PROSPECTS FOR DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES FOR TRAINING IN LOGISTICS
Abstract and keywords
Abstract (English):
Today, there is an active discussion in society about distance and digital technologies in General, and about distance learning in particular. Some perceive such technologies as evil, and others as good. The authors suggest using modern technologies only as part of the educational process, without denying the undeniable advantages of "live" learning. The article attempts to evaluate the advantages and prospects of elements of distance learning in logistics based on the description of tasks and experience of teaching.

Keywords:
distance education, SDO Moodle, simulations, logisticians
Text
Publication text (PDF): Read Download

Жизненный цикл ученической парты и школьной доски с мелом стремительно начавшись (по историческим меркам), мгновенно закончился во всем мире в наши дни. Вполне возможно, что уже очень скоро будущие ученики будут удивляться тому, как можно обучать с помощью доски и мела, так же, как мы удивляемся обучению грамоте с помощью бересты или глиняных табличек. Наступила эпоха мгновенного (опять же по историческим меркам) становления дистанционного образования, поэтому изучение опыта и научного осмысления такого образования вообще и применительно к подготовке логистов является актуальным.

Даниел Белл еще в 1973 г. писал про наше время как про постиндустриальную эпоху игрового пространства. «Для аналитических целей можно подразделить общества на доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные. Так, доиндустриальное общество организовано вокруг "взаимодействия с природой. Индустриальное общество – это «взаимодействие с преобразованной природой", которое основано на взаимоотношениях человека и машины. Постиндустриальное общество основано на "игре между людьми", в которой на фоне машинной технологии поднимается технология интеллектуальная, основанная на информации» [1, с. 157].

При любых своих трансформациях общества система образования в конечном итоге призвана формировать рабочую силу для ожидаемой структуры рабочих мест. «Рабочее место – это целостная, завершенная совокупность средств производства, которая обеспечивает выполнение определенного объема работ по производству товаров (услуг) при задействовании соответствующей рабочей силы. Под рабочей силой понимается способность человека к регулярной профессиональной деятельности (труду), выполнению определенного объема работы, качество которой определяется соответствующими профессиональными нормами и стандартами и (или) трудовым договором» [2, с. 92]. Следовательно, и при массовом дистанционном обучении необходимо обеспечить ожидаемое качество рабочей силы.

Общепринятое определение дистанционного обучения на сегодняшний день отсутствует; во множестве публикаций, посвященных данной тематике, авторами предлагаются собственные толкования. Например, в диссертационных работах приводятся такие авторские определения: «мы рассматриваем дистанционное обучение как совокупность информационных и педагогических технологий целенаправленно организованного процесса синхронного и асинхронного интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантного к их расположению в пространстве и согласованного во времени» [3, с. 11]. «Автор предлагает понимать под дистанционным обучением социальный институт, в рамках которого различным группам общества предоставляются образовательные услуги, направленные на удовлетворение индивидуальных профессиональных и духовных потребностей и предполагающие применение как традиционных, так и инновационных методов, средств и форм обучения, которые основаны на новых информационно-телекоммуникационных технологиях» [4, с. 12]. В первом определении ключевым признаком отличия дистанционного обучения от других является инвариантность расположения обучающих и обучающихся в пространстве, а во втором наличие «новых информационно-телекоммуникационных технологий».

Действительно, развитие дистанционного обучения осуществлялось по мере появления в учебных заведениях компьютерной техники и программного обеспечения дистанционной работы со студентами, а также по мере появления преподавателей, умеющих работать с этими программами и желающими внедрять элементы дистанционного обучения в процесс работы со студентами. Однако глобальные события весны этого года, связанные с карантинными мероприятиями и всеобщим переводом обучения в дистанционный режим, привели к переходу всей системы отечественного образования к дистанционному обучению, поэтому дальнейшее развитие теории эффективного освоения методик такого обучения является весьма актуальным.Очевидно, что при развитии научно-методологических положений дистанционного обучения особенно ценным является опыт практического его применения в обычном режиме и экстремальной ситуации. Такой опыт в немалой степени в Ярославском филиале ПГУПС при обучении по специальности 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике».

Целью статьи является определение перспектив дистанционного обучения логистике на основе описания задач и опыта преподавания логистики.

