ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ ПРИ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В подготовке любого студента-машиностроителя проектные дисциплины занимают весомую часть. Тенденция такова, что в современных условиях традиционные инструменты разработки замещаются новыми программно-аппаратными средствами и разнообразной периферией. Наряду с этими позитивными изменениями все чаще наблюдаются и нежелательные явления, которые стали отражаться в снижении качества фундаментальной, общетеоретической подготовки студентов. Фундаментальная подготовка как бы отошла на второй план, уступая место приобретению навыков работы с компьютером, изучению специализированных программ и приложений. Так ли необходима полная компьютеризация обучения и уход от традиционных основ? Ведь усвоение правил черчения, действующих ГОСТ для будущего инженера просто необходимо, поскольку позволяет четко выразить техническую идею, обучая не только общепринятым формам ее визуализации, но и давая возможность грамотно подготовить проектные документы, соблюдать стандарты. Право использовать традиционные подходы или применить компьютер остается за разработчиком. Но многие, привыкшие только к клавиатуре ПК, при этом забывают, что средства машинной графики – лишь инструменты автоматизации, назначение которых – ускорить работу над проектом, улучшить его качество и сделать процесс более эффективным. Они служат лишь поддержкой разработчику, предоставляя реальные возможности если не избежать технических ошибок в сложном проекте, то свести их к минимуму. Именно в этом несомненная польза от внедрения электронных средств, особенно на производстве. Но польза от компьютера часто приобретает форму догмата, студенты другие средства просто не признают. Безоглядное внедрение информационных технологий при изучении графических дисциплин заметно снизило роль базиса – фундаментальных знаний. Компьютер становится единственным инструментом достижения цели, практически исключив возможность альтернативных решений, что не всегда адекватно уровню и сложности решаемых задач. Авторами, учитывая опыт и результаты студенческих олимпиад по графике, предлагаются методы разрешения подобных проблем высшей школы, в основе которых – расширение связей между расчетными и графическими дисциплинами, необходимость обращения к ранее изучаемому материалу на всех этапах обучения и соблюдение баланса традиционных и современных образовательных технологий.

Ключевые слова:
графическая дисциплина, комплексность обучения, САПР, студенческая олимпиада, моделирование, схема взаимодействия, образовательные блоки.
Текст

В подготовке любого студента-машиностроителя проектные дисциплины занимают весомую часть. Цели очевидны и направлены на приобретение базовых приемов создания конструкций, выбора материала, проведения исследования технологических схем устройств и подготовки необходимых данных для расчетов.

Тенденция такова, что в современных условиях традиционные инструменты разработки замещаются новыми программно-аппаратными средствами и разнообразной периферией. Массовое внедрение информационных технологий вызвало появление, в свою очередь, и новых подходов к работе – автоматизации вычислений, САПР, электронного документооборота. Об этом рассказывается во многих статьях [1–3; 5; 8; 9; 12; 13; 15; 16].

Однако наряду с этими, безусловно, позитивными изменениями все чаще наблюдаются и нежелательные явления, которые отражаются в снижении качества фундаментальной, общетеоретической подготовки студентов. Она как бы отошла на второй план, уступая место приобретению навыков работы с компьютером, изучению специализированных программ и приложений. Реальное оборудование часто заменяется виртуальным, технические процессы – их компьютерной имитацией. Многие находят это приемлемым. А с учетом кризисных явлений в экономике такие подходы в образовании становятся нормой, что вызывает вполне законную озабоченность и недоумение у преподавателей, имеющих производственный опыт.

А так ли необходима полная компьютеризация обучения и уход от традиционных основ? Насколько это оправдано на практике и каковы могут быть последствия в дальнейшем? Об этом пока никто особо не задумывается, хотя поводов более чем достаточно (все чаще происходят аварии, досадные просчеты, нередко слышны сетования на «знания» новоявленных инженеров).

Список литературы

1. Асекритова С.В. Методика преподавания курса «Графические редакторы САПР» // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. Вып. 1. С. 46-48.

2. Асекритова С.В., Шевелев Ю.П. Решение прикладных задач с использованием САПР // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. Вып. 1. С. 49-51.

3. Бойков А.А. Компьютерные средства поддержки учебных курсов графических дисциплин // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. Вып. 2. С. 29-30. DOI:https://doi.org/10.12737/784.

4. Большаков В., Сакаев Р. Олимпиады по компьютерной графике. Итоги и перспективы // Компьютерные инструменты в образовании. 2000. № 3-4. С. 59-64.

5. Ваванов Д.А., Иващенко А.В. Обзор компьютерных технологий, применяемых при обучении начертательной геометрии // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. Вып. 2. С. 54-57. DOI:https://doi.org/10.12737/792.

6. Вышнепольский В.И. Московские городские олимпиады по инженерной графике // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. Вып. 1. С. 83-85. DOI:https://doi.org/10.12737/486.

7. Вышнепольский В.И. Функции олимпиад // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. Вып. 3-4. С. 44-47. DOI:https://doi.org/10.12737/2133.

8. Гузненков В.Н. Информационные технологии в графических дисциплинах технического университета // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. Вып. 3-4. С. 26-28. DOI:https://doi.org/10.12737/2128.

9. Короткий В.А., Хмарова Л.И. Начертательная геометрия на экране компьютера // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. Вып. 1. С. 32-34. DOI:https://doi.org/10.12737/469.

10. Олимпиада САПР «CAD-OLYMP». URL: http://cadolymp2013.ru/

11. Олимпиада по компьютерному моделированию и инженерной графике в НИТУ «МИСиС» / Образование и повышение квалификации (CADMASTER. 2012. № 6. С. 26-29). URL: http://www.cadmaster.ru/assets/files/articles/cm_67_05.pdf

12. Парвулюсов Ю.Б. Применение компьютерной графики при курсовом проектировании оптических приборов // Геометрия и графика. 2013. Т. 2. Вып. 1. С. 42-45. DOI:https://doi.org/10.12737/3847.

13. Пластилин или КОМПАС-3D? В Тирасполе подвели итоги олимпиады по черчению и моделированию. URL: http://edu.ascon.ru/main/news/items/?news=1639

14. Сальков Н.А., Кадыкова Н.С. Организация студенческих предметных олимпиад высшего уровня // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. Вып. 1. С. 80-82. DOI:https://doi.org/10.12737/485.

15. САПР и компьютерное моделирование в машиностроении URL: http://sapr.km.ua/olympiads

16. Щеглова А.В. Применение компьютерных технологий в процессе изучения графических дисциплин // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. Вып. 1. С. 73-74. DOI:https://doi.org/10.12737/482.

Войти или Создать
* Забыли пароль?