СТРУКТУРА И ТИПОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОТРУДНИКОВ ФСИН РОССИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлены результаты эмпирического исследования интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России находящихся на начальном этапе служебной деятельности в образовательной организации. В исследовании приняли участие 275 сотрудников 4-х специализаций («Пенитенциарная психология», «Тыловое обеспечение в УИС», «Организация режима в УИС», «Оперативно-розыскная деятельность»). Для оценки интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России использовались следующие методики: «Опросник карьерных ориентаций» Э. Шейна в адаптации В.А. Чикер, В.Э. Винокуровой «Якоря карьеры»; «Личностный профиль» Г. Айзенка (Eysenck Personality Profiler) в адаптации К. Сугоняева; тест «Исключение слова»; субтест «Числовые ряды» теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра в адаптации К. Сугоняева; «Продвинутые прогрессивные матрицы» Дж. Равена. Структура интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России включает в себя следующие факторы: вербальный интеллект, невербальный интеллект, скоростной интеллектуальный, агрессивности-импульсивности, общительности-тревожности, автономии, служебно-мотивационный. Сотрудников, находящихся на начальном этапе служебной деятельности, можно классифицировать на отдельные типы личности, отличающиеся интеллектуально-личностным потенциалом: конструктивный, посредственный и разбалансированный. Проанализировав средние показатели интеллектуально-личностного потенциала каждого из трех типов личности по объективным критериям эффективности реализации служебной и учебно-профессиональной деятельности, выявлен наиболее благоприятствующий служебной деятельности во ФСИН России тип личности.

Ключевые слова:
интеллектуально-личностный потенциал, типология личности, структура, сотрудник ФСИН России, начальный этап служебной деятельности
Текст

Актуальность. Результаты, полученные в ходе исследований показали, что сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) на начальном этапе профессионализации допускают множество ошибок и не демонстрируют достаточный уровень готовности к реализации профессиональных обязанностей [1]. Под влиянием тюремной субкультуры осужденных и профессиональной деятельности у значительной части сотрудников закрепляются неадекватность интеграции в профессиональный коллектив, непродуктивные приемы освоения организационной культуры подразделения и деструктивное межличностное взаимодействие с осужденными и коллегами [8]. Указанные негативные факторы способствуют развитию профессиональной деформации личности сотрудников, которая выражается в повышении восприимчивости к отрицательным мотивам, притуплении чувства профессионального долга, утрате истинного представления о смысле своей профессии и разочаровании в ее выборе, нежелании работать во ФСИН России и самореализовываться в профессиональной деятельности [9].

В связи с повышением требований к личности сотрудника ФСИН России возрастает необходимость применения полученных знаний для реализации программ профотбора, психологического сопровождения их деятельности, а также психологической оценки и развития интеллектуально-личностного потенциала сотрудников на начальном этапе профессионального становления (в образовательной организации). В данной ситуации решающую роль играет прогноз успешности служебной деятельности сотрудников ФСИН России, которая становится все более зависимой от потенциальных возможностей личности.

Методики исследования. Для изучения интеллектуального компонента интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России применялись:

тест продвинутые прогрессивные матрицы Дж. Равена [2], который предназначался для диагностики у сотрудников ФСИН России уровня интеллектуального развития и оценки способности к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности. Именно эти интеллектуальные способности необходимы сотрудникам ФСИН России для решения задач, возникающих в служебной деятельности и тех условиях, которые отличаются неожиданным развитием событий и скоротечностью, а также имеют характер неопределенности. Тест прошел стандартизацию на различных социокультурных группах, в процессе которой было показано, что он является «культурно беспристрастным» [7]. В ходе исследования использовалась первая часть теста, которая представляет собой экспресс-вариант теста, состоящий из 12 заданий. Он охватывает весь диапазон интеллектуальных способностей, диагностируемых полным тестом. Все задания расположены в порядке возрастания трудности. Испытуемый должен выбрать правильный ответ из 8 предложенных вариантов. Оцениваются показатели продуктивности, скорости и точности. Дополнительно оценивается интегральный показатель «Эффективность», позволяющий оценить качество выполнения теста с учетом вероятности случайного угадывания ответа. Основной информативный показатель выполнения теста – количество правильно решенных задач (продуктивность);

