The task of the article is to study intercultural communication problems in the light of the universality and specificity of the laws of thinking. With regard to the task the author uses complex methods of research: the methods of dialectics, the method of comparative analysis, the method of philosophical hermeneutics. The article stresses the importance of communication as an integral part of activity. The author draws attention to the expression in the process of communication (with the mediating role of language) of categorical structure, the laws of thinking and formulates the hypothesis that rosscultural communication is carried out on the basis of common laws of thinking. In order to test the hypothesis she holds a logical and historical analysis of the problem of the existence of universal laws of thinking, analyzes the validity of the selection of cultural and civilizational types of thinking, such as the western and the eastern and establishes the basic unity of the laws of thinking that do not exclude, however, the time difference in formation of specific forms of the laws of thinking in terms of qualitative differences in activities of various societies.
intercultural communication, the laws of thinking, logic, universality, specific features, activity.
Деятельность есть специфически человеческое отношение к миру, выражающееся в познании и преобразовании мира. В деятельности человек выходит за свои пределы как в смысле превращения внешнего мира в свое «неорганическое тело», так и в смысле взаимодействия с другими людьми. Причем последнее является условием первого: всякая деятельность есть деятельность общественная. Установление связей и отношений между людьми происходит при осуществлении деятельности, но деятельности не какой угодно, а определенной. Определенность деятельности свидетельствует о согласованном, целенаправленном характере взаимодействия людей друг с другом, что, в свою очередь, означает взаимопонимание, а значит, и коммуникацию. Отсюда имманентность коммуникации социальному действию.
Средством коммуникативного взаимодействия людей друг с другом является язык. Язык объективирует, делает доступным для других (и для самого говорящего) процесс мышления. Язык выражает непосредственно содержательную сторону мышления, или рассуждение о конкретном предмете, и опосредованно-формальную сторону мышления, или законы мышления. В процессе коммуникации, осуществляемом в целях решения конкретной задачи, внимание участников сосредоточено на содержательной стороне мышления. Однако успех коммуникации зависит не только от содержательной, но и от формальной стороны дела, или от законов мышления. Последнее становится ясным при нарушении коммуникации. Так, нарушения коммуникации в виде софизмов стимулировали поиск законов мышления в древнегреческой культуре, а нарушения межкультурной коммуникации в сегодняшнем глобальном мире — сравнение западного и восточного способов мышления.
1. Aristotel'. Metafizika. M.: Mysl', 1976.
2. Vsemirnaya istoriya: V 24 t. / Pod red. A.N. Badak, I.E. Voynich, N.M. Volchek i dr. T. 12. Nachalo kolonial'nykh imperiy. Mn.: Literatura, 1996.
3. Geraklit. «Muzy», ili «O prirode» (fragmenty) // Lukretsiy T.K. O prirode veshchey. M.: Khudozhestvennaya literatura, 1983. S. 238-266.
4. Didro D. Sochineniya: V 2 t. T. 1. M.: Mysl', 1986.
5. Lao-Tszy. Traktat o puti i potentsii // Vsemirnaya istoriya: V 24 t. / Pod red. A.N. Badak, I.E. Voynich, N.M. Volchek i dr. T. 5. Stanovlenie gosudarstv Azii. Mn.: Literatura, 1996. S. 55-79.
6. Levi-Stross K. Pervobytnoe myshlenie. M.: Respublika, 1994.
7. Nisbett R., Peng K., Choy I., Norenzayan A. Kul'tura i sistemy myshleniya: sravnenie kholisticheskogo i analiticheskogo poznaniya. M.: Liberal'naya missiya, 2011.
8. Engel's F. Anti-Dyuring / F. Engel's, K. Marks // Sochineniya. T. 20. 2-e izd. M.: Politizdat, 1961. S. 5-342.