Россия
г. Москва и Московская область, Россия
сотрудник
Россия
В статье представлены результаты эмпирического исследования интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России находящихся на начальном этапе служебной деятельности в образовательной организации. В исследовании приняли участие 275 сотрудников 4-х специализаций («Пенитенциарная психология», «Тыловое обеспечение в УИС», «Организация режима в УИС», «Оперативно-розыскная деятельность»). Для оценки интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России использовались следующие методики: «Опросник карьерных ориентаций» Э. Шейна в адаптации В.А. Чикер, В.Э. Винокуровой «Якоря карьеры»; «Личностный профиль» Г. Айзенка (Eysenck Personality Profiler) в адаптации К. Сугоняева; тест «Исключение слова»; субтест «Числовые ряды» теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра в адаптации К. Сугоняева; «Продвинутые прогрессивные матрицы» Дж. Равена. Структура интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России включает в себя следующие факторы: вербальный интеллект, невербальный интеллект, скоростной интеллектуальный, агрессивности-импульсивности, общительности-тревожности, автономии, служебно-мотивационный. Сотрудников, находящихся на начальном этапе служебной деятельности, можно классифицировать на отдельные типы личности, отличающиеся интеллектуально-личностным потенциалом: конструктивный, посредственный и разбалансированный. Проанализировав средние показатели интеллектуально-личностного потенциала каждого из трех типов личности по объективным критериям эффективности реализации служебной и учебно-профессиональной деятельности, выявлен наиболее благоприятствующий служебной деятельности во ФСИН России тип личности.
интеллектуально-личностный потенциал, типология личности, структура, сотрудник ФСИН России, начальный этап служебной деятельности
Актуальность. Результаты, полученные в ходе исследований показали, что сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) на начальном этапе профессионализации допускают множество ошибок и не демонстрируют достаточный уровень готовности к реализации профессиональных обязанностей [1]. Под влиянием тюремной субкультуры осужденных и профессиональной деятельности у значительной части сотрудников закрепляются неадекватность интеграции в профессиональный коллектив, непродуктивные приемы освоения организационной культуры подразделения и деструктивное межличностное взаимодействие с осужденными и коллегами [8]. Указанные негативные факторы способствуют развитию профессиональной деформации личности сотрудников, которая выражается в повышении восприимчивости к отрицательным мотивам, притуплении чувства профессионального долга, утрате истинного представления о смысле своей профессии и разочаровании в ее выборе, нежелании работать во ФСИН России и самореализовываться в профессиональной деятельности [9].
В связи с повышением требований к личности сотрудника ФСИН России возрастает необходимость применения полученных знаний для реализации программ профотбора, психологического сопровождения их деятельности, а также психологической оценки и развития интеллектуально-личностного потенциала сотрудников на начальном этапе профессионального становления (в образовательной организации). В данной ситуации решающую роль играет прогноз успешности служебной деятельности сотрудников ФСИН России, которая становится все более зависимой от потенциальных возможностей личности.
Методики исследования. Для изучения интеллектуального компонента интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России применялись:
– тест продвинутые прогрессивные матрицы Дж. Равена [2], который предназначался для диагностики у сотрудников ФСИН России уровня интеллектуального развития и оценки способности к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности. Именно эти интеллектуальные способности необходимы сотрудникам ФСИН России для решения задач, возникающих в служебной деятельности и тех условиях, которые отличаются неожиданным развитием событий и скоротечностью, а также имеют характер неопределенности. Тест прошел стандартизацию на различных социокультурных группах, в процессе которой было показано, что он является «культурно беспристрастным» [7]. В ходе исследования использовалась первая часть теста, которая представляет собой экспресс-вариант теста, состоящий из 12 заданий. Он охватывает весь диапазон интеллектуальных способностей, диагностируемых полным тестом. Все задания расположены в порядке возрастания трудности. Испытуемый должен выбрать правильный ответ из 8 предложенных вариантов. Оцениваются показатели продуктивности, скорости и точности. Дополнительно оценивается интегральный показатель «Эффективность», позволяющий оценить качество выполнения теста с учетом вероятности случайного угадывания ответа. Основной информативный показатель выполнения теста – количество правильно решенных задач (продуктивность);
– тест «Исключение слова» [2] использовался для оценки динамических и содержательных особенностей мышления при оперировании вербальной информацией, необходимых сотрудникам ФСИН России для полного и объективного понимания нормативной правовой базы, регламентирующей служебную деятельность, а также понимания поступающих указаний и распоряжений от командиров (ответственный по академии, дежурный по академии, начальник курса, старший наряда) во время несения службы и выполнения служебных обязанностей. Сущность методики состоит в установлении существенного обобщающего признака, который позволяет объединить в одну смысловую группу 4 слова из 5, предлагающихся для анализа и соответственно выявить семантически наиболее дистантное (чужеродное) слово. Тест состоит из 30 заданий;
– субтест «Числовые ряды» теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра в адаптации К. Сугоняева [2] предназначался для оценки теоретических счетных способностей, индуктивного числового мышления, подвижности и способности мышления к перестановкам сотрудников ФСИН России. Каждое задание состоит из ряда чисел, расположенных в определенном порядке. Задача испытуемого: выявить закономерность, по которой построен ряд, выбрать число, продолжающее ряд в соответствии с выявленной закономерностью, и указать его нажатием соответствующих цифровых клавиш. Методика состоит из 30 заданий.