тест «Исключение слова» [2] использовался для оценки динамических и содержательных особенностей мышления при оперировании вербальной информацией, необходимых сотрудникам ФСИН России для полного и объективного понимания нормативной правовой базы, регламентирующей служебную деятельность, а также понимания поступающих указаний и распоряжений от командиров (ответственный по академии, дежурный по академии, начальник курса, старший наряда) во время несения службы и выполнения служебных обязанностей. Сущность методики состоит в установлении существенного обобщающего признака, который позволяет объединить в одну смысловую группу 4 слова из 5, предлагающихся для анализа и соответственно выявить семантически наиболее дистантное (чужеродное) слово. Тест состоит из 30 заданий;

субтест «Числовые ряды» теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра в адаптации К. Сугоняева [2] предназначался для оценки теоретических счетных способностей, индуктивного числового мышления, подвижности и способности мышления к перестановкам сотрудников ФСИН России. Каждое задание состоит из ряда чисел, расположенных в определенном порядке. Задача испытуемого: выявить закономерность, по которой построен ряд, выбрать число, продолжающее ряд в соответствии с выявленной закономерностью, и указать его нажатием соответствующих цифровых клавиш. Методика состоит из 30 заданий.

Для оценки личностно-мотивационного компонента интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России применялись:

личностный опросник «Личностный профиль» Г. Айзенка / К. Сугоняева (Eysenck Personality Profiler) [3] для определения уровня выраженности личностных характеристик обследуемых, составляющих личностный компонент интеллектуально-личностного потенциала. Этот опросник предназначался для изучения профессионально важных и личностных особенностей сотрудников ФСИН России, которые обеспечивают взаимодействие и общение в процессе выполнения служебных задач, в том числе эмоционально-волевых и нравственных качеств, отвечающих за регуляцию поведения и служебной деятельности. В использованном варианте опросника переменная экстраверсии представлена следующими шкалами: общительность, активность, напористость; переменная нейротизма – шкалами: тревожность, самоуничижение, подавленность; переменная психотизма – шкалами: склонность к риску, импульсивность, безответственность. Высокий балл по любой шкале указывает на соответствующую выраженность оцениваемого аспекта. Данная версия опросника отличается тем, что включает дополнительные шкалы – агрессивность и атипичность ответов. Данный опросник был выбран также потому, что содержит шкалу «Склонность к риску», что соответствует теоретическим представлениям об исследуемом интеллектуально-личностном потенциале сотрудников ФСИН России, чья деятельность сопровождается экстремальными условиями несения службы и отличается неукоснительным следованием нормативным правовым документам;

опросник карьерных ориентаций Э. Шейна («Якоря карьеры», перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова) [2], который позволил определить ведущие профессиональные мотивы сотрудников ФСИН России, а также интеллектуально-личностные показатели в их взаимосвязи и уровень развития личности сотрудников ФСИН России на начальном этапе служебной деятельности. При помощи данного опросника оценивался личностно-мотивационный компонент интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России на начальном этапе служебной деятельности, который  оказывает влияние на регуляцию принимаемых решений и служебных действий (деятельности) в конкретной служебной ситуации. Кроме того, опросник позволил оценить непрерывность профессионального развития сотрудников ФСИН России в служебной деятельности.

Результаты эксперимента. Представим результаты факторного анализа. Для этого раскроем подробное описание факторов и способов их интерпретации для того, чтобы: 1) можно было проинтерпретировать результаты кластеризации факторного решения и раскрыть структуру интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России; 2) построить типологию личности сотрудников ФСИН России, обучающихся на различных направлениях/специальностях и отличающихся интеллектуально-личностным потенциалом. Факторизация проводилась методом главных компонент.

1. Первым фактором является однополюсной фактор вербального интеллекта, в который входят показатели интеллекта с отрицательным знаком.

2. Второй фактор – невербальный интеллект – собирает способности к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности с положительным весом.

3. Третий, скоростной интеллектуальный фактор, собирает с положительным весом скоростные и продуктивные оценки выполнения интеллектуальных заданий, как по вербальному, так и по невербальному интеллекту.

4. Четвертый факторагрессивности-импульсивности включает в себя такие характеристики, как выраженная агрессивность, импульсивность, склонность к риску и безответственность. Противоположный полюс фактора составляет социальная желательность (желание сотрудника быть социально принятым).

