ИСТОРИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДОГОВОРЕ С ДЬЯВОЛОМ С МО-МЕНТА ЗАРОЖДЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА И ДО НАШИХ ДНЕЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлена информация о истории развития представлений про подписание людьми договора с дьяволом для достижения ими власти и богатств в обмен на свою душу. Проанализированы данные от начала развития христианства и до наших дней. Было выяснено, что договор с дьяволом могли подписывать люди, которые якобы отстранялись от церкви для того, чтобы пропагандировать ересь среди окружающих. Достоверно известно, что на судах инквизиции в большинстве случаев никакого договора с дьяволом не предоставлялось в качестве доказательства связи человека с темными силами. Однако это не являлось основанием для вынесения оправдательного приговора, так как инквизиция заявляла о том, что до-говор мог иметь устную договоренность. По мнению Антона Шандора Лавея − основателя церкви Сатаны в США − договор с дьяволом был придуман инквизицией для запугивания людей и для поддержания авторитета духовенства и церкви того времени.

Ключевые слова:
Средневековье, христианство, договор с дьяволом, история, инквизиция, ведьма, колдовство
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

С момента зарождения христианства активно обсуждались вопросы борьбы добра со злом, а именно противостояние Бога и дьявола. В данные философские размышления были втянуты не только известные философы и богословы того времени, но и простые люди.

Предполагалось, что простые люди, которые отрекались от Бога, попадали в сильную зависимость от дьявола и заключали с ним договор, обещая служение нечистой силе всю жизнь, а после своей смерти отдавали темным силам свою душу.

В большинстве случаев заключение договора с дьяволом происходило в устной форме. Однако в истории встречаются случаи подписания такого соглашения на пергаменте с обязательной подписью своей кровью (рис. 1).

 

С момента зарождения христианства предполагалось, что по умолчанию договор с дьяволом подписывали маги, колдуны и ведьмы, так как после его подписания они становились обладателями темной силы, благодаря которой наводили болезни и беды на простых людей. Простые же люди подписывали такой договор только после отречения от церкви [1].

В большинстве случаев для простых людей дьявол появлялся в сложных жизненных ситуациях, и если он видел желание отречься от веры в Бога, предлагал подписать с ним соглашение, обещая различные блага до конца жизни. После смерти такого человека его душа забиралась в ад без какой-либо возможности отправиться в рай.

Священное писание на своих страницах не упоминает о наличии какого-либо договора между человеком и дьяволом, однако большинство христианских теологов и философов заявляли о наличии такого договора как обязательного атрибута вхождения в союз с темными силами. Они резко осуждали такие действия, заявляя о том, что только обращение к Богу и святым может направить человека на истинный путь своего развития.

В начале зарождения христианства известный теолог, философ, а также ученый Ориген (185−254 гг.), преподававший математику, астрономию, теологию и философию, подчеркивал то, что занятие колдовством и магией возможно после заключения договора с дьяволом.

Другой философ – Фома Аквинский (около 1227−1274 гг.) – в своих трактатах писал о том, что человек, подписывая договор с дьяволом, получает способность творить чудеса, т.е. колдовать.

В эпоху Средневековья информация о заключении договоров с дьяволом была широко распространена. Для инквизиции такое утверждение являлось доказательством того, что предполагаемого обвиняемого вполне на законных основаниях можно признать виновным в ереси и по результатам суда казнить на костре [2−3]. По мнению исследователей Средневековья, в большинстве случаев инквизиция под пытками заставляла подозреваемых признаваться в якобы заключении договора с дьяволом, так как истязания людей были порой очень жестокими. Такими действиями инквизиция закрепляла свой авторитет в умах людей, что позволяло церкви активно управлять сознанием человека того времени.

Именно в то время активно была распространена охота якобы на ведьм и колдунов [4−5]. Специалисты по демонологии и охотники на ведьм активно изучали вопросы заключения договоров между людьми и нечистой силой. Договоры могли заключаться в присутствии одной из ведьм тайно и в уединенном месте. В других случаях заключение соглашений с дьяволом происходило на официальных шабашах, которые происходили на природе. В таких случаях уже имело письменное заключение договора, который скреплялся кровью. По мнению демонологов того времени, лично дьявол после заключения такого договора помечал человека своим когтем (меткой), давая ему новое имя, либо каленым железом. Таким образом, любые шрамы и какие-либо родимые пятна на теле человека становились для инквизиторов якобы доказательствами связи с нечистой силой.

