ECONOMETRIC MODELS FOR TOURISM MANAGEMENT SYSTEM IMPROVEMENT
Abstract and keywords
Abstract (English):
Role and value of tourism as a factor for impact on economy are considered in this paper. Prerequisites and conditions promoting its development have been revealed. The need in development and implementation of data (including forecast data) in the frame of national economy complex evolution has been justified. The main dynamic and structural tendencies of tourism regional market development, using Uzbekistan as an example, with elements of comparative analysis related to similar indicators of tourism development at the level of world, national and regional economy are investigated in this paper as well. Proceeding from this analysis, recommendations on the tourist services market development have been given.

Keywords:
tourist product, destination, infrastructure, demand, forecasting.
Text

Узбекистан в целом и Самаркандский регион в частности, имея огромный туристско-рекреационный потенциал, недостаточно его используют. По оценкам зарубежных экспертов, этот потенциал используется лишь на 35% [4]. Одной из важных причин, которая обусловливает такое состояние отрасли, является несовершенство системы управления туризмом. Пока в Самаркандском регионе нет конкурентоспособной туристско-рекреационной отрасли, которая вносила бы значительный вклад в экономическое развитие региона за счет увеличения доходной части городского и областного бюджета, притока инвестиций, увеличения числа рабочих мест.

Для обоснованного принятия управленческих решений по развитию туризма региона создан программный комплекс (ПК). В ходе анализа стратегических направлений и составления более реальной стратегии на будущее необходимо прогнозировать влияние таких факторов, как количество обслуженных туристов, в том числе иностранных, экспорт услуг, количество туродней, объем оказанных услуг и прибыль от их реализации (от предприятий питания, транспортного обслуживания, экскурсионного обслуживания, размещения) на перспективу.

Установление и целенаправленное использование факторов для анализа оценки основных показателей развития является важнейшим элементом процесса выбора стратегических направлений и управления туристическими учреждениями. Выбор факторов и управление ими следует понимать как установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня исследуемых показателей при разработке программ перспективного развития, организацию комплексных мер в условиях дальнейшей либерализации экономики посткризисного времени, в итоге — управление туристическими учреждениями.

Для анализа проблем туристической деятельности предприятий необходимо комплексное изучение факторов устойчивого их роста путем построения эконометрических моделей, базирующихся на исследовании причинно-следственных связей изучаемых процессов в туризме [1].

References

1. Draker P.F. Rynok: kak vyyti v lidery. Praktika i printsipy [The Market: what leave in leaders. Practice and principles]. Moscow, SP «Buk Chember Interneshnl» Publ., 1992.

2. Il´in E.N. Osnovy turisticheskoy deyatel´nosti [Bases to tourist activity]. Moscow, Russian International Academy of Tourism Publ., 2000. (in Russian)

3. Safarov B.Sh. The models of prognosis of regional tourism’s development. International Cross-Industry Research Journal (Perspectives of Innovations, Economics and Business). Republic of Czech, 2010. №6, pp. 80-83.

4. «Osnovnye tendentsii i pokazateli ekonomicheskogo i sotsial´nogo razvitiya Respubliki Uzbekistan za gody nezavisimosti (1990-2010 gg.) i prognoz na 2011-2015 gg.» [Main trends and factors economic and social development of the Republic Uzbekistan for years independence (1990-2010) and forecast on 2011-2015]. Tashkent, Uzbekistan Publ., 2012.

5. Statisticheskiy ezhegodnik regionov Uzbekistana [Statistical year-book of regions of Uzbekistan]. Tashkent, Uzbekistan Publ., 2014.

6. Turaev B.X. Organizatsionno-ekonomicheskie mekhanizmy regional´nogo turizma [Organizational and economic mechanisms of regional tourism] Tashkent, «FAN» Publ., 2009. 162 p.

Login or Create
* Forgot password?