Для оценки личностно-мотивационного компонента интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России применялись:
– личностный опросник «Личностный профиль» Г. Айзенка / К. Сугоняева (Eysenck Personality Profiler) [3] для определения уровня выраженности личностных характеристик обследуемых, составляющих личностный компонент интеллектуально-личностного потенциала. Этот опросник предназначался для изучения профессионально важных и личностных особенностей сотрудников ФСИН России, которые обеспечивают взаимодействие и общение в процессе выполнения служебных задач, в том числе эмоционально-волевых и нравственных качеств, отвечающих за регуляцию поведения и служебной деятельности. В использованном варианте опросника переменная экстраверсии представлена следующими шкалами: общительность, активность, напористость; переменная нейротизма – шкалами: тревожность, самоуничижение, подавленность; переменная психотизма – шкалами: склонность к риску, импульсивность, безответственность. Высокий балл по любой шкале указывает на соответствующую выраженность оцениваемого аспекта. Данная версия опросника отличается тем, что включает дополнительные шкалы – агрессивность и атипичность ответов. Данный опросник был выбран также потому, что содержит шкалу «Склонность к риску», что соответствует теоретическим представлениям об исследуемом интеллектуально-личностном потенциале сотрудников ФСИН России, чья деятельность сопровождается экстремальными условиями несения службы и отличается неукоснительным следованием нормативным правовым документам;
– опросник карьерных ориентаций Э. Шейна («Якоря карьеры», перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова) [2], который позволил определить ведущие профессиональные мотивы сотрудников ФСИН России, а также интеллектуально-личностные показатели в их взаимосвязи и уровень развития личности сотрудников ФСИН России на начальном этапе служебной деятельности. При помощи данного опросника оценивался личностно-мотивационный компонент интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России на начальном этапе служебной деятельности, который оказывает влияние на регуляцию принимаемых решений и служебных действий (деятельности) в конкретной служебной ситуации. Кроме того, опросник позволил оценить непрерывность профессионального развития сотрудников ФСИН России в служебной деятельности.
Результаты эксперимента. Представим результаты факторного анализа. Для этого раскроем подробное описание факторов и способов их интерпретации для того, чтобы: 1) можно было проинтерпретировать результаты кластеризации факторного решения и раскрыть структуру интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России; 2) построить типологию личности сотрудников ФСИН России, обучающихся на различных направлениях/специальностях и отличающихся интеллектуально-личностным потенциалом. Факторизация проводилась методом главных компонент.
1. Первым фактором является однополюсной фактор вербального интеллекта, в который входят показатели интеллекта с отрицательным знаком.
2. Второй фактор – невербальный интеллект – собирает способности к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности с положительным весом.
3. Третий, скоростной интеллектуальный фактор, собирает с положительным весом скоростные и продуктивные оценки выполнения интеллектуальных заданий, как по вербальному, так и по невербальному интеллекту.
4. Четвертый фактор – агрессивности-импульсивности – включает в себя такие характеристики, как выраженная агрессивность, импульсивность, склонность к риску и безответственность. Противоположный полюс фактора составляет социальная желательность (желание сотрудника быть социально принятым).
5. Пятый, двуполюсный фактор общительности-тревожности, с положительным весом включает общительность, активность и ассертивность (напористость), экстраверсию, а с отрицательным – тревожность, самоуничижение, подавленность.