Церемония подписания договора с дьяволом, которая происходила на шабаше, в большинстве случаев проходила в удаленном месте, где проводились различные богохульства, в том числе переворачивание креста, топтание его ногами и т.д. Договор записывался справа налево, подписание договора осуществлялось левой рукой (рис. 2).

В большинстве случаев на судах инквизиции не удавалось предоставить письменного подтверждения заключения договора обвиняемого с дьяволом. Скорее всего, их просто не существовало. На процессах инквизиция утверждала, что такие договоры были, однако дьявол выкрадывал у осужденного его экземпляр, чтобы скрыть его от суда. Однако, на нескольких процессах действительно подозреваемые приносили договоры, подписанные якобы с дьяволом с целью облегчить свои страдания и получить прощения и искупления грехов перед церковью. Естественно, что никакого прощения не было, а осужденных отправляли на смерть, сжигая заживо на костре.

Содержание договора с дьяволом можно было встретить в различных колдовских книгах. В большинстве случаев он заключался в простой форме с обещаниями выполнить все указания дьявола в обмен на деньги и власть. Причем не всегда заключали договор именно с дьяволом. Бывало, что договор подписывался с различными демонами – слугами дьявола. Это делалось с целью получения богатств и могущества.

После окончания Средних веков договоры с дьяволом также были распространены и вплоть до XVIII в. Однако в некоторых случаях в договор добавляли обязательство в причинении вреда окружающим людям, сбивая их с пути Божьего, с целью принуждения к отречению от христианской веры.

В середине XX в. после появления различных оккультных течений, в том числе направлений, которые поклоняются темным силам, о заключении договоров с дьяволом опять стали вспоминать. В некоторых оккультных группах заключение такого договора могло происходить даже официально, в том числе с печатями и подписями человека и организации, если она была официально зарегистрирована как юридическое лицо.

Антон Шандор Лавей − основатель церкви Сатаны – организации, которая была открыта в городе Сан-Франциско (США) в 1966 г., утверждал, что для желающих поклоняться дьяволу никакого договора не нужно. Данное соглашение, по его мнению, было выдумано христианством, чтобы запугивать людей, не давать им отвернуться от этой веры, а также с целью осуществления различных видов манипуляций над обществом того времени.

Действительно, что во время Средневековья нужно было активно поддерживать авторитет церкви, так как он мог сильно упасть после крестовых походов, продажи индульгенций, сильного увеличения богатства духовенства. Также появление протестантизма сильно ударило по авторитету инквизиции и церкви в целом. Ведь Мартин Лютер (1483−1546 гг.) – инициатор реформации католической церкви − за свои суждения также обвинялся в поклонении дьяволу и в подписании с ним договора.

Таким образом, договор с дьяволом являлся сильным манипулятивным инструментом. Из-за него много людей без честного суда и следствия было обвинено в действиях, которые они не совершали, а затем уничтожено и сожжено на кострах из-за безумной политики инквизиции того времени, которая активно подкреплялась церковью и духовенством.

Список литературы

1. Гуили Р.Э. Энциклопедия ведьм и колдовства. - Москва: Вече, А. Корженевский, 1998. - 672 с.

2. Генри Ч. Возникновение и устройство инквизиции. - Москва: Ломоносовъ, 2013. - 208 с.

3. Семернина И.В. К вопросу о создании испанской инквизиции // Вестник гуманитарного научного образования. − 2013. − № 1 (27). − С. 25−26.

4. Холодов А.И. Возникновение и осуществление средневековой инквизиции // Личность, общество, государство: проблемы прошлого и настоящего. Международная научно-практическая конференция. − 2015. − С. 422-427.

5. Григулевич И.Р. История инквизиции. - Москва: Наука, 1970. - 447 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?