сотрудник
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
студент
студент
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Проблема психологического влияния на людей является актуальной для исследования, как в теоретическом, так и прикладном плане. Значительный рост интереса к исследованию коммуникационных процессов является одной из характерных особенностей развития современного мира. Осуществляются проекты, в ходе которых изучаются особенности коммуникации в образовательной, производственной, служебной, политической и других социальных сферах. В настоящее время можно обозначить сформировавшиеся в науке несколько методологических подходов, в которых феномен «манипуляция» понимается по-разному. В работе приведены теоретико-методологические основы изучения психологического влияния, очерчены ориентиры проведенных на сегодняшний день исследований по данной проблематике. Существующие теории и методологии диктуют разное понимание того, как относиться к манипуляциям, как работать с манипулятивным поведением, что считать эффективным разрешением проблемы манипуляции. В самом широком смысле, манипуляция – это любое личностное влияние на кого или что-либо. В рамках написания статьи было проведено эмпирическое исследование сотрудников и руководителей кадровых служб организаций. В качестве испытуемых выступили 50 человек в возрасте от 22 до 45 лет, организаций и предприятий профессия сотрудников которых относится к типу «человек-человек», т.к. тенденция к манипулированию в данном случае особенно сильна. На основе проведенного исследования среди всех психологических манипуляций в профессиональной деятельности кадровой службы были выделены девять способов психологических манипуляций (конструктивные и деструктивные), создаваемые в ходе профессиональной деятельности.
психологическое влияние, психологическое воздействие, манипулирование, манипуляция, кадровая работа, управление
Актуальность. Проблематика психологического влияние, воздействия и манипуляций при взаимодействии в психологической науке вызывает большой интерес со стороны исследователей во всем мире. Возрастает интерес к психологии манипуляций и воздействий и в кадровой работе. В настоящий момент проблема манипуляций получила свое объяснение и оценку в основном в рамках политологических и психологических исследований. Однако, рассматриваемые феномены являются концептуально важным для социально-психологических исследований, поскольку находится в тесной связи с проблемой личности в современном обществе, формирования характера и способов отчуждения в современном мире, формирования властных отношений, форм и способов осуществления коммуникативных связей.
Сложившаяся теоретико-методологическая традиция анализа психологического влияния и манипулятивного воздействия в психологической науке делает основной акцент на деструктивность данного взаимодействия, как для манипулятора, так и для манипулируемого. Учитывая распространенность данных явлений во всех областях жизни современного общества, этот феномен имеет детальный научно-теоретический анализ. Этот анализ становится особенно необходимым в тех областях жизни общества, где манипуляция становится неотъемлемой частью профессиональной деятельности, а именно в сфере управления персоналом.
Проблема. В настоящее время в связи с политическими, экономическими и культурными преобразованиями во всем мире особое значение приобретает глубокое и всестороннее знание психологических закономерностей, определяющих установки и поступки людей [3], а также грамотное использование методов психологических воздействий, осуществляемых в различных формах, с помощью различных средств и способов.
Изучение психологических аспектов профессиональной деятельности является актуальным для понимания сущности феномена влияния, причем особый интерес представляет профессиональная деятельность управленцев [1]. В связи с этим возникает вопрос об изучении использования манипулятивного стиля в профессиональной деятельности руководителя [9].
Владение манипулятивными стратегиями может рассматриваться в качестве одного из возможных индикаторов успешности руководителя. Так, в современной психологической литературе анализируются и предлагаются для использования различные способы манипулирования подчиненными, позволяющие руководителю добиваться «ненасильственного», «мягкого» управления подчиненными.
Кроме того, пракитоориентированная разработка этой проблемы будет способствовать потребностями, связанными с решением вопросов о подборе и обучении кадров.
Научные основы использования психологического влияния в кадровой работе. Западные исследования по психологии влияния включают в себя работы Э. Аронсона и Э. Пратканиса, Н. Гегена, Р. Гудина, У. Прото, Дж. Рудинова, Р.Чалдини, Г. Шиллера, Э. Шострома. Проблема манипулятивного воздействия также рассматривалась в теории трансактного анализа (Э. Берн). Среди российских исследований манипулирования в первую очередь необходимо отметить труды Е.Л. Доценко по научной концептуализации самого явления манипуляции. Проблемы манипулятивного воздействия также рассматриваются в трудах Л.И. Рюмшиной, Е.В. Сидоренко и С.Г. Кара-Мурзы. Отдельные аспекты манипулятивного и негативного информационного воздействия отражены в работах Г.В. Грачѐва, И.К. Мельника, М.В. Шепеля и др.
