ИСТОРИЯ ГОТИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ – ШЕДЕВРА ИСКУССТВА ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются вопросы, которые связаны с историей готической архитектуры, которая является шедевром мирового искусства. Было выяснено, что в Средневековье романский архитектурный стиль уступил место готическому. Была разработана каркасная си-стема, благодаря которой можно было увеличить высоту потолков и разместить в стенах большое количество окон с витражами для увеличения инсоляции помещения культового сооружения. Это позволило активно работать с геометрией пространств. Хорошо видна связь архитектуры со скульптурой. Шедевры ваятелей можно увидеть не только внутри храма, но и снаружи. Строительство объектов готической архитектуры продолжалось очень долго, и некоторые объекты сегодня требуют проведения незамедлительной реконструкции. Готическая архитектура продолжает привлекать большое количество людей в мире своей красотой, изяществом, а также мистикой.

Ключевые слова:
архитектура, строительство, Средневековье, собор, история, каркасная система, мистика
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Готическая архитектура, сменившая романскую, является предметом интереса, а также изучения огромного количества исследователей в области архитектуры, истории и искусств. Ведь не случайно, данный стиль, в котором стали активно возводиться культовые сооружения с конца XII в., обладает определенной притягательностью и красотой. С другой стороны, он отпугивает и позволяет задуматься о вечном, неизведанном и мистическом. Ведь создатели культовых сооружений в данном стиле старались красиво преподнести свое творение, чтобы оно и по прошествии многих веков продолжало волновать сердца и души посетителей таких произведений искусства.

Готический стиль в архитектуре зародился во Франции, затем он стал распространяться и на другие страны Европы того времени, где обретал свои особенности с учетом стиля и вкуса архитекторов того времени [1−2].

Изящество и устремленность ввысь – вот главные задачи, которые великолепно удалось решить архитекторам и строителям того времени [3−4]. Также стоит сказать, что построенные в данном архитектурном стиле культовые сооружения навсегда оставались узнаваемыми в качестве городских построек. Некоторые из них на протяжении долгого времени оставались самыми высокими зданиями в городах.

На формирование готического архитектурного стиля активно воздействовала философия Средневековья, где обращение к Богу, а также связанное с этим все мышление людей того времени позволяло перенести вектор развития именно на религиозную христианскую тему. Все дорогое убранство соборов и церквей готического архитектурного стиля активно подтверждает данное утверждение.

Все здания и сооружения, построенные в готическом стиле, были результатом дальнейшего углубления и развития строительных наук, а также математики, которая активно была развита в эпоху античности и широко использовалась в Средневековье [5].

Геометрия готических соборов и церквей поражает своей неопределенностью и величественностью в объемах. Именно она и является главным фактором, который ставит человека на место, высоко возвышая Бога как основного создателя и хранителя всего мироздания, непознанного и мистического.

Работа с пространством в готическом соборе позволяла творить чудеса. И даже сегодня в век компьютеризации, войдя в такой храм, начинаешь чувствовать величие непознанного, того, до чего невозможно дотянуться и почувствовать в полной мере. Это все создают высокие своды таких соборов и церквей, устремленных вверх, в сторону бесконечности.

Кроме работы с геометрией, путем формирования внутреннего пространства зданий готической архитектуры, необходимо было применить различные строительные материалы (песок, камень и др.), которые необходимо было найти в необходимом количестве и доставить на объект строительства.

Возведение таких зданий было немыслимо без большого количества строителей, а также без необходимого оборудования. Активно применялись различные железные инструменты. На многочисленных произведениях живописи (картинах) той эпохи это хорошо проглядывается.

В эпоху Средневековья активно развивается ремесло. По этой причине в города активно приезжают люди, которые учатся строительному делу, осваивая новую специальность и получая бесценный опыт на объектах возведения шедевров готической архитектуры.