5. Пятый, двуполюсный фактор общительности-тревожности, с положительным весом включает общительность, активность и ассертивность (напористость), экстраверсию, а с отрицательным – тревожность, самоуничижение, подавленность.

6. Фактор автономии, являющийся шестым, кроме собственно автономии с положительным весом, содержит такие сопряженные с ней качества, как предпринимательство, интеграцию жизненных стилей, что предполагает стремление к гармоничному сочетанию служебных, личных и семейных ценностей. Отрицательный полюс фактора нагружает мотивационная зрелость.

7. Седьмым фактором является служебно-мотивационный, который, кроме непосредственно мотивации к службе, включает в себя такие мотивационные качества, как служение, вызов, стабильность организации и службы, а также интерес к специальности с положительными весами.

Проанализируем типологию личности сотрудников ФСИН России, построенную с использованием трехкластерной классификации, а также уровневого анализа выборок, вошедших в три кластерные группы. При этом в описании кластеров нами были использованы лишь те признаки, которые имели значимые различия, полученные с использованием U-критерия Манна –Уитни. На рисунке 1 представлены графические изображения полученных кластеров по семи выделенным факторам.

Сотрудники ФСИН России как представители первого кластера отличаются от представителей других кластеров следующими особенностями интеллектуально-личностного потенциала: наиболее высоким уровнем вербального интеллекта; средним уровнем невербального интеллекта; наиболее низкими показателями по скорости решения интеллектуальных задач, находящимися в границах статистической нормы; высокими показателями продуктивности и эффективности их решения; низким уровнем психотизма; наиболее низким уровнем тревожности, но вписывающимся в границы статистической нормы; наиболее высокими показателями служебной мотивации и проявлением высокого интереса к выбранной специальности; наиболее низким уровнем ассертивности, выраженным в границах статистической нормы.

Рисунок 1 – Типы личности сотрудников ФСИН России, обучающихся на различных специальностях и направлениях подготовки согласно трехкластерной классификации

 

Выраженная у сотрудников ассертивность,  с одной стороны, позволяет им удерживать свои личностные границы и, с другой стороны, будучи самой низкой в выборке, является более предпочтительной для служебной деятельности во ФСИН России, поскольку благоприятствует исполнительской дисциплине и соблюдению субординации. Сотрудники ФСИН России имеют наиболее сбалансированную структуру интеллектуально-личностного потенциала, поэтому данный тип личности был назван «Конструктивным».

Сотрудники ФСИН России как представители второго кластера отличаются следующими особенностями интеллектуально-личностного потенциала: средним уровнем агрессивности и импульсивности; средними показателями тревожности и общительности; высокими показателями ассертивности, лежащими в границах статистической нормы; наиболее низким уровнем вербального интеллекта, находящимся в границах статистической нормы; средним уровнем невербального интеллекта; средними показателями по скорости решения интеллектуальных задач и самыми низкими показателями по продуктивности и эффективности их решения; наиболее низкими показателями служебной мотивации. С учетом  выделенных особенностей интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России данный тип личности был назван «Посредственным».

Сотрудники ФСИН России как представители третьего кластера отличаются следующими особенностями интеллектуально-личностного потенциала: самыми высокими показателями импульсивности, агрессивности, экстраверсии, ассертивности и тревожности; наиболее низкими показателями невербального и вербального интеллекта; наиболее высокими показателями скорости выполнения интеллектуальных заданий при средней продуктивности и эффективности их решения; средним уровнем служебной мотивации. В силу того, что были получены противоречивые показатели интеллектуально-личностного потенциала у сотрудников ФСИН России, этот тип личности был назван «Разбалансированным».

Обсуждение результатов.

Несмотря на то, что средние уровни выраженности рассматриваемых в трех классах признаков располагались в границах статистической нормы, проведенный анализ позволил выделить основные тенденции, характерные для полученных типов личности. Подобная нормативная картина, на наш взгляд, является следствием тщательного отбора кандидатов во время военно-врачебной комиссии, в результате которой отсеивались лица, не пригодные для службы во ФСИН России.

По данным, представленным в таблице 1, можно заключить, что большая часть сотрудников ФСИН России, обучающихся по различным направлениям (специальностям) подготовки, принадлежат к конструктивному типу личности.

Таблица 1 – Процентное распределение сотрудников ФСИН России по трем типам личности (кластерам)

Тип личности / Специальность

Конструктивный,

чел.

Посредственный,

чел.