6. Фактор автономии, являющийся шестым, кроме собственно автономии с положительным весом, содержит такие сопряженные с ней качества, как предпринимательство, интеграцию жизненных стилей, что предполагает стремление к гармоничному сочетанию служебных, личных и семейных ценностей. Отрицательный полюс фактора нагружает мотивационная зрелость.
7. Седьмым фактором является служебно-мотивационный, который, кроме непосредственно мотивации к службе, включает в себя такие мотивационные качества, как служение, вызов, стабильность организации и службы, а также интерес к специальности с положительными весами.
Проанализируем типологию личности сотрудников ФСИН России, построенную с использованием трехкластерной классификации, а также уровневого анализа выборок, вошедших в три кластерные группы. При этом в описании кластеров нами были использованы лишь те признаки, которые имели значимые различия, полученные с использованием U-критерия Манна –Уитни. На рисунке 1 представлены графические изображения полученных кластеров по семи выделенным факторам.
Сотрудники ФСИН России как представители первого кластера отличаются от представителей других кластеров следующими особенностями интеллектуально-личностного потенциала: наиболее высоким уровнем вербального интеллекта; средним уровнем невербального интеллекта; наиболее низкими показателями по скорости решения интеллектуальных задач, находящимися в границах статистической нормы; высокими показателями продуктивности и эффективности их решения; низким уровнем психотизма; наиболее низким уровнем тревожности, но вписывающимся в границы статистической нормы; наиболее высокими показателями служебной мотивации и проявлением высокого интереса к выбранной специальности; наиболее низким уровнем ассертивности, выраженным в границах статистической нормы.
Рисунок 1 – Типы личности сотрудников ФСИН России, обучающихся на различных специальностях и направлениях подготовки согласно трехкластерной классификации
Выраженная у сотрудников ассертивность, с одной стороны, позволяет им удерживать свои личностные границы и, с другой стороны, будучи самой низкой в выборке, является более предпочтительной для служебной деятельности во ФСИН России, поскольку благоприятствует исполнительской дисциплине и соблюдению субординации. Сотрудники ФСИН России имеют наиболее сбалансированную структуру интеллектуально-личностного потенциала, поэтому данный тип личности был назван «Конструктивным».
Сотрудники ФСИН России как представители второго кластера отличаются следующими особенностями интеллектуально-личностного потенциала: средним уровнем агрессивности и импульсивности; средними показателями тревожности и общительности; высокими показателями ассертивности, лежащими в границах статистической нормы; наиболее низким уровнем вербального интеллекта, находящимся в границах статистической нормы; средним уровнем невербального интеллекта; средними показателями по скорости решения интеллектуальных задач и самыми низкими показателями по продуктивности и эффективности их решения; наиболее низкими показателями служебной мотивации. С учетом выделенных особенностей интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России данный тип личности был назван «Посредственным».
Сотрудники ФСИН России как представители третьего кластера отличаются следующими особенностями интеллектуально-личностного потенциала: самыми высокими показателями импульсивности, агрессивности, экстраверсии, ассертивности и тревожности; наиболее низкими показателями невербального и вербального интеллекта; наиболее высокими показателями скорости выполнения интеллектуальных заданий при средней продуктивности и эффективности их решения; средним уровнем служебной мотивации. В силу того, что были получены противоречивые показатели интеллектуально-личностного потенциала у сотрудников ФСИН России, этот тип личности был назван «Разбалансированным».
Обсуждение результатов.
Несмотря на то, что средние уровни выраженности рассматриваемых в трех классах признаков располагались в границах статистической нормы, проведенный анализ позволил выделить основные тенденции, характерные для полученных типов личности. Подобная нормативная картина, на наш взгляд, является следствием тщательного отбора кандидатов во время военно-врачебной комиссии, в результате которой отсеивались лица, не пригодные для службы во ФСИН России.
По данным, представленным в таблице 1, можно заключить, что большая часть сотрудников ФСИН России, обучающихся по различным направлениям (специальностям) подготовки, принадлежат к конструктивному типу личности.