Строительство объектов готической архитектуры – соборов и церквей – часто происходило очень долго и на протяжении нескольких столетий. Менялись взгляды на строительство. По этой причине некоторые объекты оставались недостроенными или их возведение резко менялось по сравнению с исходными чертежами.

В качестве примера можно привести строительство Кёльнского собора (г. Кёльн, Германия) (рис. 1). Его возведение начинается в 1248 г. под руководством архитектора Герхарда фон Реле (1210−1271 гг.), которого пригласил сам кёльнский епископ. Архитектор принадлежал к знатному роду. В качестве образа для возведения собора он использовал наработки, которые применялись при строительстве Амьенского готического собора (г. Амьен, Франция).

Возведение собора продолжалось очень долго. Первый этап завершился через 189 лет после заложения первого камня. По разработанным чертежам архитектора Герхарда фон Реле был заложен массивный фундамент. Для улучшения инсоляции помещения собора было решено использовать пилястры. Для поддержания огромного свода было решено применить арочно-контрфорсную систему. Это позволило высоко поднять потолок и показать устремленность ввысь, к Богу.

Второй этап активного строительства продолжался с 1842 по 1880 г. Кроме того, проводились различные реставрационные работы. Кёльнский собор и сейчас требует постоянного наблюдения и периодической реконструкции.

Разработанная в готической архитектуре каркасная система позволила делать высокие потолки, перераспределять вес со стен на колонны вместе с контрфорсами, которые становились главными несущими элементами зданий. Также это позволило увеличить объем заходящего в здание солнечного света и установить большие окна, вставив в них красивые витражи, добавляя красоты и мистики готическим соборам и церквям. Также такие решения позволяли значительно экономить строительные материалы, так как все стены становились не несущими, их можно было делать более тонкими, они выполняли только ограждающую функцию в здании и не несли никакой нагрузки.

В готической архитектуре активно используется скульптура. Ее можно увидеть на всех культовых зданиях не только снаружи, но и внутри. Скульптурные композиции поражают своими объемами, а также высоким мастерством выполнения. Они являются необходимым дополнением к архитектуре, придавая ей красоту и изящество.

Готические соборы и церкви для людей того времени, которые были причастны к их возведению, были объектом целой жизни, над которыми они работали до самой смерти. Небольшая продолжительность жизни людей того времени по причине низкого уровня развития санитарии и медицины, медленное строительство, иногда отсутствие должного финансирования не позволяло увидеть окончание строительства.

Сегодня к готической архитектуре имеется двоякое отношение. Кто-то утверждает о ее величии и красоте, а кто-то говорит об обратном. Но можно с уверенностью сказать, что готическая архитектура, а также связанные вместе с ней скульптура, живопись, а также декоративно-прикладное искусство не забыто и по сей день. Это говорит о том, что готическое искусство, созданное в темные годы Средневековья, не затерялось, развивалось и продолжает представлять интерес для мирового сообщества.

 

Список литературы

1. Кажикенова Г.М., Байдрахманова М.Г. Готическая архитектура в Англии // Наука и техника Казахстана. − 2010. − № 2. − С. 70-72.

2. Мазаряну Д.В., Билюшова Т.П., Юрченко Е.В. Готическая архитектура как одна из вершин инженерной мысли // Архитектура и дизайн: история, теория, инновации. − 2017. − № 2. − С. 24−28.

3. Обухова И.Ф. Роль исторических привилегий королевского аббатства Сен-Дени в возникновении готической архитектуры // Известия Уральского государственного университета: Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. − 2007. − Т. 52. − № 22. − С. 250-261.

4. Бузенкова А.М. Итальянская готическая архитектура: характерные особенности и их происхождение // Молодой ученый. − 2019. − № 22 (260). − С. 148−151.

5. Тихомирова М.Д. Готическая архитектура и её особенности // Студент. Аспирант. Исследователь. − 2019. − № 5 (47). − С. 402−411.

Войти или Создать
* Забыли пароль?