СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Проблема совершенствования государственной поддержки предприятий молочно-продуктового подкомплекса, в частности молочного скотоводства, остается актуальной. Ее решение будет способствовать сохранению поголовья скота и увеличению объемов производства молока. Действующая система государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в Ульяновской области в виде субсидирования реализуемого молока неэффективна, при этом получить ее могут только организации, обеспечивающие рост удоев, а также сохранение объемов производства молока и выхода телят в расчете на 100 коров. К тому же размер субсидии на 1 л реализованного молока составляет только 0,54 руб. Это не стимулирует развитие молочного скотоводства в регионе, о чем свидетельствуют низкие темпы роста валового надоя молока за 2014–2018 гг. Эффективность отрасли в сельскохозяйственных предприятиях – основных производителях товарного молока – уменьшилась на 6,0 п.п., составив в 2018 г. 21,9 %. Цель исследования – разработка предложений по совершенствованию государственной поддержки молочного скотоводства в Ульяновской области. В целом она должна быть направлена на сохранение (увеличение) поголовья молочного стада и поддержание продуктивности коров не ниже среднеобластного значения. Размер предлагаемых субсидий по программе государственной поддержки молочного скотоводства в регионе может составить 12,0 тыс. руб. на 1 корову, в том числе 2,0 тыс. руб. за сохранность поголовья, 10,0 тыс. руб. – за продуктивность коров. При таком подходе для государственной поддержки развития отрасли молочного скотоводства в сельскохозяйственных предприятиях региона в 2018 г. потребовалось бы 52,5 млн руб., размер субсидии на 1 л реализованного молока составил бы 1,66 руб

Ключевые слова:
молочное скотоводство, государственная поддержка, субсидии, методический подход
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение. В современных условиях хозяйствования основные цели государственной поддержки молочно-продуктового подкомплекса – удовлетворение потребности населения в молоке и молочных продуктах, устойчивое развитие элементов подкомплекса, обеспечение продовольственной безопасности независимо от экспансии лидеров в сфере производства и переработки молока [1, 2].

Региональная государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области» на 2014–2020 гг. (утвержденная Постановлением Правительства Ульяновской области №37/420-П от 11.09.2013) предусматривает следующие виды субсидии для поддержки молочного скотоводства:

на 1 л (кг) реализованного товарного молока;

на поддержку племенного скотоводства;

на возмещение части затрат на уплату страховой премии, начисленной по договору страхования;

на возмещение процентной ставки по краткосрочным кредитам и займам [3].

Основная мера государственной поддержки молочного скотоводства – субсидия на реализуемое молоко. По мнению А. А. Петрова, «… с точки зрения государственного регулирования основной задачей субсидирования молочного скотоводства является повышение рентабельности производства молока, а соответственно и рентабельности сельскохозяйственных товаропроизводителей» [4]. Предполагается, что эта мера должна привести к росту инвестиционного потенциала и последующему развитию отрасли.

Субсидирование реализуемого молока осуществляется при выполнении следующих требований: объем производства в текущем периоде не ниже, чем в прошлом году; рост среднегодового удоя молока в текущем году по отношению к предыдущему; выход телят в расчете на 100 коров не ниже аналогичного в прошлом году [5].

Исходя из этого, получить государственную поддержку в виде субсидии на реализуемое молоко могут только сельскохозяйственные товаропроизводители, характеризующиеся устойчивым производством молока, что не стимулирует наращивания поголовья молочного скота в регионе. За 2014–2018 гг. динамика валового надоя молока в сельскохозяйственных организациях характеризовалась низкими темпами роста [6]. При этом эффективность отрасли в сельскохозяйственных предприятиях – основные производители товарного молока – уменьшилась на 6,0 п.п., составив в 2018 г. 21,9 % [7, 8]. Поэтому возникает необходимость совершенствования механизма государственной поддержки отрасли.

В связи с изложенным цель исследования – разработка предложений по совершенствованию государственной поддержки молочного скотоводства в Ульяновской области.

Условия, материалы и методы исследований. В годы реализации областной программы (2014-2018 гг.) размер субсидии на 1 л молока не менялся и составлял 0,54 руб. на 1 л молока, в том числе только 0,03 руб. приходилось на субсидию из областного бюджета. Учитывая, что для развития отрасли требуется субсидия на 1 л реализованного молока не менее 1 руб., объем средств, заложенный в региональной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области» на 2014–2020 гг., явно недостаточен [9]. В целом субсидирование молочного скотоводства из областного бюджета в 2014 г. составило 5060 тыс. руб., в 2015 г. – 5176 тыс. руб., в 2016 г. – 5285 тыс. руб., в 2017 г. – 5406 тыс. руб., в 2018 г. – 5535 тыс. руб., в 2019 г. – 5691 тыс. руб., в 2020 г. – 5827 тыс. руб.

Существенный недостаток действующей системы субсидирования молока для эффективных сельскохозяйственных товаропроизводителей с высоким уровнем технологии производства молока, обеспечивающим продуктивность коров более 6000 кг, – невозможность наращивания среднегодового удоя, так как для этого требуются дополнительные инвестиционные затраты [10]. Вследствие этого ее необходимо усовершенствовать. На наш взгляд, меры государственной поддержки молочного скотоводства должны быть направлены на сохранение (увеличение) поголовья молочного стада и поддержание продуктивности коров не ниже среднеобластного значения.

