Россия
В статье рассматривается человеческий капитал как фактор развития экономики. Определение категории «качество высшего профессионального образования» позволяет рассмотреть проблему направления мер экономической политики повышения качества высшего профессионального образования с новых позиций. Экономический подход к оценке качества образования позволяет выявить экономические факторы повышения качества, т.е. ценности высшего профессионального образования.
человеческий капитал, категория «качество высшего профессионального образования», ценность высшего профессиональногообразования
Экономическая оценка качества высшего профессионального образования
Economic assessment of quality of higher education
Образование является средством накопления человеческого капитала и средством решения проблем не только общества, но и отдельных индивидов. Целью государственной образовательной политики является создание для граждан благоприятных условий по совершенствованию образования, соответствующего потребностям экономики и общества [1]. Высшее образование является ведущим механизмом воспроизводства образования в целом. Проблема качества высшего образования становится основной в государственной политике качества образования [1].
Человеческий капитал, являющийся результатом подготовки руководителей и специалистов в системе высшего образования, наряду с новыми технологиями является важнейшим ресурсом, обеспечивающим развитие постиндустриальных экономических систем, их конкурентоспособность на мировых рынках [2, 5, 7]. Для профессиональной оценки новых технологий, которые представляют собой объекты интеллектуальной собственности, существует развитая нормативная база, система организаций, осуществляющих оценку, система надзора за их деятельностью, система подготовки кадров, результаты оценки оспариваются в судах [6].
Человеческий капитал как фактор развития экономики и обеспечения ее конкурентоспособности имеет приоритетное значение по отношению к новым технологиям [2, 3]. Однако систем профессиональной оценки качества высшего образования, которое обеспечивает формирование человеческого капитала, в настоящее время не существует.
Экономическая категория «качество» может быть определена как способность блага удовлетворять потребности потребителя — как ценность блага для конкретного потребителя, общественная оценка качества блага дается его ценой на конкурентном рынке, уравновешивающей выгоды потребителя, и издержками производителя блага [7, 8]. Получение высшего профессионального образования представляет собой наделение индивидуума человеческим капиталом. Потребитель услуг высшего образования — студент получает в результате инвестирования в образование, востребованное в постиндустриальной экономике, то, что обеспечивает повышение его доходов в будущем. Доход, который дополнительно получает индивид, наделенный человеческим капиталом в результате получения высшего образования, позволяет измерить ценность этого блага.
Концепция качества высшего профессионального образования может заключаться в том, что качество трактуется как ценность, измеряемая чистой доходностью человеческого капитала, которым наделяется потребитель услуг высшего образования. Общественная оценка качества образования дается ценой, которая может установиться на конкурентном рынке.
Предлагается подход к оценке качества высшего образования. Он основывается на использовании доходного и затратного подходов профессиональной
1. Бадаян И.М. Стратегическое управление качеством профессиональной подготовки специалистов в вузе: Монография. Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 2009.
2. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М.: ИНФРА-М, 2007.
3. Басовский Л.Е. Теория экономического развития: факторы, закономерности, прогнозирование и стратегическое управление: Монография. Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 1998.
4. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. С. 330-342.
5. Иноземцев В.Л. Перспективы постиндустриальной теории в меняющемся мире. М.: Academia, 1999.
6. Образование и развитие человеческого капитала. Препринт WP5/2003/03. М.: ГУ ВШЭ, 2003
7. Савина И.В., Басовский Л.Е. Качество высшего образования как экономическая категория: Монография. Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2011. 138 c. [Электронный ресурс]. URL: http://rucont.ru/file.ashx?oid=126592.
8. Савина И.В., Басовский Л.Е. Экономическая оценка качества высшего профессионального образования: Монография. Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2012. 144 c. Государственная регистрация ФГУП НТЦ «ИНФОРМРЕГИСТР » 17.09.2012 г. № 0321203134. [CD-R].
9. Есипов В.Е., Маховникова Г.А., Терехова В.В. Оценка бизнеса. СПб.: Питер, 2006.
10. Степанова Т.Е. Опираясь на разум. Экономика XXI века - экономика, основанная на знаниях // Креативная экономика. 2008. № 4. С. 43-47.