Владение манипулятивными стратегиями может рассматриваться в качестве одного из возможных индикаторов успешности руководителя. Так, в современной психологической литературе анализируются и предлагаются для использования различные способы манипулирования подчиненными, позволяющие руководителю добиваться «ненасильственного», «мягкого» управления подчиненными.
Кроме того, пракитоориентированная разработка этой проблемы будет способствовать потребностями, связанными с решением вопросов о подборе и обучении кадров.
Научные основы использования психологического влияния в кадровой работе. Западные исследования по психологии влияния включают в себя работы Э. Аронсона и Э. Пратканиса, Н. Гегена, Р. Гудина, У. Прото, Дж. Рудинова, Р.Чалдини, Г. Шиллера, Э. Шострома. Проблема манипулятивного воздействия также рассматривалась в теории трансактного анализа (Э. Берн). Среди российских исследований манипулирования в первую очередь необходимо отметить труды Е.Л. Доценко по научной концептуализации самого явления манипуляции. Проблемы манипулятивного воздействия также рассматриваются в трудах Л.И. Рюмшиной, Е.В. Сидоренко и С.Г. Кара-Мурзы. Отдельные аспекты манипулятивного и негативного информационного воздействия отражены в работах Г.В. Грачѐва, И.К. Мельника, М.В. Шепеля и др.
История использования воздействия и манипуляции начинается с древних времен (Зенон, Н. Макиавелли и др.). В зарубежной психологии широко распространенным является понятие «макиавеллизм», представленность манипулятивной установки у личности. Под макиавеллизмом понимается убеждение о том, что людьми нужно манипулировать: такова природа человека [10]. В последние десятилетия исследование макиавеллизма в контексте профессиональной деятельности личности получило широкое распространение за рубежом, однако практически не изучено в российской науке.
Интенсивные исследования методов манипулирования и теоретические обобщения в данной сфере стали проводиться, начиная со второй половины XX века. В науке появилось много интересных работ по общим вопросам воздействия в теории, методологии и психологии массовой коммуникации (Аронсон Э., Пратканис Э.Р. (2002); Борисов Б.Л. (2001); Гребенкин Ю.Ю. (2000); Дымшиц М.Н., (2004); Кабаченко Т.С. (2010); Корнилова Е.Е. (2001); Мельник Г.С. (1996; 2001); Мокшанцев Р.И. (2002); Рощупкин С.Н. (2003); Рюмшина Л.И. (2004); Тарасов Е.Ф. (1974); Ученова В.В. (2003); Феофанов О.А. (2004); Харрис Р. (2001); Felser G. (1964); Hoffmann H.-J. (1972); Janowitz M. (1968); Lerbinger O. (1972) и др.), семиотике массовых коммуникаций (Назаров М.М. (2003); Павлова Н.Г. (2013); Cook G. (1992); Eimermacher K. (1981); Harris R.J. (1989); Klaus (1995) и др.), психолингвистике и психотерапии (Гиппентрейтер Ю.Б. (2000); Дилтс Р. (2001); Доценко Е.Л. (2010); Жельвис В.И. (1990); Жинкин Н.И. (19980; Леонтьев А.А. (1997); Панкратов В.Н. (2012); Парыгин Б.Д. (1971); Петренко В.Ф. (1997); Сидоренко Е.В. (2002); Стернин И.А. (2001); Фарелли Ф., Брандсма Д. (1996); Хохель С.О. (2000); Шостром Э. (2014); Wartenweiler F.( 2003) и др.), риторике (Зарецкая Е.Н. (1999); Михальская А.К. (1996); Щербинина Ю.В. (2001); Bredemeier K. (2000); McGuire M. (1986) и др.), логике (Ивин А.А. (1997); Колесник М.В. (2017); Никифоров А.Л. (1998); Серебренников С.В.(2020) и др.), теории коммуникации (Бессонов Б.Н. (1971); Блинов А.Л. (1996); Волкогонов Д.А. (1983); Соколов А.В. (1996); Шиллер Т. (1980); Bredemeier K. 2002; Goodin R.E. (1980); Jhally S. (1987); Kapferer J.-N. (1990); Koeppler K. (2000); Littlejohn S.W. (1978); Malinowski B. (1972); Mulholland J. (1994); Proto L. (1978); Scheff Th.J. (1990); Weinerth Th. (1999) и др.), лингвистической семантике и прагматике (Баранов А.Н. (2001); Богин Г.И. (1993); Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. (1999); Киселева Л.А. (1978); Степанов В.Н. (1998); Ухова Л.В. (2001); Федосюк М.Ю. (1997); Федорова Л.Л. (1991, 1996);. Черепанова И.Ю. (1996); Goody E.N. (1978); Yokoyama O.T. (1988) и др.) и связям с общественностью (Викентьев И.Л. (2002); Карпухин О.И., Макаревич Э. (2001); Кривоносов А.Д. (2003); Оливер С. (2003); Почепцов Г.Г. (2003); Почепцов Г.Г. (2014); Ситников А.П., Гундарин М. (2003) и др.
