ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И РИСКОВ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА «360 ГРАДУСОВ» В ДЕЛОВОЙ ОЦЕНКЕ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИЙ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В настоящее время активно исследуется проблема деловой оценки персонала организаций. В статье представлены результаты авторского исследования по выявлению особенностей проведения оценки персонала с использованием метода «360 градусов».

Ключевые слова:
деловая оценка персонала, метод «360 градусов», риски метода «360 градусов», возможности метода «360 градусов», исследование деловой оценки персонала
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Деловая оценка персонала остается важнейшей опцией специалистов по управлению персоналом, руководителей, исследователей. Одной из методик комбинированной оценки персонала является метод «360 градусов», в котором сотрудник является одновременно и объектом, и субъектом оценки. Ее название отражает, что оценка работника происходит по кругу, на разных уровнях управления организацией.

Оценка «360 градусов» – это методика оценки персонала, которая заключается в определении того, насколько тот или иной сотрудник соответствует занимаемой должности при помощи опроса его рабочего окружения (руководителя, коллег, подчиненных) и его самооценки [1].

Неверов А.В. в своей монографии высказал мысль: «В российской практике зачастую работников оценивают с помощью метода 360-градусной оценки. Внедрение данного метода в организацию позволяет получить структурированную обратную связь от руководства. В результате сотрудники понимают, чего от них хочет руководитель и каким способом можно этого достичь» [2].

 Исследователи отмечают важность и сложность оценки персонала по компетенциям [3-6].

В рамках выявления особенностей проведения оценки персонала с использованием метода «360 градусов» проводился опрос. В опросе участвовали работники хозяйствующих субъектов г. Сургут и г. Новосибирск. Период проведения с 20 марта 2020 г. по 15 апреля 2020 г. Всего в опросе приняло участие 124 чел. Результаты опроса представлены ниже.

Из диаграммы можем увидеть, что большинство опрошенных людей работают в средней организации. В крупных организациях работают 40,3% всех опрошенных. Так же видно, что в опросе не принимали участия владельцы собственного бизнеса.

Оценка персонала проводится в организациях у 61,3% опрошенных. Это положительная тенденция, ведь систематическое проведение оценки персонала благоприятно сказывается на других областях кадровой работы. У 28,2% опрошенных в организациях не проводят оценку персонала, 10,5% опрошенных затруднялись ответить на данный вопрос. Возможно, в этих организациях не осведомляют об оценке и оценивают работников тайно.

Что касается мотивации, то 39,5% опрошенных ответили, что оценка персонала их сильно мотивирует, и они стараются прилагать максимум усилий на работе. 38,7% опрошенных ответили, что оценка персонала их мотивирует, но они не работают на грани своих сил, а стараются работать в рамках своих возможностей. 21,8% опрошенных оценка персонала никак не мотивирует. Возможно, они считают, что их несправедливо оценивают или что руководство «продвигает своих». Либо данный вариант ответов выбирали люди, в организациях которых не проводят оценку персонала.

Большинство опрошенных, 40,3%, оценивают с помощью метода «360 градусов». Слышали о данном методе 35,5% опрошенных. Значит 75,8% из 124 чел. знакомы с исследуемым методом оценки персонала. 24,2% опрошенных не слышали о таком методе оценки.

Об эффективности метода «360 градусов» в сравнении с традиционными методами говорят 60,5% опрошенных. Обратное мнение высказали 19,3% опрошенных, 20,2% затруднялись ответить. Такие результаты неудивительны, ведь люди со школы сталкиваются с тестами, кейсами, и они воспринимаются уже как привычные методы для оценки.

Объективную и полную оценку о своей работе хотят получать 51,6% опрошенных людей. 34,7% нейтрально относятся к выбранному методу оценки, это не повлияет на качество их работы. За то, чтобы работников оценивал только руководитель, выступили 13,7% опрошенных. Возможно, такие работники считают, что оценивающие их коллеги или клиенты будут преследовать свои личные цели.

Самые распространенные риски при оценке методом «360 градусов», по мнению опрошенных, являются:

  •  оценщик обращает внимание на последний период работы, а остальное время не рассматривается при оценке (64, 51,6%);
  •  ошибка усреднения, когда оценивающий избегает ставить крайние оценки (62, 50%);
  •  предвзятое отношение оценщика, в результате которого личные или иные особенности работника (пол, возраст и т.д.) оцениваются выше, чем результаты работы (49, 39,5%);
  •  тенденция, при которой оценщик относится снисходительно к работнику и склонен давать положительные оценки (48, 38,7%).

