Тенденции развития предприятий лесного комплекса свидетельствуют о наличии проблем в их деятельности. Проведенный анализ деятельности и развития предприятий лесного хозяйства и лесной промышленности позволил сформировать перечень ключевых проблем, сдерживающих развитие лесного комплекса Российской Федерации. Часть проблем, касающихся внутренней среды, предприятия способны решать самостоятельно, используя, в том числе, меры государственной поддержки. Однако проблемы, связанные с внешней средой, предприятия лесного комплекса РФ не силах решить самостоятельно. Определено, что существующие нормативно-правовые акты и мероприятия по стимулированию развития предприятий отрасли не в полной мере обеспечивают развитие лесного комплекса и требуют существенной доработки. Доказано несовершенство существующего механизма взаимодействия лесного хозяйства и лесной промышленности. Выявленные проблемы лесного комплекса способствуют развитию кризисных проявлений. Для обеспечения устойчивости предприятий лесного комплекса с учетом особенностей их функционирования предложены направления по разработке эффективной модели государственного управления лесным комплексом.
лесной комплекс, кризис, кризисные проявления, лесное хозяйство, лесная промышленность, особенности кризисных проявлений.
ВВЕДЕНИЕ
В мировой площади лесов доля России составляет 20 %, при этом доля России в мировой заготовке древесины составляет всего 6%. По объемам заготовки в 2018 г. Российская Федерация (238,6 млн м3) занимает пятое место в мире после США (объем заготовки превышает российский в 2 раза), Китая, Индии, Бразилии [2].
При том, что потенциал российского лесного сектора далеко не исчерпан, он долго и трудно адаптируется к рыночным отношениям и требованиям мировых рынков [7, 8]. Причина этого кроется в неустойчивом функционировании и развитии предприятий лесного комплекса РФ.
Угрозу устойчивому функционированию предприятий представляют ситуации, которые создают нестабильность или серьезные перемены, которые в экономической литературе объединены понятием «кризис». То есть кризис предприятия представляет собой процесс, который может существенно помешать функционированию или развитию предприятия [4].
Актуальность темы исследования обусловлена системой проблем, возникающих и существующих в лесном комплексе Российской Федерации. Эти проблемы зачастую определяются применяемой в РФ моделью управления лесным комплексом. Так, формирование лесной политики относится к федеральным полномочиям Министерства природных ресурсов и экологии РФ, а политика в сфере лесной промышленности регулируется Министерством промышленности и торговли РФ.
1. Агентство WhatWood. Исследования и аналитика в ЛПК [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://whatwood.ru/osnovnyie-itogi-rabotyi-lesnogo-hozyaystva-rossii-v-2018-godu-i-zadachi-na-2019-god/]
2. Информационный портал ТАСС. Объем заготовки древесины в России в 2018 году составил 236 млн куб м. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/6222445
3. Информационный портал ТАСС. Счетная палата проверила эффективность использования лесных ресурсов [Электронный ресурс] Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/7575503
4. Итоги круглого стола «Разработка новых подходов к определению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» [Электронный ресурс] / Портал Госновости.рф - Режим доступа: https://gov-news.ru
5. Моисеев Н.А. Кризис в лесных делах России: истоки и возможные пути выхода из него // Вестник МГУЛ - Лесной вестник. 2016. №3. C 116-125
6. Морковина С. С., Торжков И. О. Механизмы диверсификации в лесном комплексе // Лесотехнический журнал. 2017. №3 (27). С. 253-264
7. Прогноз развития лесного сектора Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fao.org/3/a-i3020r.pdf
8. Panyavina E.A., Chirkova M.B., Cheglakova S.G., Pankov V.V. The role and place of the crisis traps in the development of the small business of the forest sector in the russian economy // European Research Studies Journal. 2017. Т. 20. № 3B. С. 480-489