DEVELOPING COMMUNICATIVE VALUES IN UNIVERSITY STUDENTS BY MEANS OF A FOREIGN LANGUAGE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article dwells upon the fact that a contemporary world can be characterized as an information society. But information on its own doesn’t have any value for the society. Social communication is of great importance. The spread of the scientific knowledge in the world also has its difficulties: openness, security, authenticity, etc. The author underlines that higher education should devote its efforts to developing communicative competence in modern students which they need for their successful professional communication in a polycultural society Teaching and learning foreign languages make it possible to develop basic human values as well as communicative values of specific linguocultures. For this purpose teachers of foreign languages can use different ways of presenting the ideas of national values. At the end of the article the author comes to the conclusion that awareness of communicative values of different cultures helps specialists in their professional communication, because they can understand, forsee and interprete the speakers’ intentions properly.

Keywords:
communicative values, information society, linguoculture, teaching and learning foreign languages, university students.
Text

Современная эпоха характеризуется глобальными переменами в жизни мирового сообщества, что связано с переходом большинства развитых стран на новый виток развития — стадию информационного общества. Наша жизнь определяется не только информацией, как справедливо отмечает О.Я. Гойхман, но и взаимодействием людей во всех сферах жизнедеятельности. Очевидно, что «информация сама по себе не может быть для общества определяющим фактором. Общество всегда понималось как социальная, а не информационная система» [5, с. 4].

Безусловно, верным является и другое утверждение О.Я. Гойхмана о том, что коммуникация в современных условиях приобретает поистине революционный характер [5, с. 5]. Международный обмен научной информацией сопровождают такие ценности, как открытость, достоверность, доступность и многие другие. Сегодня научное сообщество, по словам И.Э. Клюканова, расстается с печатным медиумом, который был до настоящего времени основным средством распространения знаний, потому как современные ученые все чаще используют цифровые форматы, такие как электронный журнал, «печать-по-заказу» (print-on-demand) и т.д. [8, с. 13]. Широко и активно используется российскими исследователями «Научная электронная библиотека», которая определяет импакт-фактор журналов, Российский индекс научного цитирования и индекс Хирша каждого зарегистрированного в библиотеке и в Science Index пользователя, предоставляет информацию из базы данных SCOPUS и Web of Science.

Не без оснований И.Э. Клюканов поднимает проблему природы открытого доступа (Open Access) к результатам научных исследований. Разумеется, происходящие в области распространения информации изменения затрагивают вопросы этического и правового плана, которые новые цифровые технологии ставят перед учеными различных стран. Понятно, что параллельно с открытием доступа к материалам возникают проблемы авторского права, соблюдения безопасности [там же].

 

References

1. Bessarabova I.S. Podkhody k polikul'turnomu obrazovaniyu v Rossii i SShA: kommunikativnyy aspekt // Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sovremennaya kommunikativistika. 2013. T. 2. № 2. S. 36-44.

2. Bondarenko S.A., Liferov A.P. Etnolingvisticheskie problemy formirovaniya obshchego obrazovatel'nogo prostranstva Evropeyskogo soyuza: Monografiya. M.: MPSU, 2012.

3. Voevoda E.V. Podgotovka spetsialistov-mezhdunarodnikov k mezhkul'turnoy kommunikatsii v professional'nom diskurse // Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sovremennaya kommunikativistika. 2012. T. 1. № 1. S. 26-31.

4. Voevoda E.V. Razvitie tolerantnosti studentov sredstvami inostrannogo yazyka // Rossiyskiy nauchnyy zhurnal. 2009. № 11. S. 55-60.

5. Goykhman O.Ya. Kommunikativistika v sovremennom obshchestve // Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sovremennaya kommunikativistika. 2012. T. 1. № 1. S. 4-8.

6. Dubinskiy V.I. Kommunikativnaya osnova obucheniya inostrannym yazykam // Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sovremennaya kommunikativistika. 2012. T. 1. № 1. S. 39-43.