Также стоит отметить, что опрошенные предложили свои варианты рисков при оценке данным методом. Это риск занижения оценки (21, 16,9%) и риск выживания сотрудника из коллектива (14, 11,3%).

Главными условиями успешной оценки опрошенные назвали следующие условия:

  •  обеспечение анонимности (78, 62,9%);
  •  наличие обратной связи по итогам оценки (54, 43,5%);
  •  предварительная разъяснительная работа с работниками о целях оценки (53, 42,7%).

Получается, самое главное при оценке персонала методом «360 градусов», по мнению опрошенных, чтобы оценивающие точно знали, для чего проводится данная оценка, чтобы имена оценивающих не раскрывались в целях предотвращения конфликтов, а также, чтобы работника осведомили о результатах его оценки.

Как уже известно, из рис. 5, у 50 опрошенных в организациях используют метод «360 градусов» для оценки персонала. Наиболее распространенными изменениями в оценке персонала после внедрения исследуемого метода являются:

  •  появление возможности получения разносторонней оценки работника (48, 38,7%);
  •  снижение субъективизма при оценке персонала (45, 36,3%);
  •  определение особенностей поведения руководителя «глазами» его подчиненных (43, 34,7%).

Так же опрошенные отметили, что после внедрения данного метода может повыситься субъективизм (18, 14,5%). Ведь, зная имя оцениваемого, трудно оставаться объективным и не принимать во внимание личные вопросы.

Так же было отмечено отрицательное отношение к еще одной оценке (13, 10,5%). Здесь, скорее всего, под еще одной оценкой имелась в виду оценка коллегами или клиентами.

По итогу проведенного опроса можно сделать следующие выводы:

  1. В большинстве организаций проводят оценку персонала, и больше половины этих организаций используют метод «360 градусов». Это говорит о популярности и востребованности данного метода оценки.
  2. Почти 80% опрошенных отметили, что проводимая оценка мотивирует их на лучшую работу. Это благоприятная тенденция, говорящая о том, что оценка персонала в этих организациях служит мотивационным инструментом, а не воспринимается как негативное воздействие со стороны руководства.
  3. Также можно предположить, что внедрение метода «360 градусов» в других организациях не встретит сопротивления, так как почти 52% опрошенных высказались, что хотят получать объективную и полную оценку своей работы, и 60,5% опрошенных считают эффективным данный метод по сравнению с традиционными методами.
  4. При проведении оценки с помощью исследуемого метода и при его внедрении стоит уделить особое внимание таким рискам, как: оценивание за последний период времени, а не за весь период; ошибка усреднения; предвзятое отношение, при котором оцениваются другие особенности работника вместо результатов его работы; снисходительное отношение оценщика и завышение оценок.
  5. При оценке работникам важно, чтобы обеспечивалась анонимность, чтобы их ставили в известность о результатах оценки, и чтобы объясняли цели их оценки.
  6. Последним вопросом выяснилось, какие изменения в оценке персонала последуют после внедрения метода «360 градусов». Появится возможность получать разностороннюю оценку, снизится субъективизм, так как в оценке будут принимать участие их коллеги, клиенты и подчиненные. Также руководители смогут знать о том, как их воспринимают подчиненные.

 

 

Список литературы

1. Махмудова И.Н. Оценочные персонал-технологии: практика управления [Текст] / И. Н. Махмудова. - Самара: Самарский университет, 2017. - 435 с.

2. Неверов А.В. Оценка персонала как фактор социального развития организации [Текст]: монография / А.В. Неверов. - Москва: РУДН, 2015. - 180 с.

3. Чуланова, О.Л. Современные технологии кадрового менеджмента: актуализация в российской практике, возможности, риски: монография / О.Л. Чуланова. − Москва: ИНФРА-М, 2017. - 364 с.

4. Chulanova, O. L. Interactive development of managerial competencies/ Afanasiev V. Y., Chernyshenko S. V., Chulanova O. L, Konovalova V. G., Mitrofanova E. A., Raychenko A. V., Spulber D..- Rome.: Link Campus University, 2015.- 203 с.

5. Чуланова О.Л., Борисенко Н.С. Методика реализации компетентностного подхода при отборе и оценке персонала организации/ Чуланова О.Л. Борисенко Н.С. //Интернет-журнал «Мир науки», 2015 №1 (7) [Электронный ресурс]-М.: «Мир науки», 2015. - Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/04EMN115.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.

6. Чуланова О.Л. Методические аспекты оценки персонала на основе компетентностного подхода / О. Л. Чуланова // Журнал исследований по управлению. − 2016. − Т. 2. − №6. − C. 2-2. DOI:https://doi.org/10.12737/21141

Войти или Создать
* Забыли пароль?