Россия
В данной статье раскрываются современные аспекты нематериальной мотивации и стимулирования труда в ракурсе существующей научно-методологической базы, а также с учетом практики организаций. Особое внимание уделено дифференциации нематериальных стимулов в организационной среде в зависимости от влияния внешних и внутренних факторов, определяющих необходимость использования индивидуального подхода при разработке мотивационных программ. При внедрении информационно – коммуникационных технологий в процессе цифровизации, актуализируется необходимость социально-психологического сопровождения персонала, что, по мнению автора, должно быть учтено в системе мотивации и стимулирования труда. Организационные и экономические преобразования, смена поколений, трансформация ценностей, влияние глобализации, научно-технического прогресса, изменение потребностей, активное распространение электронных ресурсов оказывают влияние на отношение персонала к труду, повышая значимость изучения мотивов их трудового поведения в новых обстоятельствах. Автор работы, рассматривая мотивацию и стимулирование как направление в работе с людьми, преимущественно акцентирует внимание на поиске резервов, связанных с оптимальным расходованием средств и получением эффективных результатов, что способно обеспечить использование нематериальных элементов и ресурсов. Также, опираясь на существующую теорию и практику мотивации и стимулирования, автор предлагает интегрировать её в современную среду, указывая на необходимость сохранения уже накопленного опыта и преумножения его в условиях цифровизации.
персонал, мотивация, нематериальная мотивация, стимулирование, персонал, организационная среда, цифровизация
1. Болотин А.С. Совершенствование системы нематериального стимулирования персонала // Инновации в науке. - 2017 - № 14 (75). - С. 22-25.
2. Ветлужских Е. Мотивация и оплата труда. Инструменты. Методики. Практика. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 149 с.
3. Иванова И.А. Процесс адаптации персонала в системе социально-психологического сопровождения развития цифровой экономики //Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2019. - Т. 8. - № 1. - С. 45-49.
4. Мерманн Э. Мотивация персонала. Инструменты мотивации для успеха организации. - М.: Гуманитарный центр, 2019. - 176 с.
5. Motivating people: Getting beyond money / McKinsey. 2009 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.mckinsey.com/business-functions/organization/our-insights/motivating-people-getting-beyond-money (дата обращения: 10.01.2020).
6. Неденежная мотивация персонала - 2017. IV Всероссийский Форум-Конкурс [Электронный ресурс]. - URL: https://www.pcg-event.com/conference/view/100 (дата обращения: 10.01.2020).
7. Нематериальная мотивация: инструменты повышения привлекательности компании [Электронный ресурс]. - URL: https://ikg-biznes-s-org.timepad.ru/event/723662/ (дата обращения: 10.01.2020).
8. II Всероссийский форум по мотивации и вовлечению персонала С&B+ FORUM 2019 [Электронный ресурс]. - URL: https://interforums.ru/cb19/program (дата обращения: 10.01.2020).
9. Цибаева М.Л. Мотивация персонала в практике современной организации // Вестник Югорского Госуниверситета - 2016. - № 4 (43). - С. 74-78.
10. Чекмарев О.П. Мотивация и стимулирование труда. - СПб., 2013. - 343 с.
11. Ларионова О.А., Пронина С.Г. Особенности материального и нематериального стимулирования на предприятии // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: Сборник статей по материалам LXIII-LXIV Международной научно-практической конференции. № 7-8 (60). - Новосибирск: СибАК, 2016. - С. 133-137.