THE HISTORY OF GOTHIC ARCHITECTURE - A MASTERPIECE OF ART OF THE MIDDLE AGES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with issues related to the history of Gothic architecture, which is a masterpiece of world art. It was found that in the Middle Ages, the Romanesque architectural style gave way to the Gothic. A frame system was developed, thanks to which it was possible to increase the height of the ceilings and place a large number of windows with stained glass in the walls to increase the insolation of the premises of the religious building. This allowed us to actively work with the geometry of spaces. The connection between architecture and sculpture is clearly visible. Masterpieces of sculptors can be seen not only inside the temple, but also outside. The construction of objects of Gothic architecture lasted for a very long time and some objects today require immediate reconstruction. Gothic architecture continues to attract a large number of people in the world for its beauty, grace, and mysticism.

Keywords:
architecture, construction, middle ages, cathedral, history, frame system, mysticism
Text
Publication text (PDF): Read Download

Готическая архитектура, сменившая романскую, является предметом интереса, а также изучения огромного количества исследователей в области архитектуры, истории и искусств. Ведь не случайно, данный стиль, в котором стали активно возводиться культовые сооружения с конца XII в., обладает определенной притягательностью и красотой. С другой стороны, он отпугивает и позволяет задуматься о вечном, неизведанном и мистическом. Ведь создатели культовых сооружений в данном стиле старались красиво преподнести свое творение, чтобы оно и по прошествии многих веков продолжало волновать сердца и души посетителей таких произведений искусства.

Готический стиль в архитектуре зародился во Франции, затем он стал распространяться и на другие страны Европы того времени, где обретал свои особенности с учетом стиля и вкуса архитекторов того времени [1−2].

Изящество и устремленность ввысь – вот главные задачи, которые великолепно удалось решить архитекторам и строителям того времени [3−4]. Также стоит сказать, что построенные в данном архитектурном стиле культовые сооружения навсегда оставались узнаваемыми в качестве городских построек. Некоторые из них на протяжении долгого времени оставались самыми высокими зданиями в городах.

На формирование готического архитектурного стиля активно воздействовала философия Средневековья, где обращение к Богу, а также связанное с этим все мышление людей того времени позволяло перенести вектор развития именно на религиозную христианскую тему. Все дорогое убранство соборов и церквей готического архитектурного стиля активно подтверждает данное утверждение.

Все здания и сооружения, построенные в готическом стиле, были результатом дальнейшего углубления и развития строительных наук, а также математики, которая активно была развита в эпоху античности и широко использовалась в Средневековье [5].

Геометрия готических соборов и церквей поражает своей неопределенностью и величественностью в объемах. Именно она и является главным фактором, который ставит человека на место, высоко возвышая Бога как основного создателя и хранителя всего мироздания, непознанного и мистического.

Работа с пространством в готическом соборе позволяла творить чудеса. И даже сегодня в век компьютеризации, войдя в такой храм, начинаешь чувствовать величие непознанного, того, до чего невозможно дотянуться и почувствовать в полной мере. Это все создают высокие своды таких соборов и церквей, устремленных вверх, в сторону бесконечности.

Кроме работы с геометрией, путем формирования внутреннего пространства зданий готической архитектуры, необходимо было применить различные строительные материалы (песок, камень и др.), которые необходимо было найти в необходимом количестве и доставить на объект строительства.

Возведение таких зданий было немыслимо без большого количества строителей, а также без необходимого оборудования. Активно применялись различные железные инструменты. На многочисленных произведениях живописи (картинах) той эпохи это хорошо проглядывается.

В эпоху Средневековья активно развивается ремесло. По этой причине в города активно приезжают люди, которые учатся строительному делу, осваивая новую специальность и получая бесценный опыт на объектах возведения шедевров готической архитектуры.

Строительство объектов готической архитектуры – соборов и церквей – часто происходило очень долго и на протяжении нескольких столетий. Менялись взгляды на строительство. По этой причине некоторые объекты оставались недостроенными или их возведение резко менялось по сравнению с исходными чертежами.