Для обоснования минимальной величины субсидирования сельскохозяйственных организаций молочного скотоводства использовали метод математического анализа, реализованный на аналитической платформе Deductor. Исходными данными для построения дерева решений послужили показатели рентабельности производства молока по 37 предприятиям региона и возможная величина субсидирования молочного скотоводства.

Анализ и обсуждение результатов исследований. Эффективный механизм государственной поддержки – выделение субсидий на каждую голову сохраненного или увеличенного молочного поголовья в хозяйствах, в которых уровень достигнутой продуктивности коров не ниже среднеобластного.

Согласно дереву решений, построенному в аналитической программе, для достижения уровня рентабельности производства молока выше среднеобластного значения, размеры выплат за сохранность поголовья и дополнительная субсидия за продуктивность должны составлять не менее 2,0 и 10,0 тыс. руб./гол. соответственно (рисунок 1).

Оба фактора оказывают существенное влияние на формирование высокого уровня рентабельности молока (рисунок 2).

При таком подходе в 2018 г. на получение субсидии за сохранность поголовья коров могли претендовать только 26 сельскохозяйственных предприятий региона. В этом случае общая величина этих выплат составит 16,1 млн руб. (табл. 1).

Дополнительную субсидию за продуктивность могли получить только 9 из 26 сельскохозяйственных предприятий – ООО «Агро-Нептун» Новоспасского района, ООО «Хмелевское» Мелекесского района, ООО «КФХ Возрождение» Чердаклинского района, ООО «Шиловское» Сенгилеевского района, ООО «Лава-1» Майнского района, СПК «Свияга» Кузоватовского района, ООО «Чеботаевка» Сурского района, ООО «Калатея» и СПК «Искра» Барышского района. Общая сумма выплат за продуктивность
коров составит 36,3 млн руб. (табл. 2).

В итоге в целом для государственной поддержки развития отрасли молочного скотоводства в сельскохозяйственных предприятиях региона потребуется 52,5 млн руб. (табл. 3). В среднем на 1 л реализованного молока размер субсидии составит 1,66 руб., что значительно выше уровня 2018 г.

Выводы. Реализация представленной методики субсидирования молочного скотоводства в сельскохозяйственных организациях позволит стимулировать увеличение поголовья молочного скота и продуктивности коров, а также устойчивое развитие молочно-продуктового подкомплекса региона. Размер субсидий по программе государственной поддержки молочного скотоводства в регионе в этом случае должен составить 12,0 тыс. руб. на 1 корову, в том числе 2,0 тыс. руб. за сохранность поголовья и 10,0 тыс. руб. – за продуктивность коров. При таком подходе для государственной поддержки развития отрасли молочного скотоводства в сельскохозяйственных предприятиях региона в 2018 г. потребовалось бы 52,5 млн руб., а размер субсидии на 1 л реализованного молока составил бы 1,66 руб.

 

Список литературы

1. Methodological foundations of cattle breeding development in the context of food security of the Russian Federation / A. A. Zamaidinov, A. K. Subaeva, M. L. Yashina et al. // Dilemascontemporáneos: Educación, Política y Valores. 2019. Vol. 7. № S10. P. 103.

2. Prospects for implementing innovative technology in enterprises within the agro-industrial complex / S. V. Dokholyan, R. A. Yalmaev, M. V. Postnova et al. // Scientific Papers. Series: Management, Economic Engineering and Rural Development. 2019. Vol. 19. № 3. P. 189-195.

3. Государственная программа Ульяновской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области» на 2014-2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Ульяновской области №37/420-П от 11.09.2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/463704418 (дата обращения 04.03.2020).

4. Петров А. А. Совершенствование организационно-экономических отношений в молочном подкомплексе АПК: на материалах Ульяновской области: диссертация ... кандидата экономических наук. М., 2018. 207 с.

5. Долбилова Е. А. Государственное регулирование сбалансированного развития молочнопродуктового подкомплекса : на примере Саратовской области: автореферат дис. ... кандидата экономических наук. Саратов, 2015. 24 с.

6. Нургатина Л. Ф., Сушкова Т. Ю. Тенденции развития регионального производства молока // Сборник материалов Международной научно-практической конференции молодых ученых «Инновационные идеи молодых исследователей для агропромышленного комплекса России». Пенза: Пензенский ГАУ, 2019. С. 326-329.

7. Нургатина Л. Ф., Сушкова Т. Ю. Экономическая эффективность производства молока в сельскохозяйственных предприятиях региона // Сборник материалов Международной научно-практической конференции молодых ученых «Инновационные идеи молодых исследователей для агропромышленного комплекса России». Пенза: Пензенский ГАУ, 2019. С. 288-291.

8. Статистический ежегодник. Ульяновская область, 2019: Стат.сб. / Ульяновскстат-Ул., 2019. 164 с.

9. Yashina M., Solntseva O. Macromodelling of food and raw material links between large-scale specialized zones for the development of animal husbandry // International scientific and practical conference on agrarian economy in the era of globalization and integration « Iop conference series: earth and environmental science». 2019. P. 012047.

10. Яшина М. Л., Трескова Т. В., Нейф Н. М. Развитие регионального молочного скотоводства: монография. Ульяновск: Ульяновский ГАУ, 2018. 163 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?