7. Dubinskiy V.I. Filosofiya obrazovaniya: inostrannyy yazyk: Monografiya. M.: INFRA-M, 2013.

8. Kostikova L.P. Kriterii sformirovannosti lingvosotsiokul'turnoy kompetentnosti studentov vuza // Naukoviy chasopis Natsional'nogo pedagogichnogo universitetu im. M.P. Dragomanova. Pedagogichni nauki: realiï ta perspektivi. Vip. 14: zbirnik naukovikh prats' / Za red. A.V. Korol'ovoï. Kiiv: Vid-vo NPU im. M.P. Dragomanova, 2009. S. 30-34

9. Kostikova L.P. Lingvokul'turologiya kak odin iz komponentov sistemy polikul'turnogo obrazovaniya // Psikhologo-pedagogicheskiy poisk. 2009. № 1. S. 55-64.

10. Kostikova L.P. Metodologicheskiy analiz issledovaniya lingvosotsiokul'turnoy kompetentnosti kak klyuchevogo elementa polikul'turnogo obrazovaniya // Ros. nauch. zhurn. 2010. № 3. S. 165-172.

11. Kostikova L.P. Polikul'turnoe obrazovanie v rusle sotsial'no-psikhologicheskogo podkhoda: Evropa i sovremennaya Rossiya // Integrativnaya funktsiya pedagogicheskoy nauki v edinom obrazovatel'nom prostranstve: materialy 5-y Mezhdunar. nauch. konf. M.: MANPO, 2008. S. 217-220.

12. Kostikova L.P. Polikul'turnoe obrazovanie kak instrument sotsializatsii lichnosti studenta // Ped. obrazovanie i nauka. M., 2008. № 8. S. 70-76.

13. Kostikova L.P. Polikul'turnaya tolerantnost' kak neot''emlemyy komponent obrazovaniya novoy formatsii // Ros. nauch. zhurn. 2008. № 4. S. 88-96.

14. Kostikova L.P. Printsipy uspeshnoy realizatsii idey polikul'turnogo obrazovaniya v sovremennoy vysshey shkole // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo otkrytogo universiteta. 2007. № 3. S. 26-32.

15. Kostikova L.P. Sistematizatsiya podkhodov k otsenivaniyu kachestva polikul'turnogo obucheniya // Naukovi zapiski. Ser. «Psikhologo-pedagogichni nauki» (Nizhins'kiy derzhavniy universitet imeni Mikoli Gogolya). Nizhin: Vid-vo NDU im. M. Gogolya, 2009. № 1. S. 6-11.

16. Kostikova L.P. Formirovanie lingvosotsiokul'turnoy kompetentnosti studentov gumanitarnogo vuza: Avtoref. dis. … dokt. ped. nauk (po spetsial'nosti 13.00.01). Ryazan', 2011.

17. Kostikova L.P. Formirovanie lingvosotsiokul'turnoy kompetentnosti studentov na osnove dialoga kul'tur s uchetom strategiy regional'nogo razvitiya // Ros. nauch. zhurn. 2010. № 4. S. 116-129.

18. Kostikova L.P. Formirovanie lingvosotsiokul'turnoy lichnosti v ramkakh obucheniya inostrannomu yazyku // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2009. № 3. S. 128-136.

19. Krutova I.Yu. Aktivizatsiya poznavatel'noy deyatel'nosti studentov meditsinskogo vuza na zanyatiyakh inostrannogo yazyka na osnove kompetentnostnogo podkhoda // Professional'noe razvitie prepodavateley angliyskogo yazyka v usloviyakh modernizatsii obrazovatel'noy sistemy: Materialy i doklady mezhdunar. nauch.-praktich. konf. (Samara, 25-26 marta 2013 g.) / Otv. red. V.V. Levchenko. Samara: Samarskiy universitet, 2013. S. 289-293.

20. Krutova I.Yu. Razvitie poznavatel'noy aktivnosti v protsesse prepodavaniya. Ryazan': Izdatel' Sitnikov, 2013. S. 45-59.

21. Larina T.V. Kategoriya vezhlivosti i stil' kommunikatsii: Sopostavlenie angliyskikh i russkikh lingvokul'turnykh traditsiy. M.: Rukopisnye pamyatniki Drevney Rusi, 2009.

22. Leontovich O.A. Rossiya i SShA: Vvedenie v mezhkul'turnuyu kommunikatsiyu: Ucheb. posobie. Volgograd: Peremena, 2003.

23. Liferov A.P. Korporativnye obrazovatel'nye struktury i povyshenie kachestva trudovykh resursov // Vestnik Ryaz. gos. un-ta im. S.A. Esenina. 2012. № 4. S. 5-15.