В целом научный интерес к рассматриваемой проблематике на сегодняшний день возрос, появились новые исследования и научно-популярная литература, но многие из них носят описательный, а не объяснительный характер. Сложность изучения проблемы психологического влияния отражается и в понятийном языке, используемом для описания феномена, часто можно встретить смешение таких понятий, как манипулирование, иллюзия, обман, воздействие, влияние и т.д.
Расставим акценты между понятиями «влияние», «воздействие», и «манипуляция», которые часто используются как синонимы. Так, например, Д. Коэн и Э. Арато, ссылаясь на Ю. Хабермаса и Т. Парсонса, указывают, что «…влияние воздействует на намерения, а не на ситуацию других акторов, придавая желательному действию в порядке вознаграждения нормативное значение (а не позитивную или негативную санкцию). Когда речь идет о влиянии, авторы ориентируются не на успех действия и не на его общие последствия, а на достижение взаимного понимания» [5, C.610]. Однако, понятие «влияние» охватывает более широкий круг явлений, нежели понятие «воздействие». На человека влияют погода, внешний вид других людей, различные факторы внешней среды. Понятие «воздействие» охватывает только такие формы влияния, которые предполагают заранее поставленную цель.
В самом общем виде цель любого воздействия – организовать определенным образом деятельность объекта воздействия (адресата, реципиента воздействия), то есть побудить его совершить некое действие. «Воздействуя на реципиента, – пишет А.А. Леонтьев, – мы стремимся «спровоцировать» его поведение в нужном нам направлении, найти в системе его деятельности "слабые точки", выделить управляющие ею факторы и избирательно воздействовать на них» [7, С. 273].
Манипулирование или манипуляция рассматривается как одно из средств, с помощью которых окружающая среда изменяется в соответствии с характеристиками отдельных людей. Существуею тактики манипуляции, которую люди используют для выявления и прекращения действий других. David M. Buss, Dolly S. Higgins, Karen Lauterbach, Mary Gomes в 1987 году выявили шесть типов такой тактики: обаяние, игнорирование, принуждение, обращение к разуму, регрессия и унижение. При этом, авторами выявлено, что тактика обаяния чаще использовалась для организации взаимодействия, в то время как тактика принуждения и игнорирования более использовались для прекращения взаимодействия.
В отечественной теории и практике психологической помощи главенствующее место занимает функционалистский подход в его разнообразных проявлениях. Данный подход направлен на то, чтобы научить противостоять манипуляции, тогда как другие подходы признают, что людьми манипулируют ровно настолько, насколько они сами манипулируют другими.
Е.Л. Доценко, определил манипуляцию как вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями [2].
Н.И. Козлов, выделил подходы к рассмотрению феномена «манипуляции»: психотерапевтический, социальный и морализаторский [4].
Ряд современных ученых сходятся в использовании комплексного подхода, который необходимо применять при рассмотрении манипуляции и который одновременно является и методологической основой современных манипулятивных концепций.
Н.С. Никитинской (2014) были выделены признаки, необходимые и достаточные для того, чтобы определить манипулятивные воздействия: отношение манипулятора к другому как к средству достижения собственных целей; стремление получить односторонний выигрыш; скрытый характер воздействия; использование силы, в том числе и психологической; мастерство в осуществлении манипулятивных действий [8]. Исследователем также предложено определение манипуляции применительно к управленческой деятельности. Манипуляция в управлении это вид психологического воздействия, характеризующийся субъект-объектным, скрытым характером воздействия, отношением к другому как к средству достижения целей организации.
Существуют различные подходы к типологизации психологического влияния. Выделяют следующие основания для классификаций: сфера применения манипуляций, характер, объект, время воздействия, степень осознанности использования приемов манипулирования, предполагаемые цели воздействия. Часто встречаемая классификация базируется на том, какое влияние манипуляция оказывает на адресата воздействия, тогда манипуляции подразделяются на деструктивные и конструктивные.
В современной психологии и психолингвистике выделяют по фактору цели следующие виды речевого воздействия:
• предметно ориентированное «взаимодействие в процессе совместной деятельности» [6, C.256];
• личностно ориентированное общение (с целью изменить психологические отношения между людьми);
• социально ориентированное общение, «которое предполагает изменение в социально-психологической или социальной структуре общества или стимуляцию прямых социальных действий через воздействие на психику членов данной социальной группы или общества в целом» [6, C.256].
