В статье рассматриваются роль и значение туризма как фактора воздействия на экономику. Выявлены предпосылки и условия, способствующие его развитию. Обоснована необходимость разработки и реализации данных в рамках комплексного развития национальной экономики. Обоснована необходимость разработки и реализации прогнозных данных в рамках комплексного развития национальной экономики. А также в статье исследуются основные динамические и структурные тенденции развития регионального рынка туризма на примере Узбекистана, с элементами сравнительного анализа аналогичных показателей развития туризма на уровне мировой, национальной и региональной экономики. Исходя из данного анализа, даны рекомендации по развитию данного рынка туристских услуг.
туристический продукт, дестинация, инфраструктура,спрос, прогнозирование.
Узбекистан в целом и Самаркандский регион в частности, имея огромный туристско-рекреационный потенциал, недостаточно его используют. По оценкам зарубежных экспертов, этот потенциал используется лишь на 35% [4]. Одной из важных причин, которая обусловливает такое состояние отрасли, является несовершенство системы управления туризмом. Пока в Самаркандском регионе нет конкурентоспособной туристско-рекреационной отрасли, которая вносила бы значительный вклад в экономическое развитие региона за счет увеличения доходной части городского и областного бюджета, притока инвестиций, увеличения числа рабочих мест.
Для обоснованного принятия управленческих решений по развитию туризма региона создан программный комплекс (ПК). В ходе анализа стратегических направлений и составления более реальной стратегии на будущее необходимо прогнозировать влияние таких факторов, как количество обслуженных туристов, в том числе иностранных, экспорт услуг, количество туродней, объем оказанных услуг и прибыль от их реализации (от предприятий питания, транспортного обслуживания, экскурсионного обслуживания, размещения) на перспективу.
Установление и целенаправленное использование факторов для анализа оценки основных показателей развития является важнейшим элементом процесса выбора стратегических направлений и управления туристическими учреждениями. Выбор факторов и управление ими следует понимать как установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня исследуемых показателей при разработке программ перспективного развития, организацию комплексных мер в условиях дальнейшей либерализации экономики посткризисного времени, в итоге — управление туристическими учреждениями.
Для анализа проблем туристической деятельности предприятий необходимо комплексное изучение факторов устойчивого их роста путем построения эконометрических моделей, базирующихся на исследовании причинно-следственных связей изучаемых процессов в туризме [1].
1. Дракер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М.: СП «Бук Чембер Интернешнл», 1992.
2. Ильин Е.Н. и др. Основы туристической деятельности. М.: Рос. междунар. акад. туризма, 2000.
3. Safarov B.Sh. The models of prognosis of regional tourism’s development // International Cross-Industry Research Journal (Perspectives of Innovations, Economics and Business). - Republic of Czech, 2010. № 6. P. 80-83.
4. Основные тенденции и показатели экономического и социального развития Республики Узбекистан за годы независимости (1990-2010 гг.) и прогноз на 2011-2015 гг. Т.: Узбекистан, 2012.
5. Статистический ежегодник регионов Узбекистана. Т.: Узбекистан, 2014.
6. Тураев Б.Х. Организационно-экономические механизмы регионального туризма. Ташкент: ФАН, 2009. - 162 с.