Ключевой целью теоретиков разделения властей Дж. Локка и Ш.-Л. Монтескье было предотвращение тирании, концентрации власти. Однако для классиков евразийства наиболее важной политико-правовой проблемой после двух революций 1917 г. и Первой мировой войны стало не тираническое правление, а само существование Российского государства. Цель их политико-правовых проектов состояла в наполнении «пустых» либерально-демократических форм конкретным содержанием. В связи с этим евразийский государствовед Н. Алексеев отрицал идею независимости суда. По его мнению, судебная власть не должна быть независима от других ветвей власти: она призвана воплощать в себе народное и государственное начала, не быть безучастным арбитром при разрешении споров, а вместе с другими участниками процесса стремиться отыскать истину. Впоследствии Н. Алексеев, находясь под впечатлением судебных процессов в СССР конца 1930 гг., высказался в пользу принципа независимости суда, отвергнув идею о том, что судебные реформы 1864 г. имели неблагоприятное значение для правовой системы России. Взамен разделению властей евразийцы предлагали идею баланса властей: «народно-демотической» и «идеократической». Первая, по мнению Н. Алексеева, воплощалась бы в системе Советов, формируемых по «принципу заступления», вторая — в наличии «государственного актива», отбираемого по принципу верности «общей идее», евразийству. Н. Трубецкой предлагал концепцию «многопарламентского правления»: в этой системе партийные выборы были бы неуместны: каждый из граждан голосует не за партии, а за специальные организации, представляющие их интересы в определенной сфере общественной жизни. Наиболее влиятельная из этих палат состояла бы из «идеологов». Воззрения евразийцев, с одной стороны, можно рассматривать в контексте идей теоретиков «классического естественного права», изображавших политическое правление прежде всего в терминах целей и добродетелей, а не учреждений и четких институциональных решений, с другой, — в сравнении со взглядами иных авторов, традиционно рассматриваемых в рамках идеологий «третьего пути». Идеи евразийцев также были созвучны советским конституционным проектам, отвергавшим привычные концепции разделения властей.
разделение властей, правовое государство, классическое евразийство, смешанное правление, история русской мысли.
No data
1. No data