ФГБНУ НУ «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения РАН (ФИЦ КНЦ СО РАН) (лаборатория научно-образовательных технологий подготовки кадров высшей квалификации, ведущий научный сотрудник)
Красноярск, Красноярский край, Россия
аспирант
аспирант
В статье рассматривается возможность применения кейс-метода в обучении военнослужащих. Кейс-метод (метод анализа конкретных ситуаций) за последние десятилетия приобрел большую популярность и распространение как метод обучения «управленцев». Данный метод представляет собой способ обучения, в основе которого лежит анализ действительных или вымышленных ситуаций для выработки наиболее приемлемого пути решения проблемы. Такой подход в обучении представляется довольно прогрессивным, поскольку необходимость принятия решений в условиях неоднозначности выбора сопровождает человека в ходе всей его жизни, включая его профессиональную сферу и не только управленческую, поэтому значимость применения данного метода обучения в различных областях подчеркивается многими учеными и педагогами. Цель статьи – показать возможности применения кейс-метода в обучении военнослужащих, повышении уровня их профессиональной, боевой и специальной подготовки. Авторами было установлено, что применение кейс-метода в качестве необходимого дополнения к традиционным методам обучения военнослужащих повышает уровень профессиональной подготовки, мотивации, непосредственной актуальности изучаемого материала, важности приобретенных навыков обработки и анализа полученной информации. Отмечено формирование у обучающихся навыков применения конструктивно-коммуникативных приемов в общении, диагностики и постановки главной проблемы, вычленения ее от второстепенных. Данные навыки являются не только профессиональными, но и личностными качествами, позволяющими военнослужащим более полно реализовать себя в своей профессиональной среде. В связи с чем кейс-метод может служить важным дополнением к традиционным методам обучения военнослужащих.
кейс-метод, обучение военнослужащих, методы обучения военнослужащих
1. Викторук, Е. Н. Инновационные технологии этического образования [Текст] / Е.Н. Викторук, Е.А. Викторук. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2014. - 234 с.
2. Викторук, Е.Н. Философия образования и науки. Кейс-метод в этическом образовании [Текст] / Е.Н. Викторук, О.С. Ардюкова, Л.В. Довыденко - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2014. - 100 с.
3. Грузкова, С.Ю. Камалеева А.Р. Кейс-метод: история разработки и использования метода в образовании [Текст] / С.Ю. Грузкова, А.Р. Камалеева //Современные исследования социальных проблем. - 2013. - №. 6 (26).
4. Лоренц В.В. Кейс-метод как интерактивная технология обучения в современной системе образования [Текст] / В.В. Лоренц // Дистанционное обучение: актуальные вопросы. - 2020. - С. 108-110.
5. Попова С. В. Кейс-метод как средство реализации компетентностного подхода к обучению иностранным языкам в современном школьном образовании [Текст] / С.В. Попова // Иностранные языки в школе. - 2020. - №. 9. - С. 57-64.
6. Учебник по военной педагогике, Министерство обороны РФ Главное управление воспитательной работы Вооруженных Сил РФ, Москва 2008 г.
7. Чуланова О. Л., Мухамедова М. М. Кейс-метод как эффективный инструмент в системе обучения управленческого персонала организации [Текст] / О.Л. Чуланова, М.М. Мухамедова // Мир науки. - 2015. - №. 1.
8. Bruns W. J. Why I use the case method to teach accounting (9-193-177) //Boston, MA: Harvard Business School Publishing.(Original work published 1993.). - 2006.
9. Durand A. A Guide for Writing Teaching Notes for Decision-Based Cases [Электронный ресурс]. URL: https://www.hec.ca/en/case_centre/catalogue/definitions_guides/guide_tn_decision_cases.pdf.
10. Peters S. D. Writing the Case Study //Case Study Methodology in Higher Education. - IGI Global, 2019. - С. 109-132.