Разбалансированный,

чел.

%

Специализация
«Оперативно-розыскная деятельность»

57

26

17

100

Специализация «Организация режима в УИС»

50

25

25

100

Специализация «Пенитенциарная психология»

55

29

16

100

Специализация «Тыловое обеспечение в УИС»

46

32

22

100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы. С целью выявления наиболее благоприятствующего служебной деятельности во ФСИН России типа личности были проанализированы средние показатели интеллектуально-личностного потенциала каждого из трех типов личности по объективным критериям эффективности реализации служебной и учебно-профессиональной деятельности. В качестве критериев мы опирались на средние оценки сотрудников ФСИН России как представителей отдельных типов личности: средние оценки за экзаменационную сессию, среднее количество взысканий и поощрений (за несение службы в наряде, строевую подготовку, соблюдение служебной дисциплины). Данные оценки были получены в результате анализа личных дел сотрудников ФСИН России.

По результатам исследования сотрудники конструктивного типа личности набрали значимо лучшие показатели по всем трем критериям оценок: М оц = 4,3; М вз = 10 %; М поощр = 59 %.

 

Таблица 2 – Распределение объективных показателей (критериев)  интеллектуально-личностного потенциала по типам личности (ρ ≤ 0,05)

 

      Типы личности

 

 

 

Критерии оценки

ИЛП

Конструктивный

Посредственный

Разбалансированный

ОРД

57 %

ОРД

26 %

ОРД

17 %

ОРИН

50 %

ОРИН

25 %

ОРИН

25 %

ПСД

55 %

ПСД

29 %

ПСД

16 %

ТОб

46 %

ТОб

32 %

ТОб

22 %

Средний бал оценки за полугодие по курсу (М оц)

4,3

3,4

3,8

Процент взысканий за полугодие по типу (М вз)

10

29

61

Процент поощрений за полугодие по типу (М поощр)

59

19

22

 

Анализ показателей, приведенных в таблице 2, позволяет утверждать, что именно сотрудники ФСИН России, относящиеся к конструктивному типу личности, актуализируют собственные интеллектуальный и личностно-мотивационный компоненты таким образом, что их служебная деятельность оценивается положительно. Это говорит о том, что их интеллектуально-личностный потенциал  способствует эффективности решения служебных задач и выполнения служебных обязанностей.

Список литературы

1. Акулин, С. В. Формирование профессиональной готовности обучающихся в вузах силовых ведомств к оперативно-боевой деятельности : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.0008 / Акулин Сергей Валентинович. - Н. Новгород, 2014. - 19 с.

2. Аппаратно-программный психодиагностический комплекс «Мульти-психометр» : метод. рук. - Ч. 2. - М., 2008. - 33 с.

3. Аппаратно-программный психодиагностический комплекс «Мульти-психометр» : метод. рук. - Ч. 1. - М., 2008. - 117 с.

4. Ковальчук, И.А. Интеллектуально-личностный потенциал будущих специалистов ФСИН России на этапе первичной подготовки к службе и обучению [Электронный ресурс] / И.А. Ковальчук, Д.В. Сочивко // Психология и право. - 2018. Том 8. - № 4. - С. 204-218. doihttps://doi.org/10.17759/psylaw.2018080418.

5. Ковальчук, И. А. Психологическая оценка и развитие интеллектуально-личностного потенциала сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний на начальном этапе служебной деятельности / И. А. Ковальчук, О. Н. Комарова // Прикладная юридическая психология. - 2020. - № 2(51). - С. 74-81. - DOI :https://doi.org/10.33463/2072-8336.2020.2(51).074-081.

6. Ковальчук И.А., Костина Л.Н. Психологическая оценка и развитие интеллектуально-личностного потенциала сотрудников ФСИН России: от теории к практике. Вестник Московского университета МВД России. 2020(4):286-90.

7. Равен, Дж. К. Продвинутые прогрессивные матрицы / Дж. К. Равен, Дж. Х. Равен, Дж. Равен. - М . : Когито-центр, 1998. - 131 с.

8. Ушатиков, А. И. Пенитенциарная психология : учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / А. И. Ушатиков, Б. Б. Казак. - Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. - 758 с.

9. Фурсов, Н. С. Организация и правовые основы деятельности учебных центров ФСИН России : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.11 / Фурсов Николай Сергеевич. - Рязань, 2005. - 28 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?