Задача статьи: исследование проблемы межкультурной коммуникации в свете универсальности и специфичности законов мышления. Применительно к поставленной задаче использован комплекс методов исследования: методы диалектики, сравнительного анализа, философской герменевтики. В статье раскрыто значение коммуникации как необходимого момента деятельности. Обращено внимание на выражение в процессе коммуникации (при опосредующей роли языка) категориальной структуры мышления, законов мышления. Сформулирована гипотеза об осуществлении межкультурной коммуникации на основе единых законов мышления. В целях проверки гипотезы проведен логический и исторический анализ проблемы существования универсальных законов мышления, проанализирована обоснованность выделения культурно-цивилизационных типов мышления, например, западного и восточного. Установлено принципиальное единство законов мышления, не исключающее, однако, разновременности становления конкретных форм законов мышления в условиях различия качественной определенности видов деятельности тех или иных обществ.
межкультурная коммуникация, законы мышления, логика, универсальность, специфичность, деятельность.
Деятельность есть специфически человеческое отношение к миру, выражающееся в познании и преобразовании мира. В деятельности человек выходит за свои пределы как в смысле превращения внешнего мира в свое «неорганическое тело», так и в смысле взаимодействия с другими людьми. Причем последнее является условием первого: всякая деятельность есть деятельность общественная. Установление связей и отношений между людьми происходит при осуществлении деятельности, но деятельности не какой угодно, а определенной. Определенность деятельности свидетельствует о согласованном, целенаправленном характере взаимодействия людей друг с другом, что, в свою очередь, означает взаимопонимание, а значит, и коммуникацию. Отсюда имманентность коммуникации социальному действию.
Средством коммуникативного взаимодействия людей друг с другом является язык. Язык объективирует, делает доступным для других (и для самого говорящего) процесс мышления. Язык выражает непосредственно содержательную сторону мышления, или рассуждение о конкретном предмете, и опосредованно-формальную сторону мышления, или законы мышления. В процессе коммуникации, осуществляемом в целях решения конкретной задачи, внимание участников сосредоточено на содержательной стороне мышления. Однако успех коммуникации зависит не только от содержательной, но и от формальной стороны дела, или от законов мышления. Последнее становится ясным при нарушении коммуникации. Так, нарушения коммуникации в виде софизмов стимулировали поиск законов мышления в древнегреческой культуре, а нарушения межкультурной коммуникации в сегодняшнем глобальном мире — сравнение западного и восточного способов мышления.
1. Аристотель. Метафизика. М.: Мысль, 1976.
2. Всемирная история: В 24 т. / Под ред. А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. Т. 12. Начало колониальных империй. Мн.: Литература, 1996.
3. Гераклит. «Музы», или «О природе» (фрагменты) // Лукреций Т.К. О природе вещей. М.: Художественная литература, 1983. С. 238-266.
4. Дидро Д. Сочинения: В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1986.
5. Лао-Цзы. Трактат о пути и потенции // Всемирная история: В 24 т. / Под ред. А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. Т. 5. Становление государств Азии. Мн.: Литература, 1996. С. 55-79.
6. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994.
7. Нисбетт Р., Пенг К., Чой И., Норензаян А. Культура и системы мышления: сравнение холистического и аналитического познания. М.: Либеральная миссия, 2011.
8. Энгельс Ф. Анти-Дюринг / Ф. Энгельс, К. Маркс // Сочинения. Т. 20. 2-е изд. М.: Политиздат, 1961. С. 5-342.