ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛОГИСТИКЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Сегодня в обществе ведется активная дискуссия о дистанционных и цифровых технологиях вообще и о дистанционном обучении в частности. Одни воспринимают такие технологии как зло, а другие как благо. Авторы предлагают использовать современные технологии только лишь как часть учебного процесса, не отрицая бесспорных преимуществ «живого» обучения. В статье описаны возможности использования дистанционного обучения логистике на основе описания задач и опыта преподавания.

Ключевые слова:
дистанционное образование, СДО Moodle, симуляции, логисты
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Жизненный цикл ученической парты и школьной доски с мелом стремительно начавшись (по историческим меркам), мгновенно закончился во всем мире в наши дни. Вполне возможно, что уже очень скоро будущие ученики будут удивляться тому, как можно обучать с помощью доски и мела, так же, как мы удивляемся обучению грамоте с помощью бересты или глиняных табличек. Наступила эпоха мгновенного (опять же по историческим меркам) становления дистанционного образования, поэтому изучение опыта и научного осмысления такого образования вообще и применительно к подготовке логистов является актуальным.

Даниел Белл еще в 1973 г. писал про наше время как про постиндустриальную эпоху игрового пространства. «Для аналитических целей можно подразделить общества на доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные. Так, доиндустриальное общество организовано вокруг "взаимодействия с природой. Индустриальное общество – это «взаимодействие с преобразованной природой", которое основано на взаимоотношениях человека и машины. Постиндустриальное общество основано на "игре между людьми", в которой на фоне машинной технологии поднимается технология интеллектуальная, основанная на информации» [1, с. 157].

При любых своих трансформациях общества система образования в конечном итоге призвана формировать рабочую силу для ожидаемой структуры рабочих мест. «Рабочее место – это целостная, завершенная совокупность средств производства, которая обеспечивает выполнение определенного объема работ по производству товаров (услуг) при задействовании соответствующей рабочей силы. Под рабочей силой понимается способность человека к регулярной профессиональной деятельности (труду), выполнению определенного объема работы, качество которой определяется соответствующими профессиональными нормами и стандартами и (или) трудовым договором» [2, с. 92]. Следовательно, и при массовом дистанционном обучении необходимо обеспечить ожидаемое качество рабочей силы.

Общепринятое определение дистанционного обучения на сегодняшний день отсутствует; во множестве публикаций, посвященных данной тематике, авторами предлагаются собственные толкования. Например, в диссертационных работах приводятся такие авторские определения: «мы рассматриваем дистанционное обучение как совокупность информационных и педагогических технологий целенаправленно организованного процесса синхронного и асинхронного интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантного к их расположению в пространстве и согласованного во времени» [3, с. 11]. «Автор предлагает понимать под дистанционным обучением социальный институт, в рамках которого различным группам общества предоставляются образовательные услуги, направленные на удовлетворение индивидуальных профессиональных и духовных потребностей и предполагающие применение как традиционных, так и инновационных методов, средств и форм обучения, которые основаны на новых информационно-телекоммуникационных технологиях» [4, с. 12]. В первом определении ключевым признаком отличия дистанционного обучения от других является инвариантность расположения обучающих и обучающихся в пространстве, а во втором наличие «новых информационно-телекоммуникационных технологий».

Действительно, развитие дистанционного обучения осуществлялось по мере появления в учебных заведениях компьютерной техники и программного обеспечения дистанционной работы со студентами, а также по мере появления преподавателей, умеющих работать с этими программами и желающими внедрять элементы дистанционного обучения в процесс работы со студентами. Однако глобальные события весны этого года, связанные с карантинными мероприятиями и всеобщим переводом обучения в дистанционный режим, привели к переходу всей системы отечественного образования к дистанционному обучению, поэтому дальнейшее развитие теории эффективного освоения методик такого обучения является весьма актуальным.Очевидно, что при развитии научно-методологических положений дистанционного обучения особенно ценным является опыт практического его применения в обычном режиме и экстремальной ситуации. Такой опыт в немалой степени в Ярославском филиале ПГУПС при обучении по специальности 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике».