В Ярославском филиале ПГУПС подготовка логистов осуществляется с 2013 г. Согласно п. 6.1 ФГОС СПО по специальности 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2014 N 33727) «Программа подготовки специалистов среднего звена предусматривает изучение следующих учебных циклов: общего гуманитарного и социально-экономического; математического и общего естественно-научного; профессионального».

При подготовке будущих логистов в Ярославском филиале ПГУПС   успешно используется Система дистанционного обучения Moodle. В частности, по отдельным профессиональным модулям в СДО Moodle выкладывается лекционный контент в виде конспекта или презентации с сопровождением учебным видео, а также ссылками на сайты государственных органов и веб-ресурсы нормативных документов. Процесс обучения, управление освоением студентом определенной информации и овладением запланированными навыками становится завершенным при проведении контроля успеваемости, который также проводится на платформе СДО Moodle.

Резкий переход от очного обучения к дистанционному выявил ряд проблем. Даже полностью загруженный в СДО Moodle контент по всем модулям не компенсирует «выпадения» преподавателей из круга живого общения студента; более того, большое количество учебного материала без навыков структурирования этой информации и структурирования личного времени может восприниматься студентом как громада, которую невозможно освоить. В этой ситуации можно предложить два направления совершенствования дистанционного образования в оперативной постановке: 1) сделать процесс обучения максимально алгоритмизированным с порционной выдачей теории и практических заданий с единообразной системой регулярного текущего контроля; 2) внедрить компьютерные игры, основанные на решении логистических задач и формирующие навыки применения логистического подхода в управлении субъектами экономики. 

Формы и содержание учебного процесса и при дистанционном обучении должны быть направлены на развитие практических навыков у студентов. «Ключевым требованием к выпускникам СПО являются их практический опыт и профессиональные компетенции. Теоретические знания в условиях ускорения социального времени отступают на второй план, так как знания, полученные сегодня, завтра не являются актуальными. В этой связи на первый план выходят: умение выпускника самостоятельно осваивать новые знания и иметь практический опыт деятельности в выбранной профессиональной сфере. Это, в свою очередь, выдвигает требования к структуре учебных планов учреждений СПО (со сдвигом в сторону увеличения практических занятий в мастерских, лабораториях, в условиях имитационных и/или реальных фирм) и к содержанию программ практики, прежде всего, производственной и преддипломной» [5, с.189].

При подготовке логистов могут быть использованы компьютерные игры всех известных жанровых групп: «экшн», симуляторы, приключение, стратегия, головоломка, ролевая игра, смешанные жанры [6, с. 21]. Приоритеты разработки и внедрения компьютерных игр для модулей профессионального учебного цикла представлены в следующей таблице.

Для каждой дисциплины актуальным является свой набор деловых игр, но приоритетными являются компьютерные игры жанров «симулятор» и «стратегия». Отметим, что, например, изучение междисциплинарного курса «Моделирование функционирования логистических систем на транспорте» и вовсе должно быть основано на компьютерной симуляции. Большое количество такого рода симуляторных игр разработано компанией AnyLogic.

 

Таблица 1

Приоритеты разработки компьютерных игр при подготовке логистов

Жанры игр

 

Профессиональные модули  

«экшн»

симулятор

стратегия

ролевая игра

приключение

головоломка

Основы планирования и организации логистического процесса в организациях (подразделениях)

+

+

++

 

+

 

Документационное обеспечение логистических процессов

 

+

 

++

 

+

Моделирование функционирования логистических систем на транспорте

 

++

+

 

+

+

Технология отрасли

 

+

++

 

 

+

Учебная практика

+

+

+

++

+

+

Основы управления логистическими процессами в закупках, производстве и распределении

+

++

+

 

+

+

Оценка рентабельности системы складирования и оптимизация внутрипроизводственных потоковых процессов

 

+

+

++

+

 

Оптимизация процессов транспортировки и проведение оценки стоимости затрат на хранение товарных запасов

 

++

+

 

+

+

Логистическое управление перевозками грузов и укрупненные грузовые единицы

+

+

++

+

 

+

Оптимизация ресурсов организаций (подразделений)

 

+

+

+

+

 

Оценка инвестиционных проектов в логистической системе

 

+

+

++

+

+

Логистические возможности оптимизации перевозок

 

++

+

+

+

+

Основы контроля и оценки эффективности функционирования логистических систем и операций