Таблица 1 – Процентное распределение сотрудников ФСИН России по трем типам личности (кластерам)
Тип личности / Специальность |
Конструктивный, чел. |
Посредственный, чел. |
Разбалансированный, чел. |
% |
Специализация |
57 |
26 |
17 |
100 |
Специализация «Организация режима в УИС» |
50 |
25 |
25 |
100 |
Специализация «Пенитенциарная психология» |
55 |
29 |
16 |
100 |
Специализация «Тыловое обеспечение в УИС» |
46 |
32 |
22 |
100 |
Выводы. С целью выявления наиболее благоприятствующего служебной деятельности во ФСИН России типа личности были проанализированы средние показатели интеллектуально-личностного потенциала каждого из трех типов личности по объективным критериям эффективности реализации служебной и учебно-профессиональной деятельности. В качестве критериев мы опирались на средние оценки сотрудников ФСИН России как представителей отдельных типов личности: средние оценки за экзаменационную сессию, среднее количество взысканий и поощрений (за несение службы в наряде, строевую подготовку, соблюдение служебной дисциплины). Данные оценки были получены в результате анализа личных дел сотрудников ФСИН России.
По результатам исследования сотрудники конструктивного типа личности набрали значимо лучшие показатели по всем трем критериям оценок: М оц = 4,3; М вз = 10 %; М поощр = 59 %.
Таблица 2 – Распределение объективных показателей (критериев) интеллектуально-личностного потенциала по типам личности (ρ ≤ 0,05)
Типы личности
Критерии оценки ИЛП |
Конструктивный |
Посредственный |
Разбалансированный |
|||
ОРД |
57 % |
ОРД |
26 % |
ОРД |
17 % |
|
ОРИН |
50 % |
ОРИН |
25 % |
ОРИН |
25 % |
|
ПСД |
55 % |
ПСД |
29 % |
ПСД |
16 % |
|
ТОб |
46 % |
ТОб |
32 % |
ТОб |
22 % |
|
Средний бал оценки за полугодие по курсу (М оц) |
4,3 |
3,4 |
3,8 |
|||
Процент взысканий за полугодие по типу (М вз) |
10 |
29 |
61 |
|||
Процент поощрений за полугодие по типу (М поощр) |
59 |
19 |
22 |
Анализ показателей, приведенных в таблице 2, позволяет утверждать, что именно сотрудники ФСИН России, относящиеся к конструктивному типу личности, актуализируют собственные интеллектуальный и личностно-мотивационный компоненты таким образом, что их служебная деятельность оценивается положительно. Это говорит о том, что их интеллектуально-личностный потенциал способствует эффективности решения служебных задач и выполнения служебных обязанностей.
1. Акулин, С. В. Формирование профессиональной готовности обучающихся в вузах силовых ведомств к оперативно-боевой деятельности : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.0008 / Акулин Сергей Валентинович. - Н. Новгород, 2014. - 19 с.
2. Аппаратно-программный психодиагностический комплекс «Мульти-психометр» : метод. рук. - Ч. 2. - М., 2008. - 33 с.
3. Аппаратно-программный психодиагностический комплекс «Мульти-психометр» : метод. рук. - Ч. 1. - М., 2008. - 117 с.
4. Ковальчук, И.А. Интеллектуально-личностный потенциал будущих специалистов ФСИН России на этапе первичной подготовки к службе и обучению [Электронный ресурс] / И.А. Ковальчук, Д.В. Сочивко // Психология и право. - 2018. Том 8. - № 4. - С. 204-218. doihttps://doi.org/10.17759/psylaw.2018080418.
5. Ковальчук, И. А. Психологическая оценка и развитие интеллектуально-личностного потенциала сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний на начальном этапе служебной деятельности / И. А. Ковальчук, О. Н. Комарова // Прикладная юридическая психология. - 2020. - № 2(51). - С. 74-81. - DOI :https://doi.org/10.33463/2072-8336.2020.2(51).074-081.
6. Ковальчук И.А., Костина Л.Н. Психологическая оценка и развитие интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России: от теории к практике. Вестник Московского университета МВД России. 2020(4):286-90.
7. Равен, Дж. К. Продвинутые прогрессивные матрицы / Дж. К. Равен, Дж. Х. Равен, Дж. Равен. - М . : Когито-центр, 1998. - 131 с.
8. Ушатиков, А. И. Пенитенциарная психология : учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / А. И. Ушатиков, Б. Б. Казак. - Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. - 758 с.
9. Фурсов, Н. С. Организация и правовые основы деятельности учебных центров ФСИН России : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.11 / Фурсов Николай Сергеевич. - Рязань, 2005. - 28 с.