В рамках реализации Концепции миссионерской деятельности 2007 г., опирающейся на дореволюционный государственный и церковный опыт, автор статьи рассматривает значение миссионерской деятельности для решения государственно-политических, правовых и культурных вопросов. Целью исследования является применение теории конверсии Р. Хортона для оценки плюсов и минусов правовых последствий присоединения представителей коренных народов Сибири к православию в имперский период. В статье при помощи хронологического метода установлена последовательность принятия нормативных правовых актов, регулировавших миссионерскую деятельность Русской Православной Церкви в Сибири. Дескриптивный метод позволил описать позиции народов и народностей Сибири по отношению к миссионерской деятельности. Формально-юридический метод был применен при анализе содержания российских нормативных правовых актов конца XVII — начала XX в., на основании которых создавались миссионерские экспедиции, организации и т. д. Сравнительно-правовой метод использовался для того, чтобы проследить эволюцию государственно-правовых подходов к миссионерской деятельности. Вывод о возможностях применения опыта дореволюционной России в современном правотворческом процессе по вопросам свободы совести сделан на основе метода правового моделирования. В результате применения к историко-правовому материалу теории конверсии Р. Хортона, согласно которой для сибирских народов православие представляло собой способ перехода к более высокому порядку, был сделан вывод, что, с одной стороны, это было действительно так и использовалось прежде всего знатью «инородцев» для дальнейшего развития и укрепления своего положения, но с другой — постоянно вызывало недовольство местного населения, которое, даже приняв крещение, продолжало исполнять языческие обряды.
миссионерская деятельность, инородцы, Святейший Синод, Русская Православная Церковь, православная миссия, указы, сибирские народы.
No data
1. No data