Целью статьи является определение перспектив дистанционного обучения логистике на основе описания задач и опыта преподавания логистики.

В Ярославском филиале ПГУПС подготовка логистов осуществляется с 2013 г. Согласно п. 6.1 ФГОС СПО по специальности 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2014 N 33727) «Программа подготовки специалистов среднего звена предусматривает изучение следующих учебных циклов: общего гуманитарного и социально-экономического; математического и общего естественно-научного; профессионального».

При подготовке будущих логистов в Ярославском филиале ПГУПС   успешно используется Система дистанционного обучения Moodle. В частности, по отдельным профессиональным модулям в СДО Moodle выкладывается лекционный контент в виде конспекта или презентации с сопровождением учебным видео, а также ссылками на сайты государственных органов и веб-ресурсы нормативных документов. Процесс обучения, управление освоением студентом определенной информации и овладением запланированными навыками становится завершенным при проведении контроля успеваемости, который также проводится на платформе СДО Moodle.

Резкий переход от очного обучения к дистанционному выявил ряд проблем. Даже полностью загруженный в СДО Moodle контент по всем модулям не компенсирует «выпадения» преподавателей из круга живого общения студента; более того, большое количество учебного материала без навыков структурирования этой информации и структурирования личного времени может восприниматься студентом как громада, которую невозможно освоить. В этой ситуации можно предложить два направления совершенствования дистанционного образования в оперативной постановке: 1) сделать процесс обучения максимально алгоритмизированным с порционной выдачей теории и практических заданий с единообразной системой регулярного текущего контроля; 2) внедрить компьютерные игры, основанные на решении логистических задач и формирующие навыки применения логистического подхода в управлении субъектами экономики. 

Формы и содержание учебного процесса и при дистанционном обучении должны быть направлены на развитие практических навыков у студентов. «Ключевым требованием к выпускникам СПО являются их практический опыт и профессиональные компетенции. Теоретические знания в условиях ускорения социального времени отступают на второй план, так как знания, полученные сегодня, завтра не являются актуальными. В этой связи на первый план выходят: умение выпускника самостоятельно осваивать новые знания и иметь практический опыт деятельности в выбранной профессиональной сфере. Это, в свою очередь, выдвигает требования к структуре учебных планов учреждений СПО (со сдвигом в сторону увеличения практических занятий в мастерских, лабораториях, в условиях имитационных и/или реальных фирм) и к содержанию программ практики, прежде всего, производственной и преддипломной» [5, с.189].

При подготовке логистов могут быть использованы компьютерные игры всех известных жанровых групп: «экшн», симуляторы, приключение, стратегия, головоломка, ролевая игра, смешанные жанры [6, с. 21]. Приоритеты разработки и внедрения компьютерных игр для модулей профессионального учебного цикла представлены в следующей таблице.

Для каждой дисциплины актуальным является свой набор деловых игр, но приоритетными являются компьютерные игры жанров «симулятор» и «стратегия». Отметим, что, например, изучение междисциплинарного курса «Моделирование функционирования логистических систем на транспорте» и вовсе должно быть основано на компьютерной симуляции. Большое количество такого рода симуляторных игр разработано компанией AnyLogic.

 

Таблица 1

Приоритеты разработки компьютерных игр при подготовке логистов

Жанры игр

 

Профессиональные модули  

«экшн»

симулятор

стратегия

ролевая игра

приключение

головоломка

Основы планирования и организации логистического процесса в организациях (подразделениях)

+

+

++

 

+

 

Документационное обеспечение логистических процессов

 

+

 

++

 

+

Моделирование функционирования логистических систем на транспорте

 

++

+

 

+

+

Технология отрасли

 

+

++

 

 

+

Учебная практика

+

+

+

++

+

+

Основы управления логистическими процессами в закупках, производстве и распределении

+

++

+

 

+

+

Оценка рентабельности системы складирования и оптимизация внутрипроизводственных потоковых процессов

 

+

+

++

+

 