В научной литературе обозначены основные характеристики манипуляции: может быть осознанной, так и неосознаваемой; может совершаться как из лучших побуждений, во имя блага, так и ради корысти. Кроме того, цель и правила манипуляции известны только манипулятору и не осознаются его партнером, она всегда направленна на односторонний выигрыш.
К наиболее распространенным приемам и методам манипулирования в управлении можно отнести: организационно-процедурные (дозирование исходной информационной базы, целенаправленный подбор выступающих, подбор порядка обсуждения проблем и др.), социально-психологические (раздражение оппонента, использование незнакомых для оппонента слов, теорий и терминов и т.д.) и логико-психологические («неполное опровержение», «постулирование истины» без доказательств и др.). Широко используется манипулирование в рамках соотношения руководитель – подчиненный.
В рамках написания статьи было проведено эмпирическое исследование сотрудников и руководителей кадровых служб организаций. В качестве испытуемых выступили 50 человек в возрасте от 22 до 45 лет, организаций и предприятий профессия сотрудников которых относится к типу «человек-человек», т.к. тенденция к манипулированию в данном случае особенно сильна.
Для исследования используемых приемов и методов воздействия в профессиональной деятельности респондентами были использованы феноменологический и нарративный подходы, которые позволяют выявить, какой смысл (интерпретацию) получает конкретное событие. Это зависит не только от смыслов, разделяемых большим сообществом, но и от особенностей индивидуальной истории (смыслы, предпочитаемые в семье, организации и референтном окружении), а также от особенностей самой ситуации. В качестве методы исследования использовалось моделирование профессиональной ситуации. Каждому испытуемому предлагалось найти свой выход из конкретной конфликтной профессиональной ситуации, что помогало выявить манипулятивные стратегии, методы и приемы. Для интерпретации данных использовались качественные и количественные методы обработки информации.
На основе анализа проведенного исследования среди всех психологических манипуляций в профессиональной деятельности кадровой службы особо можно выделить психологические манипуляции (конструктивные и деструктивные), создаваемые в ходе профессиональной деятельности:
со стороны руководителя кадровой службы по отношению к своим подчиненным и сотрудникам организации:
1. огромное количество замечаний по ходу беседы;
2. ложные доводы;
3. использование имплицитной информации;
со сторон сотрудников кадровой службы по отношению к сотрудникам организации:
1. работа с информацией (ее искажение или дефицит);
2. специальные приемы влияния на профессионалов, приводящие к нестабильности и неадекватности профессиональной самооценки;
3. приемы, создаваемые в ходе подготовки документации;
со сторон сотрудников кадровой службы по отношению к своему руководителю:
1. создание барьеров в управлении вниманием;
2. включение в совместные физические действия;
3. оказание мелких услуг «не по работе», навязывание заботы.
Выводы. Психологические манипуляции в профессиональной деятельности кадровых служб следует считать такой вид психологического воздействия, которое направлено на сотрудника организации и нацелено на изменение направления его активности, остается им незамеченным и ведет к скрытому возбуждению у него намерений, не совпадающих с его актуально существующими целям и мотивами профессиональной деятельности.
Использование манипулятивных стратегий в управленческой деятельности не всегда наносит психологический ущерб личности подчиненного. Их применение позволяет руководителю обеспечивать стабильность и достижение целей организации. Использование манипулирования в управлении имеет в своей основе стремление контролировать ситуации взаимодействия с подчиненными, при этом приоритет в отношениях отдается целесообразности и полезности.
Во многих научных исследованиях показана целесообразность и оправданность использования манипуляций руководителями. Частым мотивом применения манипулирования у руководителя выступает достижение полезного для организации в целом результата или повышение качества управления.
1. Беляев А.М., Передня Д.Г. Причины негативного образа российских госслужащих и пути его улучшения // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 5. С. 169-175.
2. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.1997.
3. Ерофеева М.А. Формирование культуры межнационального общения молодежи // Академический вестник. Научно-практический журнал. №2(24). 2017.- С 44-49
4. Козлов Н.И. 17 мгновений успеха. Стратегии лидерства. М. 2004.
5. Коэн Д.Л., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория. М. 2003.
6. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М. 1997.
7. Леонтьев А.А. Психология общения. М. 1997.
8. Никитинская Н.С. Манипулятивные стратегии в современной российской бизнес-среде (на примере малого бизнеса: автореф. дисс. … канд. психл. Наук. Ярославль. 2014.
9. Сомов А.В., Мальцева Т.В. Психологo-управленческое воздействие руководителя на подчиненных в правоохранительных органах // Прикладная юридическая психология. 2012. № 1. С. 125-129.
10. Харламова Т.М. Манипуляция в профессиональной деятельности // Успехи современного естествознания. 2008. № 6. С. 71-72.