nyy potencial XXI veka: stupeni poznaniya. Novosibirsk. − 2011. − S. 92−95.

2. Lazarev A.Yu. Problemy formirovaniya informacionnogo obschestva v Rossii // Informacionnoe pravo. − Moskva: Yurist. - 2005. − № 3. − S. 8−9.

3. Konstituciya Rossiyskoy Federacii (prinyata na vsenarodnom golosovanii 12 dekabrya 1993 g.) // Rossiyskaya gazeta ot 25 dekabrya 1993 g. N 237.

4. Ukaz Prezidenta RF ot 9 maya 2017 g. N 203 «O Strategii razvitiya informacionnogo obschestva v Rossiyskoy Federacii na 2017 - 2030 gody» // Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federacii ot 15 maya 2017 g. N 20 st. 2901.

5. Federal'nyy zakon ot 26 iyulya 2017 g. N 187-FZ «O bezopasnosti kriticheskoy informacionnoy infrastruktury Rossiyskoy Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federacii ot 31 iyulya 2017 g. N 31 (chast' I) st. 4736.

6. Federal'nyy zakon ot 23 iyunya 2016 g. N 220-FZ «O vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federacii v chasti primeneniya elektronnyh dokumentov v deyatel'nosti organov sudebnoy vlasti» // Rossiyskaya gazeta ot 29 iyunya 2016 g. N 140.

7. Federal'nyy zakon ot 27 iyulya 2006 g. N 149-FZ «Ob informacii, informacionnyh tehnologiyah i o zaschite informacii» // Rossiyskaya gazeta ot 29 iyulya 2006 g. N 165.

8. Chernov A.A. Global'noe informacionnoe obschestvo: Suschnost', etapy stanovleniya, perspektivy integracii Rossii: dis... kand. polit.nauk. − Moskva, 2002. − 175 s.

Login or Create
* Forgot password?