+

+

+

+

+

+

Методика анализа выполнения оперативных логистических планов

+

+

 

+

+

+

 

При развитии форм дистанционного обучения важно сохранить в качестве целевой установки у студентов формирование логистического подхода к решению практических экономических задач. «В первую очередь такой подход подразумевает рассмотрение любого экономического субъекта как целостной системы» [7, с.124]. А деловые игры в жанре «стратегия» способствуют выработке системного, стратегического мышления, умению с высокой скоростью и эффективностью на практике решать управленческие задачи. Стоит сказать, что такой игровой вид образовательной деятельности уже несколько лет применяется в образовательных программах, например, Государственного университета управления (Москва), в том числе на направлении подготовки «Логистика и управление цепями поставок» [8].

Таким образом, использование деловых компьютерных игр на современном уровне развития общества и системы образования, является неотъемлемой, местами даже основополагающей, частью при подготовке высокопрофессиональных управленцев, в том числе логистов.

Выводы:

1.Дистанционное образование сейчас является организационно возможным процессом с достаточным кадровым и техническим ресурсным обеспечением, которое впоследствии станет ведущей, а для некоторых категорий обучающихся единственной формой обучения.

2. Для совершенствования дистанционного обучения логистов целесообразно структурировать процесс прохождения изучаемого материала, а также внедрять логистические компьютерные игры различных жанров.

 

References

1. Bell, D. Gryaduschee postindustrial'noe obschestvo: opyt social'nogo prognozi-rovaniya / Daniel Bell; Per. s angl. pod red. V.L. Inozemceva. - Moskva: Academia, 2004. - 783 s.

2. Petrov, P.Yu. Modelirovanie ravnovesiya na rynke truda / P.Yu. Petrov / Sbornik nauchnyh trudov po itogam mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii «Sovremennyy vzglyad na problemy ekonomiki i menedzhmenta»; Ufa, 11 sentyabrya 2016 g. - Ufa: Innovacionnyy centr razvitiya obrazovaniya i nauki, 2016. - S. 91-101.

3. Turkovskaya, N.V. Formirovanie professional'no znachimyh kachestv prepoda-vatelya distancionnogo obucheniya v vuze: avtoreferat dis. ... kandidata pedagogicheskih nauk: 13.00.08 / Turkovskaya Nina Viktorovna; [Mesto zaschity: In-t pedagogiki i psi-hologii professional'nogo obrazovaniya RAO]. - Kazan', 2013. - 24 s.

4. Borisov, I.V. Distancionnoe obuchenie v obrazovatel'nyh praktikah rossiy-skoy molodezhi: avtoreferat dis. ... kandidata sociologicheskih nauk: 22.00.06 / Borisov Igor' Vladimirovich; [Mesto zaschity: Adyg. gos. un-t]. - Maykop, 2017. - 25 s.

5. Petrova, L.A. Formirovanie professional'nyh kompetenciy studentov teh-nikumov: vzglyad v proshloe i buduschee. / L.A. Petrova // Istoriya i perspektivy razvitiya transporta na severe Rossii. − 2017. − T. 1. − № 1. − S. 189−192.

6. Kutlaliev, T.H. Zhanrovaya tipologiya komp'yuternyh igr: problema sistemati-zacii hudozhestvennyh sredstv: avtoreferat dis. ... kandidata kul'turologii: 24.00.01 / Kutlaliev Timur Hafizovich; [Mesto zaschity: Ros. gos. gumanitar. un-t (RGGU)]. - Moskva, 2014. - 25 s.

7. Frolova, Yu.S. Logisticheskiy podhod kak faktor povysheniya ekonomicheskoy effektivnosti predpriyatiya / Yu.S. Frolova, E.S. Krohina, L.A. Petrova // Istoriya i perspektivy razvitiya transporta na severe Rossii: Sbornik nauchnyh statey / Pod red. prof. O. M. Eparhina, Yaroslavl': Yaroslavskiy filial PGUPS, 2019. - s. 123-127.

8. Voronov, A.V. Ispol'zovanie komp'yuternyh delovyh igr pri podgotovke baka-lavrov po logistike / A.V. Voronov, V.I. Voronov, N.A. Krivonosov, V.A. Lazarev // Nacional'naya associaciya uchenyh (NAU) # IV (9), 2015. - s. 96-99.

Login or Create
* Forgot password?