В качестве примера можно привести строительство Кёльнского собора (г. Кёльн, Германия) (рис. 1). Его возведение начинается в 1248 г. под руководством архитектора Герхарда фон Реле (1210−1271 гг.), которого пригласил сам кёльнский епископ. Архитектор принадлежал к знатному роду. В качестве образа для возведения собора он использовал наработки, которые применялись при строительстве Амьенского готического собора (г. Амьен, Франция).

Возведение собора продолжалось очень долго. Первый этап завершился через 189 лет после заложения первого камня. По разработанным чертежам архитектора Герхарда фон Реле был заложен массивный фундамент. Для улучшения инсоляции помещения собора было решено использовать пилястры. Для поддержания огромного свода было решено применить арочно-контрфорсную систему. Это позволило высоко поднять потолок и показать устремленность ввысь, к Богу.

Второй этап активного строительства продолжался с 1842 по 1880 г. Кроме того, проводились различные реставрационные работы. Кёльнский собор и сейчас требует постоянного наблюдения и периодической реконструкции.

Разработанная в готической архитектуре каркасная система позволила делать высокие потолки, перераспределять вес со стен на колонны вместе с контрфорсами, которые становились главными несущими элементами зданий. Также это позволило увеличить объем заходящего в здание солнечного света и установить большие окна, вставив в них красивые витражи, добавляя красоты и мистики готическим соборам и церквям. Также такие решения позволяли значительно экономить строительные материалы, так как все стены становились не несущими, их можно было делать более тонкими, они выполняли только ограждающую функцию в здании и не несли никакой нагрузки.

В готической архитектуре активно используется скульптура. Ее можно увидеть на всех культовых зданиях не только снаружи, но и внутри. Скульптурные композиции поражают своими объемами, а также высоким мастерством выполнения. Они являются необходимым дополнением к архитектуре, придавая ей красоту и изящество.

Готические соборы и церкви для людей того времени, которые были причастны к их возведению, были объектом целой жизни, над которыми они работали до самой смерти. Небольшая продолжительность жизни людей того времени по причине низкого уровня развития санитарии и медицины, медленное строительство, иногда отсутствие должного финансирования не позволяло увидеть окончание строительства.

Сегодня к готической архитектуре имеется двоякое отношение. Кто-то утверждает о ее величии и красоте, а кто-то говорит об обратном. Но можно с уверенностью сказать, что готическая архитектура, а также связанные вместе с ней скульптура, живопись, а также декоративно-прикладное искусство не забыто и по сей день. Это говорит о том, что готическое искусство, созданное в темные годы Средневековья, не затерялось, развивалось и продолжает представлять интерес для мирового сообщества.

 

References

1. Kazhikenova G.M., Baydrahmanova M.G. Goticheskaya arhitektura v Anglii // Nauka i tehnika Kazahstana. − 2010. − № 2. − S. 70-72.

2. Mazaryanu D.V., Bilyushova T.P., Yurchenko E.V. Goticheskaya arhitektura kak odna iz vershin inzhenernoy mysli // Arhitektura i dizayn: istoriya, teoriya, innovacii. − 2017. − № 2. − S. 24−28.

3. Obuhova I.F. Rol' istoricheskih privilegiy korolevskogo abbatstva Sen-Deni v vozniknovenii goticheskoy arhitektury // Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta: Seriya 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury. − 2007. − T. 52. − № 22. − S. 250-261.

4. Buzenkova A.M. Ital'yanskaya goticheskaya arhitektura: harakternye osobennosti i ih proishozhdenie // Molodoy uchenyy. − 2019. − № 22 (260). − S. 148−151.

5. Tihomirova M.D. Goticheskaya arhitektura i ee osobennosti // Student. Aspirant. Issledovatel'. − 2019. − № 5 (47). − S. 402−411.

Login or Create
* Forgot password?