Новосибирск, Новосибирская область, Россия
В статье рассматриваются актуальные проблемы оценки качества профессиональной подготовки HR-менеджеров с позиций выпускников направления подготовки «Управление персоналом», работающих в данной сфере. Автор статьи в течение десяти лет занималась оцениванием качества подготовки выпускников вуза на должности заместителя проректора по организации практики, трудоустройства и содействия занятости выпускников. Результаты ежегодных исследований удовлетворенности качеством обучения всех участников образовательного процесса: студентов; работодателей и выпускников вуза являлись обязательным показателем при подготовке и проведении аккредитации вуза, не раз докладывались ею на конференциях и публиковались. Накопленный опыт позволил проводить ежегодные мониторинговые исследования по проблеме удовлетворенности качеством профессиональной подготовки выпускников кафедры управления персоналом Сибирского института управления-филиала РАНХиГС. В статье приводятся лишь некоторые обобщенные результаты исследований автора 2017 - 2019 годов по оценке качества профессиональной подготовки и карьеры специалистов с позиций выпускников кафедры. Автор проводит краткий анализ теоретических зарубежных и отечественных источников по изучению проблемы оценивания качества образования и подготовки специалистов; рассматривает актуальные для вузов проблемы разработанности критериев оценки качества обучения, внешнего и внутреннего оценивания, включенности в оценивание определенных субъектов и объектов оценки. Практическая направленность статьи позволяет увидеть, как положительные стороны в профессиональной подготовке будущих специалистов в сфере управления персоналом, так и некоторые упущения, что позволит повысить качество и прикладной характер обучения с учетом выявленных потребностей выпускников, ориентированных на запросы рынка труда.
оценка, качество, профессиональная подготовка, удовлетворенность качеством обучения
1. Воробьева Н.В., Минеева Н.Н., Чащин В.В. Качество профессиональной подготовки выпускников (в оценке работодателей) // Экономика региона. - 2008. - № 2. - С. 74-90. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kachestvo-professionalnoy-podgotovki-vypusknikov-v-otsenke-rabotodateley (дата обращения 10.04.2020).
2. Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психологические проблемы диагностики и оценки качества подготовки выпускников вузов к профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Научно-методический журнал «Новые исследования». - 2011. - С. 54-57. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-problemy-diagnostiki-i-otsenki-kachestva-podgotovki-vypusknikov-vuzov-k-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 10.04.2020).
3. Ендовицкий Д.А., Титов В.Т. Компетенции и востребованность выпускника: кто нужен работодателю? // Высшее образование в России. - 2011. - № 6. - С. 3-9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentsii-i-vostrebovannost-vypusknika-kto-nuzhen-rabotodatelyu (дата обращения: 10.04.2020).
4. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Востребованность и конкурентоспособность менеджеров на рынке труда [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-rabotodateley-i-vuzov-vchera-segodnya-zavtra (дата обращения: 10.04.2020).
5. Кутышкин А.В., Тякунов А.С. Оценка качества подготовки выпускников учреждений высшего профессионального образования // Вестник Югорского государственного университета. - 2011. - Выпуск 3 (22). - С. 22-26. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-kachestva-podgotovki-vypusknikov-uchrezhdeniy-vysshego-professionalnogo-obrazovaniya/viewer/ (дата обращения: 10.04.2020).
6. Никулина Ю.Н. Требования работодателей Оренбургской области к молодым специалистам // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - № 14 (175). - С. 121-125.
7. Новиков А.М., Новиков Д.А. Как оценивать качество образования? [Электронный ресурс]. URL: http://www.anovikov.ru/artikle/kacth_obr.htm (дата обращения 10.04.2020).
8. Улендеева Н.И. Проблема оценки качества подготовки выпускников специализированных вузов // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - С. 1-10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-otsenki-kachestva-podgotovki-vypusknikov-spetsializirovannyh-vuzov (дата обращения 10.04.2020).
9. Федотова Е.Л. Оценка качества подготовки выпускников вуза на основе метода Дельфы [Электронный ресурс] // Научно-методический журнал «Новые исследования». - 2011. - С. 34-41. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-kachestva-podgotovki-vypusknikov-vuza-na-osnove-metoda-delfy (дата обращения: 10.04.2020).
10. Черняк Т.В., Русакова Н., Сухорукова Е. Современный HR-менеджер в оценке работодателей // Кадровик. - 2015. - № 9. - С. 142-149.
11. Шмонин Л.Ф., Шкребко А.Н., Иванова И.В., Углов Е.С. Рейтинговая оценка качества подготовки выпускников вуза // Высшее образование в России. - 2012. - № 1. - С. 25-30. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reytingovaya-otsenka-kachestva-podgotovki-vypusknikov-vuza (дата обращения 10.04.2020г.).
12. Asif M., Awan M. U., Khan M. K. & Ahmad N. (2013). A model for total quality management in higher education. Quality & Quantity, 47, 1883-1904. Available at: https://doi.org/10.1007/s11135-011-9632-9
13. Elken M. & Stensaker B. (2011). Policies for quality in higher education-coordination and consistency in EU-policymaking 2000-2010. European Journal of Higher Education, 1(4), 297-314. Available at: https://doi.org/10.1080/21568235.2012.663240
14. Kanwal Nasim, Arif Sikander, Xiaowen Tian. Twenty years of research on total quality management in Higher Education: A systematic literature review. (2019). Available at: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1111/hequ.12227
15. Militaru M., Ungureanu G. & Chenic A. Ş. (2013). The prospects of implementing the principles of Total Quality Management (TQM) in education. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 93, 1138-1141. Available at: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.10.003
16. Nygaard C. & Belluigi D. Z. (2011). A proposed methodology for contextualised evaluation in higher education. Assessment & Evaluation in Higher Education, 36(6), 657-671. Available at: https://doi.org/10.1080/02602931003650037
17. Tavares O., Sin C., Videir P., & Amaral A. (2017). Academics' perceptions of the impact of internal quality assurance on teaching and learning. Assessment & Evaluation in Higher Education, 42(8), 1293-1305. Available at: https://doi.org/10.1080/02602938.2016.1262326
18. Tremblay Karine, Lalancette Diane, Roseveare Deborah. Assessment of Higher Education Learning Outcomes.Feasibility Study Report . Volume 1 - Design and Implementation. (2012) Available at:http://www.oecd.org/education/skills-beyond-school/AHELOFSReportVolume1.pdf
19. University quality indicators: a critical assessment, (2015). Available at: https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2015/563377/IPOL_STU%282015%29563377_EN.pdf (Ассеssed 10 April 2020)