сотрудник
студент с 01.01.2016 по 01.01.2020
Россия
Рассмотрены основные аспекты организации педагогического взаимодействия учителя и детей младшего школьного возраста. Выявлены как положительные, так и отрицательные стороны влияния педагога на формирование личности воспитанников. Определены задачи, которые необходимо решать учителю, и на основании этих задач сформулированы требования к личности педагога. Охарактеризованы наиболее продуктивные способы взаимодействия учителя и младших школьников.
педагогическое взаимодействие, учитель, младший школьник, учебная деятельность, педагогический такт, личность
Педагог − это тот, кто ведет ребенка по жизни, вводит его в жизнь. Назначение педагогической работы в том, чтобы организовать взаимодействие ребенка с миром, сохраняя направленность к воспитательной цели, и чтобы взаимодействие ребенка с жизнью, в том числе с педагогом, было неуклонным движением личности к достойной жизни достойного человека. Тем самым педагог курирует вхождение в культуру, создавая благоприятный режим, чтобы не поранить или погубить душу ребенка.
В исследованиях Н.П. Аникеевой, А.Н. Лутошкина, А.С. Макаренко, И.Е. Шварца и др. можно увидеть, что социально-психологический климат класса полностью зависит от учителя. Именно в начальной школе начинается процесс формирования фундамента общих знаний, на которых ученик будет строить свое дальнейшее образование. В данном контексте стоит отметить, что от того, насколько ребенку комфортно и хорошо в школе, во многом зависят его учебные успехи и эмоциональное равновесие. Главным лицом в жизни младших школьников является учитель, во многих вопросах он становится самым значимым и главным взрослым.
Преподаватель оказывает влияние не только на развитие когнитивной сферы, на приобретение необходимых знаний и навыков, на формирование учебной деятельности, но и на мотивацию обучающихся (прежде всего, познавательную, учебную мотивацию и мотивацию достижения). Также в процессе обучения учитель формирует моральную компетентность. Воздействие учителя на формирование моральной компетентности состоит, прежде всего, в приобщении детей к жизни, где поступки взрослого и ребенка разворачиваются в пространстве человеческих отношений, где этика становится условием жизни. Не столь важны образцы поведения, соотносимые с моделью менторства, сколько реальная оценка поведения по шкале – «Ценность другого человека». Мораль формируется в таком отношении к жизни, когда за каждым поступком стоит другой человек, которого можно поддержать или обидеть, обрадовать или оскорбить [1, с. 11].
Большой воспитательный потенциал для формирования взаимоотношений педагогов и школьников заложен в совместной практической деятельности, когда обе стороны выступают на равных, а сама деятельность носит творческий характер. Наиболее эффективной для развития сотруднического взаимодействия является методика организации коллективной творческой деятельности, которая позволяет лучше узнать друг друга, способствует развитию взаимоотношений, усиливает взаимное влияние участников деятельности.
Роль личности учителя в жизни младшего школьника
Особенно важной характеристикой учителя, как главного звена социализации и развития личности учащегося, является стиль педагогического общения.
Стиль педагогического общения — устоявшаяся система способов и приемов, которые использует учитель при взаимодействии с учениками, их родителями, коллегами по работе. В стиле общения учителя обычно можно наблюдать особенности коммуникативных возможностей педагога, стиль взаимоотношения педагога и воспитанников, творческую индивидуальность педагога и особенности ученического коллектива. Учитель во все времена являлся примером для своих воспитанников. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения [2, с. 10].
Негативное психическое состояние учащихся, вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (учителя, наставника, тренера), − называется дидактогенией. Дидактогения выражается в фрустрации, страхах, подавленном настроении и т.п. В основе дидактогении лежит психическая травма, полученная учеником по вине педагога [3].
Дидактогения нередко перерастает в невроз и в этом случае может потребовать специального лечения, в частности методами психотерапии. Для предотвращения возникновения дидактогении у учащихся педагог должен стремиться к максимальной тактичности в общении, учитывать возрастные и индивидуально-психологические особенности школьника.
Одним из наиболее важных факторов, влияющих на социализацию и развитие ребенка в школе, − являются убеждения учителя в возможностях ученика. Этот феномен, известный как самоисполняющееся пророчество, или самоисполняющийся прогноз, представляет собой изначально ложное определение ситуации, вызывающее новое поведение, которое делает изначально ложное представление истинным. Данный факт, применительно к педагогической практике, был впервые продемонстрирован в известном исследовании Р. Розенталя и Л. Джекобсон, назвавшим этот феномен «эффектом Пигмалиона» [4].
Исследования показывают, что ожидания учителя в наибольшей степени осуществляются по отношению к двум крайним категориям детей:
− способные школьники;
− школьники, которых учитель считает неспособными к учебе.
Важнейшим условием в обоих случаях является восприятие детьми педагога как значимого субъекта коммуникативного акта. Следовательно, ожидания учителя, особенно важны в самом начале обучения, когда значимость его достаточно высока, и учитель оказывает существенное влияние на мотивацию, поведение и самооценку ребенка.
Проявляющееся в этих ожиданиях избирательное отношение обнаруживается, прежде всего, в оценочной деятельности учителя, в атрибуции успехов и неудач, а также в той эмоциональной поддержке, которую он оказывает ученику. Избирательное отношение, проявляющееся в этих ожиданиях, прежде всего, обнаруживается в оценочной деятельности учителя, в атрибуции успехов и неудач и т.д.
Известно, что уже к концу начальной школы дети приобретают устойчивую позицию двоечника или отличника, которая становится главным фактором, оказывающим влияние практически на все стороны их жизни.
Современные исследования роли учителя в развитии личности младшего школьника показывают, что в деятельности педагогов важно широко применять методы диалога и дискуссии в образовании детей, развивать тенденцию к индивидуальному выбору школьниками форм и содержания собственного учения, включать детей в процесс педагогической деятельности и даже в подготовку учителя к занятиям с ними. Это способствует значительному сближению педагогов и учеников. Такому сближению в значительной степени может способствовать и позитивный образ учителя.
Таким образом, педагогическое взаимодействие учителя и младших школьников − это согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками педагогического процесса значимой для них проблемы или задачи, характерной чертой которой является индивидуализация и ориентация на личность обучаемого. Педагогическое взаимодействие подразумевает взаимное развитие качеств педагога и обучающегося на основе партнерства в совместной деятельности. Продуктивность такого взаимодействия во многом зависит от профессионализма учителя [5].
1. Авдулова, Т. П. Диагностика и развитие моральной компетентности личности младшего школьника / Т.П. Авдулова. − Москва: Владос, 2014. − 633 c.
2. Данилюк, А.Я. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / А. Я. Данилюк, А. А. Логинова. − Москва: Просвещение, 2012. − 32 с.
3. Костромина, С.Н. Справочник школьного психолога / С. Н. Костромина - Москва: Астрель, 2012. − 710 с.
4. Хок, Р. Р. 40 исследований, которые потрясли психологию / Р. Р. Хок - Москва: прайм-еврознак, 2003. - 523 с.
5. Каленникова, Т.Г., Борисевич А.Р. Словарь психолого-педагогических понятий: справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения / авт.-сост. Т. Г. Каленникова, А. Р. Борисевич. - Минск: БГТУ, 2007. - 68 с.