ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье показано, что современная эпоха характеризуется развитием информационного общества, для которого коммуникация приобретает огромное значение. Показана необходимость ориентации высшего образования на тенденции развития европейского и мирового сообщества при соблюдении и уважении национальных традиций. Констатируется расширение международного научного обмена и выделяются проблемы доступности научной информации, открытости, соблюдения авторских прав. Автор убедительно показывает, что в условиях информационного общества необходимо формирование межкультурной компетенции будущего специалиста, включающей ценностно-смысловые ориентиры студентов, их личностные качества и поликультурное мировоззрение. Средствами иностранного языка осуществляется формирование не только общечеловеческих нравственных ценностей, но и коммуникативных ценностей изучаемых лингвокультур. Показав особенности западной и восточной культур, автор останавливается подробнее на формировании коммуникативных ценностей английской культуры. В завершении статьи автор делает вывод о том, что в профессиональном общении понимание коммуникативных ценностей различных культур способствует успешности профессиональной коммуникации, поскольку помогает понять и прогнозировать поведение собеседника, давать ему верную интерпретацию.

Ключевые слова:
иностранный язык, информационное общество, коммуникация, коммуникативные ценности, лингвокультура, студенты вуза.
Текст

Современная эпоха характеризуется глобальными переменами в жизни мирового сообщества, что связано с переходом большинства развитых стран на новый виток развития — стадию информационного общества. Наша жизнь определяется не только информацией, как справедливо отмечает О.Я. Гойхман, но и взаимодействием людей во всех сферах жизнедеятельности. Очевидно, что «информация сама по себе не может быть для общества определяющим фактором. Общество всегда понималось как социальная, а не информационная система» [5, с. 4].

Безусловно, верным является и другое утверждение О.Я. Гойхмана о том, что коммуникация в современных условиях приобретает поистине революционный характер [5, с. 5]. Международный обмен научной информацией сопровождают такие ценности, как открытость, достоверность, доступность и многие другие. Сегодня научное сообщество, по словам И.Э. Клюканова, расстается с печатным медиумом, который был до настоящего времени основным средством распространения знаний, потому как современные ученые все чаще используют цифровые форматы, такие как электронный журнал, «печать-по-заказу» (print-on-demand) и т.д. [8, с. 13]. Широко и активно используется российскими исследователями «Научная электронная библиотека», которая определяет импакт-фактор журналов, Российский индекс научного цитирования и индекс Хирша каждого зарегистрированного в библиотеке и в Science Index пользователя, предоставляет информацию из базы данных SCOPUS и Web of Science.

Не без оснований И.Э. Клюканов поднимает проблему природы открытого доступа (Open Access) к результатам научных исследований. Разумеется, происходящие в области распространения информации изменения затрагивают вопросы этического и правового плана, которые новые цифровые технологии ставят перед учеными различных стран. Понятно, что параллельно с открытием доступа к материалам возникают проблемы авторского права, соблюдения безопасности [там же].

 

Список литературы

1. Бессарабова И.С. Подходы к поликультурному образованию в России и США: коммуникативный аспект // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2013. Т. 2. № 2. С. 36-44.

2. Бондаренко С.А., Лиферов А.П. Этнолингвистические проблемы формирования общего образовательного пространства Европейского союза: Монография. М.: МПСУ, 2012.

3. Воевода Е.В. Подготовка специалистов-международников к межкультурной коммуникации в профессиональном дискурсе // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2012. Т. 1. № 1. С. 26-31.

4. Воевода Е.В. Развитие толерантности студентов средствами иностранного языка // Российский научный журнал. 2009. № 11. С. 55-60.

5. Гойхман О.Я. Коммуникативистика в современном обществе // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2012. Т. 1. № 1. С. 4-8.

6. Дубинский В.И. Коммуникативная основа обучения иностранным языкам // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2012. Т. 1. № 1. С. 39-43.

7. Дубинский В.И. Философия образования: иностранный язык: Монография. М.: ИНФРА-М, 2013.

8. Костикова Л.П. Критерии сформированности лингвосоциокультурной компетентности студентов вуза // Науковий часопис Нацiонального педагогiчного унiверситету iм. М.П. Драгоманова. Педагогiчнi науки: реалiï та перспективи. Вип. 14: збiрник наукових праць / За ред. А.В. Корольовоï. Киiв: Вид-во НПУ iм. М.П. Драгоманова, 2009. С. 30-34

9. Костикова Л.П. Лингвокультурология как один из компонентов системы поликультурного образования // Психолого-педагогический поиск. 2009. № 1. С. 55-64.

10. Костикова Л.П. Методологический анализ исследования лингвосоциокультурной компетентности как ключевого элемента поликультурного образования // Рос. науч. журн. 2010. № 3. С. 165-172.

11. Костикова Л.П. Поликультурное образование в русле социально-психологического подхода: Европа и современная Россия // Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве: материалы 5-й Междунар. науч. конф. М.: МАНПО, 2008. С. 217-220.

12. Костикова Л.П. Поликультурное образование как инструмент социализации личности студента // Пед. образование и наука. М., 2008. № 8. С. 70-76.

13. Костикова Л.П. Поликультурная толерантность как неотъемлемый компонент образования новой формации // Рос. науч. журн. 2008. № 4. С. 88-96.

