Россия
В статье раскрывается сущность понятий «субъектность», «субъект». Младший школьный возраст является сензитивным для формирования субъектной позиции учащегося, поэтому, основная задача начальной школы – сформировать коллективного субъекта учебной деятельности. Проектная задача – одно из эффективных средств становления субъектной позиции младших школьников. Взаимодействуя в группе, учащиеся решают квазиреальные жизненные проблемные ситуации по форме и содержанию максимально приближенные к решению реальных жизненных проблем. Сотрудничество субъектов в процессе решения проектных задач позволяет отрефлексировать учебную деятельность и уместно применить известные способы действия в нестандартной ситуации. Использование проектных задач в образовательном процессе начальной школы играет большую роль в формировании творческого мышления учащихся и их способности к самообучению, самообразованию и саморазвитию, что, в свою очередь, влияет на становление их субъектной позиции.
субъектность, субъект, младший школьник, учебная деятельность, учебное сотрудничество, проектная задача
ФИЛОСОФСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ШКОЛЬНИКА
На современном этапе интенсивной перестройки системы образования усиливается тенденция к обучению учащихся активно мыслить, творить, самостоятельно пополнять знания, ориентироваться во все более возрастающем потоке научной информации. Особую значимость приобретает формирование у школьников мышления нового типа, свободного от консерватизма, предполагающего смелый творческий поиск при решении нестандартных задач, способности к самообразованию и саморазвитию, грамотному взаимодействию с окружающим миром. В связи с этим меняются смыслы и целевые ориентиры образования, приоритетными ценностями становятся умение принимать решения и находить выходы в ситуациях социальной неопределенности, осознание собственной индивидуальности и субъектности.
Понятие «субъектность» базируется на теории развития личности С.Л. Рубинштейна, который считал, что «…в деятельности и через деятельность индивид реализует и утверждает себя как личность: как субъект — в своем отношении к объектам им порожденным, как личность в своем отношении к другим людям, на которых он в своей деятельности воздействует и с которыми он через нее вступает в контакт» [14, с. 436].
Отношение к другому как к субъекту — это признание за человеком-собеседником права на самоопределение и свободу, соответствующее этому поведению, это опора на то положительное, что потенциально есть в каждом человеке. Таким образом, свою субъектность, самостоятельную духовно-нравственную позицию человек обретает только в процессе деятельности, общения, приобщения к общественным ценностям, нормам и идеалам.
1. Адамский А.И. Детская экспертиза образовательной деятельности - как образовательная программа. Ученик - субъект образовательного процесса. - М.: Эврика, 2005.
2. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности: система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. - М.: Издатель Рассказов А.И., 2002.
3. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 3-4.
4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996.
5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]. - М.: Просвещение, 2010.
6. Леонтьев А.Н. Философия психологии: из научного наследия. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1994.
7. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2002.
8. Митина Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. - М.: Сентябрь, 1999.
9. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. - М.: Эгвес, 2011.
10. Позиция субъекта учения: внешние и внутренние связи / под ред. Е.Д. Божович. - М.: Памятники исторической мысли, 2013.
11. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
12. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина [и др.]. - М.: Просвещение, 2009.
13. Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения / под ред. Е.Д. Божович. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000.
14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1989.
15. Слободчиков В.И. Антропологический смысл исследовательской работы школьников // Школьные технологии. 2006. № 3.
16. Сманцер А.П., Рангелова Е.М. Основы превентивной педагогики: учеб. пособие. - Минск: БГУ, 2014.
17. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М.: Интерпракс, 1995.