ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается человеческий капитал как фактор развития экономики. Определение категории «качество высшего профессионального образования» позволяет рассмотреть проблему направления мер экономической политики повышения качества высшего профессионального образования с новых позиций. Экономический подход к оценке качества образования позволяет выявить экономические факторы повышения качества, т.е. ценности высшего профессионального образования.

Ключевые слова:
человеческий капитал, категория «качество высшего профессионального образования», ценность высшего профессиональногообразования
Текст

Экономическая оценка качества высшего профессионального образования

Economic assessment of quality of higher education

Образование является средством накопления человеческого капитала и средством решения проблем не только общества, но и отдельных индивидов. Целью государственной образовательной политики является создание для граждан благоприятных условий по совершенствованию образования, соответствующего потребностям экономики и общества [1]. Высшее образование является ведущим механизмом воспроизводства образования в целом. Проблема качества высшего образования становится основной в государственной политике качества образования [1].

Человеческий капитал, являющийся результатом подготовки руководителей и специалистов в системе высшего образования, наряду с новыми технологиями является важнейшим ресурсом, обеспечивающим развитие постиндустриальных экономических систем, их конкурентоспособность на мировых рынках [2, 5, 7]. Для профессиональной оценки новых технологий, которые представляют собой объекты интеллектуальной собственности, существует развитая нормативная база, система организаций, осуществляющих оценку, система надзора за их деятельностью, система подготовки кадров, результаты оценки оспариваются в судах [6].

Человеческий капитал как фактор развития экономики и обеспечения ее конкурентоспособности имеет приоритетное значение по отношению к новым технологиям [2, 3]. Однако систем профессиональной оценки качества высшего образования, которое обеспечивает формирование человеческого капитала, в настоящее время не существует.

Экономическая категория «качество» может быть определена как способность блага удовлетворять потребности потребителя — как ценность блага для конкретного потребителя, общественная оценка качества блага дается его ценой на конкурентном рынке, уравновешивающей выгоды потребителя, и издержками производителя блага [7, 8]. Получение высшего профессионального образования представляет собой наделение индивидуума человеческим капиталом. Потребитель услуг высшего образования — студент получает в результате инвестирования в образование, востребованное в постиндустриальной экономике, то, что обеспечивает повышение его доходов в будущем. Доход, который дополнительно получает индивид, наделенный человеческим капиталом в результате получения высшего образования, позволяет измерить ценность этого блага.

Концепция качества высшего профессионального образования может заключаться в том, что качество трактуется как ценность, измеряемая чистой доходностью человеческого капитала, которым наделяется потребитель услуг высшего образования. Общественная оценка качества образования дается ценой, которая может установиться на конкурентном рынке.

Предлагается подход к оценке качества высшего образования. Он основывается на использовании доходного и затратного подходов профессиональной

Список литературы

1. Бадаян И.М. Стратегическое управление качеством профессиональной подготовки специалистов в вузе: Монография. Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 2009.

2. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М.: ИНФРА-М, 2007.

3. Басовский Л.Е. Теория экономического развития: факторы, закономерности, прогнозирование и стратегическое управление: Монография. Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 1998.

4. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. С. 330-342.

5. Иноземцев В.Л. Перспективы постиндустриальной теории в меняющемся мире. М.: Academia, 1999.

6. Образование и развитие человеческого капитала. Препринт WP5/2003/03. М.: ГУ ВШЭ, 2003

7. Савина И.В., Басовский Л.Е. Качество высшего образования как экономическая категория: Монография. Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2011. 138 c. [Электронный ресурс]. URL: http://rucont.ru/file.ashx?oid=126592.

8. Савина И.В., Басовский Л.Е. Экономическая оценка качества высшего профессионального образования: Монография. Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2012. 144 c. Государственная регистрация ФГУП НТЦ «ИНФОРМРЕГИСТР » 17.09.2012 г. № 0321203134. [CD-R].

9. Есипов В.Е., Маховникова Г.А., Терехова В.В. Оценка бизнеса. СПб.: Питер, 2006.

10. Степанова Т.Е. Опираясь на разум. Экономика XXI века - экономика, основанная на знаниях // Креативная экономика. 2008. № 4. С. 43-47.

Войти или Создать
* Забыли пароль?