14. Костикова Л.П. Принципы успешной реализации идей поликультурного образования в современной высшей школе // Вестник Московского государственного открытого университета. 2007. № 3. С. 26-32.

15. Костикова Л.П. Систематизация подходов к оцениванию качества поликультурного обучения // Науковi записки. Сер. «Психолого-педагогiчнi науки» (Нiжинський державний унiверситет iменi Миколи Гоголя). Нiжин: Вид-во НДУ iм. М. Гоголя, 2009. № 1. С. 6-11.

16. Костикова Л.П. Формирование лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза: Автореф. дис. … докт. пед. наук (по специальности 13.00.01). Рязань, 2011.

17. Костикова Л.П. Формирование лингвосоциокультурной компетентности студентов на основе диалога культур с учетом стратегий регионального развития // Рос. науч. журн. 2010. № 4. С. 116-129.

18. Костикова Л.П. Формирование лингвосоциокультурной личности в рамках обучения иностранному языку // Педагогическое образование в России. 2009. № 3. С. 128-136.

19. Крутова И.Ю. Активизация познавательной деятельности студентов медицинского вуза на занятиях иностранного языка на основе компетентностного подхода // Профессиональное развитие преподавателей английского языка в условиях модернизации образовательной системы: Материалы и доклады междунар. науч.-практич. конф. (Самара, 25-26 марта 2013 г.) / Отв. ред. В.В. Левченко. Самара: Самарский университет, 2013. С. 289-293.

20. Крутова И.Ю. Развитие познавательной активности в процессе преподавания. Рязань: Издатель Ситников, 2013. С. 45-59.

21. Ларина Т.В. Категория вежливости и стиль коммуникации: Сопоставление английских и русских лингвокультурных традиций. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009.

22. Леонтович О.А. Россия и США: Введение в межкультурную коммуникацию: Учеб. пособие. Волгоград: Перемена, 2003.

23. Лиферов А.П. Корпоративные образовательные структуры и повышение качества трудовых ресурсов // Вестник Ряз. гос. ун-та им. С.А. Есенина. 2012. № 4. С. 5-15.

24. Лиферов А.П. Состоится ли «Сколковский инновационный прорыв»? // Педагогический поиск. 2012. № 3. С. 7-20.

25. Лиферов А.П. США, Япония: корпоративное образование // Психолого-педагогический поиск. 2010. № 15. С. 42-56.

26. Лиферов А.П. Управление знаниями в глобальных транснациональных корпорациях // Вестник Ряз. гос. ун-та им. С.А. Есенина. 2009. № 23. С. 36-46.

27. Махмуд А.Т. Коммуникативные проблемы, порождаемые различными вариантами арабского языка в Верхнем Египте // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2013. Т. 2. № 2. С. 9-12.

28. Нижнева Н.Н., Нижнева-Ксенофонтова Н.Л. Профессиональная подготовка переводчиков // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2013. Т. 2. № 2. С. 45-51.

29. Нижнева Н.Н., Нижнева-Ксенофонтова Н.Л., Иванова Г.А., Костикова, Л.П. Обучение студентов классического университета английскому языку как средству межкультурной коммуникации // European Social Science Journal. 2011. № 4. С. 190-198.

30. Пупков С.В. Личность и позиция преподавателя вуза в условиях гуманизации образования // Мир образования - образование в мире. 2009. № 4. С. 12-19.

31. Пупков С.В. Методологический и мировоззренческий уровни ценностного отношения социолога // Вестник Ряз. гос. ун-та им. С.А. Есенина. 2009. № 2. С. 63-72.

32. Пупков С.В. Ценностно-ориентационные портреты студентов вуза в контексте золотого правила нравственности // Мир образования - образование в мире. 2010. № 2. С. 127-135.

33. Федотова О.С. Интроспекция персонажа в аспекте понимания англоязычного художественного текста // Иностранные языки в высшей школе. 2007. № 5. С. 141-144.

34. Федотова О.С. Лингвостилистические средства реализации интроспекции персонажа в современной англоязычной прозе: Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2007.

35. Федотова О.С. Метатекст как основа метакоммуникации // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2013. Т. 2. № 1. С. 21-24.

36. Федотова О.С. Роль интроспекции при анализе художественного дискурса на уроках домашнего чтения (на примере англоязычной художественной прозы) // Обучение иностранным языкам: от профессионализации к профессионализму: Материалы науч.-метод. межвузовского семинара 11 ноября 2009 г. М.: МГИМО-Университет, 2010. С. 73.

37. Цветкова Т.К. Билингвизм и межкультурная коммуникация // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2012. Т. 1. № 1. С. 34-38.

38. Чернецова О.В. Становление компетентностного подхода в контексте Болонского процесса // Пути и педагогические условия модернизации современного образования: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. 25-26 октября 2012 г. / Отв. ред. Л.К. Гребенкина, Н.В. Мартишина; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. Рязань, 2013. С. 294-297.

39. Щербакова С.С. Гуманистическая направленность общекультурных компетенций в стандартах третьего поколения // Пути и педагогические условия модернизации современного образования: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. 25-26 октября 2012 г. / Отв. ред. Л.К. Гребенкина, Н.В. Мартишина; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. Рязань, 2013. С. 324-326.

Войти или Создать
* Забыли пароль?