24. Liferov A.P. Sostoitsya li «Skolkovskiy innovatsionnyy proryv»? // Pedagogicheskiy poisk. 2012. № 3. S. 7-20.

25. Liferov A.P. SShA, Yaponiya: korporativnoe obrazovanie // Psikhologo-pedagogicheskiy poisk. 2010. № 15. S. 42-56.

26. Liferov A.P. Upravlenie znaniyami v global'nykh transnatsional'nykh korporatsiyakh // Vestnik Ryaz. gos. un-ta im. S.A. Esenina. 2009. № 23. S. 36-46.

27. Makhmud A.T. Kommunikativnye problemy, porozhdaemye razlichnymi variantami arabskogo yazyka v Verkhnem Egipte // Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sovremennaya kommunikativistika. 2013. T. 2. № 2. S. 9-12.

28. Nizhneva N.N., Nizhneva-Ksenofontova N.L. Professional'naya podgotovka perevodchikov // Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sovremennaya kommunikativistika. 2013. T. 2. № 2. S. 45-51.

29. Nizhneva N.N., Nizhneva-Ksenofontova N.L., Ivanova G.A., Kostikova, L.P. Obuchenie studentov klassicheskogo universiteta angliyskomu yazyku kak sredstvu mezhkul'turnoy kommunikatsii // European Social Science Journal. 2011. № 4. S. 190-198.

30. Pupkov S.V. Lichnost' i pozitsiya prepodavatelya vuza v usloviyakh gumanizatsii obrazovaniya // Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2009. № 4. S. 12-19.

31. Pupkov S.V. Metodologicheskiy i mirovozzrencheskiy urovni tsennostnogo otnosheniya sotsiologa // Vestnik Ryaz. gos. un-ta im. S.A. Esenina. 2009. № 2. S. 63-72.

32. Pupkov S.V. Tsennostno-orientatsionnye portrety studentov vuza v kontekste zolotogo pravila nravstvennosti // Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2010. № 2. S. 127-135.

33. Fedotova O.S. Introspektsiya personazha v aspekte ponimaniya angloyazychnogo khudozhestvennogo teksta // Inostrannye yazyki v vysshey shkole. 2007. № 5. S. 141-144.

34. Fedotova O.S. Lingvostilisticheskie sredstva realizatsii introspektsii personazha v sovremennoy angloyazychnoy proze: Avtoref. dis. … kand. filol. nauk. M., 2007.

35. Fedotova O.S. Metatekst kak osnova metakommunikatsii // Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sovremennaya kommunikativistika. 2013. T. 2. № 1. S. 21-24.

36. Fedotova O.S. Rol' introspektsii pri analize khudozhestvennogo diskursa na urokakh domashnego chteniya (na primere angloyazychnoy khudozhestvennoy prozy) // Obuchenie inostrannym yazykam: ot professionalizatsii k professionalizmu: Materialy nauch.-metod. mezhvuzovskogo seminara 11 noyabrya 2009 g. M.: MGIMO-Universitet, 2010. S. 73.

37. Tsvetkova T.K. Bilingvizm i mezhkul'turnaya kommunikatsiya // Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sovremennaya kommunikativistika. 2012. T. 1. № 1. S. 34-38.

38. Chernetsova O.V. Stanovlenie kompetentnostnogo podkhoda v kontekste Bolonskogo protsessa // Puti i pedagogicheskie usloviya modernizatsii sovremennogo obrazovaniya: Materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 25-26 oktyabrya 2012 g. / Otv. red. L.K. Grebenkina, N.V. Martishina; Ryaz. gos. un-t im. S.A. Esenina. Ryazan', 2013. S. 294-297.

39. Shcherbakova S.S. Gumanisticheskaya napravlennost' obshchekul'turnykh kompetentsiy v standartakh tret'ego pokoleniya // Puti i pedagogicheskie usloviya modernizatsii sovremennogo obrazovaniya: Materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 25-26 oktyabrya 2012 g. / Otv. red. L.K. Grebenkina, N.V. Martishina; Ryaz. gos. un-t im. S.A. Esenina. Ryazan', 2013. S. 324-326.

Login or Create
* Forgot password?