ОВЛАДЕНИЕ МЕТОДАМИ ПОЗНАНИЯ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЕСТЕСТВЕННО- НАУЧНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются особенности построения процесса ознакомления младших школьников с научными методами познания (наблюдения, опыт) и их применение для получения новых знаний, решения учебно-практических и учебно-познавательных задач. Это направление образовательной деятельности обучающихся реализует метапредметные результаты обучения в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также формирует у младших школьников основы естественно-научной функциональной грамотности. На базе авторского исследования определены принципы адаптации научных методов познания для использования в качестве способов организации учебной деятельности, выявлены основные этапы формирования у обучающихся умения использовать научные методы познания.

Ключевые слова:
младшие школьники; естественно-научная функциональная грамотность; научные методы познания; наблюдение; опыт; национальные и международные исследования качества образования
Список литературы

1. Буряк В.К. Проблема познавательных умений учащихся // Среднее специальное образование. - 1989. - № 6. - С. 33-38.

2. Виноградова Н.Ф. Концепция начального образования. «Начальная школа XXI века». - М.: Вентана-Граф, 2017. - 64 с.

3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: учебник. 2 кл. В 2 ч. Ч. 2. - М.: Вентана-Граф, 2019. - 158 с.

4. Гессен С.И. Основы педагогики: введение в прикладную философию. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 320 с.

5. Кузнецова Л.М. Причины формализма знаний учащихся и пути его устранения // Химия в школе. - 1990. - № 3. - С. 16-18.

6. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: книга для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2017. - 160 с.

7. Состояние естественно-научного образования в российской школе по результатам международных исследований TIMSS и PISA / А.Ю. Пентин, Г.С. Ковалёва, Е.И. Давыдова [и др.] // Вопросы образования. - 2018. - № 1. - С. 79-109.

8. Тимофеева Л.Л. Дидактические условия формирования у учащихся умений и навыков использования научных методов познания: дис. … канд. пед. наук. - Белгород, 2000. - 186 с.

9. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. - М.: Просвещение, 1988. - 112 с.

10. Формирование знаний и умений на основании теории поэтапного усвоения умственных действий / под. ред. П.Я. Гальперина. - М.: Изд-во МГУ, 1968. - 78 с.

11. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова [и др.]; под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. - 288 с.

12. How does PISA for Development measure scientific literacy? [Электронный ресурс]. - URL: https://www.oecd.org/pisa/pisa-for-development/10-How-PISA-D-measures-science-literacy.pdf (дата обращения: 20.04.2020).

Войти или Создать
* Забыли пароль?