ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСУРСОВ «МОСКОВСКОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ШКОЛЫ» ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена вопросам подготовки специалистов в сфере специального образования с использованием современных цифровых образовательных технологий, в частности с использованием инновационных ресурсов «Московской электронной школы». Предпосылками является острая необходимость подготовки современных специальных педагогов, умеющих работать с детьми с ОВЗ, владеющих современными цифровыми образовательными технологиями. Цель исследования заключается в разработке технологии подготовки специалистов в условиях высшего образования, владеющих ресурсами «Московской электронной школы». Методы исследования: анкетирование студентов, экспертная оценка педагогическими работниками студентов с целью оценки сформированных умений и навыков работы в среде МЭШ. Полученные результаты исследования свидетельствуют, что предлагаемая технология подготовки специалистов в условиях высшего образования, владеющих ресурсами «Московской электронной школы», в рамках факультатива, продемонстрировала достаточно высокие результаты. Исследование выявило большую удовлетворенность педагогов подготовкой студентов, а именно было отмечено усиление творческого потенциала, появление включенности студентов на практике. В частности, это отметилось в самостоятельном подходе студентов к адаптации своих уроков к особым образовательным потребностям умственно отсталых школьников, в правильном временном чередовании этапов работы с интерактивной панелью. Так, педагогами, руководителями практики отмечен в высокий уровень владения ресурсами МЭШ в 2020 г. у 57 % студентов, что почти в два раза выше, чем у студентов, проходивших педагогическую практику в 2018 г. (31%). Средний уровень в 2020 г. зарегистрирован у 28 %, низкий ‒ у 15 %, что почти в два раза меньше, чем в 2018 г. (27 %). Введение подобного факультатива является эксклюзивным, так как ориентирован на студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» и решает задачи: во-первых, вооружения умениями и навыками работы в цифровой среде, а именно среде «Московской электронной школы», и во-вторых, вооружения специфичными знаниями и умениями разработки электронного контента для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова:
«Московская электронная школа», цифровизация образования, цифровые образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, умственно отсталые школьники, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с особыми образовательными потребностями
Список литературы

1. Афанасьева Ю.А. Проектирование современного урока с использование ресурсов «Московской электронной школы» (МЭШ) для обучающихся с особыми образовательными потребностями // Актуальные вопросы науки. 2018. № 46. С. 103-107.

2. Антонова Т.Н. Московская электронная школа как система управлениями знаниями // Профессиональное образование. Столица. 2018. № 1. С. 32-34.

3. Гриншкун В.В. Реморенко И.М. Фронтиры «Московской электронной школы» // Информатика и образование. 2017. № 7 (286). С. 3-8.

4. Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья // под ред. И.Ю. Левченко, И.В. Евтушенко, И.А. Никольской. М.: Национальный книжный центр, 2013. 336 с.

5. Информационные и коммуникационные технологии для людей с нарушениями зрения: (учебно-методическое пособие). М.: ИПРПП «Реакомп», 2012. 121 с.

6. Кемерис Е.В. Создание сценариев урока в условиях проекта «Московская электронная школа» // Профессиональное образование и общество. 2017. № 2 (22). С. 283-284.

7. Кривова В.А. Проблема подготовки будущих педагогов к работе в информационных средах Московской электронной школы» // Известия института педагогики и психологии образования. 2017. - № 3. С. 25-30.

8. Кукушкина О.И. Компьютерная поддержка взаимодействия специального психолога и педагога // Дефектология. 2002. № 2. С. 72.

9. Сороко Е.Н. Специфика создания электронных средств обучения для детей с особенностями психофизического развития // Спецыяльная адукацыя. 2014. № 1. С. 26-30.

10. Aksenova M.Yu., Miftyakova E.F. Pedagogical opportunities of information and communication technologies at lessons of geography // InterCarto, InterGIS, 25 (2019), pp. 297-308 doihttps://doi.org/10.35595/2414-9179-2019-2-25-297-308.

11. Castro Benavides L. M., Tamayo Arias J. A., Arango Serna M. D., Branch Bedoya J. W., Burgos D. Digital Transformation in Higher Education Institutions: A Systematic Literature Review // Sensors (Basel, Switzerland), 20(11) (2020). DOIhttps://doi.org/10.3390/s20113291.

12. Sousa R. Dinis, Karimova B., Gorlov S. Digitalization as a New Direction in Education Sphere// E3S Web of Conferences, 159 (2020), 09014. DOI:https://doi.org/10.1051/e3sconf/202015909014.

13. Frolova E.V., Rogach O.V., Ryabova T.M. Digitalization of education in modern scientific discourse: New trends and risks analysis // European Journal of Contemporary Education, 9(2) (2020), pp. 331-336. DOI: 10.13187 / ejced.2020.2.331.

14. Frolova E.V., Ryabova T.M., Rogach O.V. Digital technologies in education: Problems and prospects for "Moscow electronic school" project implementation // European Journal of Contemporary Education, 8(4) (2019), pp. 779-789 DOI: 10.13187 / ejced.2019.4.779.

15. Grinshkun V.V., Usova N.A. Use of the hardware and software complex “Moscow Electronic School” in training teachers working under the international baccalaureate programmes(Review) // Journal of Siberian Federal University - Humanities and Social Sciences, 12(9) (2019), pp. 1622-1634. DOI: 10.17516 / 1997-1370-0487.

16. Head E. Digital technologies and parental involvement in education: the experiences of mothers of primary school-aged children // British Journal of Sociology of Education, 41(5) (2020), pp. 593-607. DOI: 10.1080 / 01425692.2020.1776594.

17. Machekhina O.N. Digitalization of education as a trend of its modernization and reforming(Article) // Espacios, 38(40) (2017), 26.

Войти или Создать
* Забыли пароль?