ECONOMIC ASSESSMENT OF QUALITY OF HIGHER EDUCATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article considers the human capital as a factor of economic development. Definition of the category of «quality of higher education,» allows us to consider the problem of the direction of economic policy measures to improve the quality of higher education with the new positions. The economic approach to assessing the quality of education reveals the economic factors improve, the value of higher professional education.

Keywords:
human capital, the categories of «quality of higher education», the value of higher education
Text

Экономическая оценка качества высшего профессионального образования

Economic assessment of quality of higher education

Образование является средством накопления человеческого капитала и средством решения проблем не только общества, но и отдельных индивидов. Целью государственной образовательной политики является создание для граждан благоприятных условий по совершенствованию образования, соответствующего потребностям экономики и общества [1]. Высшее образование является ведущим механизмом воспроизводства образования в целом. Проблема качества высшего образования становится основной в государственной политике качества образования [1].

Человеческий капитал, являющийся результатом подготовки руководителей и специалистов в системе высшего образования, наряду с новыми технологиями является важнейшим ресурсом, обеспечивающим развитие постиндустриальных экономических систем, их конкурентоспособность на мировых рынках [2, 5, 7]. Для профессиональной оценки новых технологий, которые представляют собой объекты интеллектуальной собственности, существует развитая нормативная база, система организаций, осуществляющих оценку, система надзора за их деятельностью, система подготовки кадров, результаты оценки оспариваются в судах [6].

Человеческий капитал как фактор развития экономики и обеспечения ее конкурентоспособности имеет приоритетное значение по отношению к новым технологиям [2, 3]. Однако систем профессиональной оценки качества высшего образования, которое обеспечивает формирование человеческого капитала, в настоящее время не существует.

Экономическая категория «качество» может быть определена как способность блага удовлетворять потребности потребителя — как ценность блага для конкретного потребителя, общественная оценка качества блага дается его ценой на конкурентном рынке, уравновешивающей выгоды потребителя, и издержками производителя блага [7, 8]. Получение высшего профессионального образования представляет собой наделение индивидуума человеческим капиталом. Потребитель услуг высшего образования — студент получает в результате инвестирования в образование, востребованное в постиндустриальной экономике, то, что обеспечивает повышение его доходов в будущем. Доход, который дополнительно получает индивид, наделенный человеческим капиталом в результате получения высшего образования, позволяет измерить ценность этого блага.

Концепция качества высшего профессионального образования может заключаться в том, что качество трактуется как ценность, измеряемая чистой доходностью человеческого капитала, которым наделяется потребитель услуг высшего образования. Общественная оценка качества образования дается ценой, которая может установиться на конкурентном рынке.

Предлагается подход к оценке качества высшего образования. Он основывается на использовании доходного и затратного подходов профессиональной

References

1. Badayan I.M. Strategicheskoe upravlenie kachestvom professional'noy podgotovki spetsialistov v vuze: Monografiya. Stavropol': Stavropol'skoe knizhnoe izdatel'stvo, 2009.

2. Basovskiy L.E. Prognozirovanie i planirovanie v usloviyakh rynka. M.: INFRA-M, 2007.

3. Basovskiy L.E. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya: faktory, zakonomernosti, prognozirovanie i strategicheskoe upravlenie: Monografiya. Tula: TGPU im. L.N. Tolstogo, 1998.

4. Bell D. Sotsial'nye ramki informatsionnogo obshchestva. Novaya tekhnokraticheskaya volna na Zapade. M.: Progress, 1986. S. 330-342.

5. Inozemtsev V.L. Perspektivy postindustrial'noy teorii v menyayushchemsya mire. M.: Academia, 1999.

6. Obrazovanie i razvitie chelovecheskogo kapitala. Preprint WP5/2003/03. M.: GU VShE, 2003

7. Savina I.V., Basovskiy L.E. Kachestvo vysshego obrazovaniya kak ekonomicheskaya kategoriya: Monografiya. Tula: TGPU im. L.N. Tolstogo, 2011. 138 c. [Elektronnyy resurs]. URL: http://rucont.ru/file.ashx?oid=126592.

8. Savina I.V., Basovskiy L.E. Ekonomicheskaya otsenka kachestva vysshego professional'nogo obrazovaniya: Monografiya. Tula: TGPU im. L.N. Tolstogo, 2012. 144 c. Gosudarstvennaya registratsiya FGUP NTTs «INFORMREGISTR » 17.09.2012 g. № 0321203134. [CD-R].

9. Esipov V.E., Makhovnikova G.A., Terekhova V.V. Otsenka biznesa. SPb.: Piter, 2006.

10. Stepanova T.E. Opirayas' na razum. Ekonomika XXI veka - ekonomika, osnovannaya na znaniyakh. Kreativnaya ekonomika. 2008. № 4. S. 43-47.

Login or Create
* Forgot password?