Оптимизация процессов транспортировки и проведение оценки стоимости затрат на хранение товарных запасов

 

++

+

 

+

+

Логистическое управление перевозками грузов и укрупненные грузовые единицы

+

+

++

+

 

+

Оптимизация ресурсов организаций (подразделений)

 

+

+

+

+

 

Оценка инвестиционных проектов в логистической системе

 

+

+

++

+

+

Логистические возможности оптимизации перевозок

 

++

+

+

+

+

Основы контроля и оценки эффективности функционирования логистических систем и операций

+

+

+

+

+

+

Методика анализа выполнения оперативных логистических планов

+

+

 

+

+

+

 

При развитии форм дистанционного обучения важно сохранить в качестве целевой установки у студентов формирование логистического подхода к решению практических экономических задач. «В первую очередь такой подход подразумевает рассмотрение любого экономического субъекта как целостной системы» [7, с.124]. А деловые игры в жанре «стратегия» способствуют выработке системного, стратегического мышления, умению с высокой скоростью и эффективностью на практике решать управленческие задачи. Стоит сказать, что такой игровой вид образовательной деятельности уже несколько лет применяется в образовательных программах, например, Государственного университета управления (Москва), в том числе на направлении подготовки «Логистика и управление цепями поставок» [8].

Таким образом, использование деловых компьютерных игр на современном уровне развития общества и системы образования, является неотъемлемой, местами даже основополагающей, частью при подготовке высокопрофессиональных управленцев, в том числе логистов.

Выводы:

1.Дистанционное образование сейчас является организационно возможным процессом с достаточным кадровым и техническим ресурсным обеспечением, которое впоследствии станет ведущей, а для некоторых категорий обучающихся единственной формой обучения.

2. Для совершенствования дистанционного обучения логистов целесообразно структурировать процесс прохождения изучаемого материала, а также внедрять логистические компьютерные игры различных жанров.

 

Список литературы

1. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / Даниел Белл; Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. - Москва: Academia, 2004. - 783 с.

2. Петров, П.Ю. Моделирование равновесия на рынке труда / П.Ю. Петров / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции «Современный взгляд на проблемы экономики и менеджмента»; Уфа, 11 сентября 2016 г. - Уфа: Инновационный центр развития образования и науки, 2016. - С. 91-101.

3. Турковская, Н.В. Формирование профессионально значимых качеств преподавателя дистанционного обучения в вузе: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Турковская Нина Викторовна; [Место защиты: Ин-т педагогики и психологии профессионального образования РАО]. - Казань, 2013. - 24 с.

4. Борисов, И.В. Дистанционное обучение в образовательных практиках российской молодежи: автореферат дис. ... кандидата социологических наук: 22.00.06 / Борисов Игорь Владимирович; [Место защиты: Адыг. гос. ун-т]. - Майкоп, 2017. - 25 с.

5. Петрова, Л.А. Формирование профессиональных компетенций студентов техникумов: взгляд в прошлое и будущее. / Л.А. Петрова // История и перспективы развития транспорта на севере России. − 2017. − Т. 1. − № 1. − С. 189−192.

6. Кутлалиев, Т.Х. Жанровая типология компьютерных игр: проблема систематизации художественных средств: автореферат дис. ... кандидата культурологии: 24.00.01 / Кутлалиев Тимур Хафизович; [Место защиты: Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ)]. - Москва, 2014. - 25 с.

7. Фролова, Ю.С. Логистический подход как фактор повышения экономической эффективности предприятия / Ю.С. Фролова, Е.С. Крохина, Л.А. Петрова // История и перспективы развития транспорта на севере России: Сборник научных статей / Под ред. проф. О. М. Епархина, Ярославль: Ярославский филиал ПГУПС, 2019. - с. 123-127.

8. Воронов, А.В. Использование компьютерных деловых игр при подготовке бака-лавров по логистике / А.В. Воронов, В.И. Воронов, Н.А. Кривоносов, В.А. Лазарев // Национальная ассоциация ученых (НАУ) # IV (9), 2015. - с. 96-99.

Войти или Создать
* Забыли пароль?