КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье показано, что центром развития языковой способности является семантический компонент, который лежит в основе лингвистического развития ребенка-дошкольника. Работа над семантикой слова, расширением семантического поля, использование ассоциативного принципа усвоения лексики, формирование языковых обобщений в усвоении грамматического строя речи развивают у дошкольников произвольность и осознанность речи, умение отбирать точные и выразительные средства при построении связных высказываний разных типов.

Ключевые слова:
дети дошкольного возраста, когнитивный аспект языковой способности, лингвистическое развитие ребенка, осознание явлений языка и речи, познавательное и речевое развитие дошкольников
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Проблема взаимосвязи становления речи и интеллекта в развитии языковых способностей дошкольника рассматривалась исследователями (психологами, педагогами, лингвистами) в разных аспектах.

Исследования показывают, что овладение языком обеспечивает социальное, интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Эти функции язык выполняет с самого раннего возраста ребенка.  Дети усваивают родной язык как часть национальной культуры и как средство для дальнейшего вхождения в социум.

Изучение соотношения мысли, речи и языка в становлении личности ребёнка-дошкольника предоставляет возможности для выявления закономерностей развития интеллектуальных, коммуникативных, речевых и  языковых способностей в дошкольном детстве.

Как известно, в речи реализуются  основные функции языка: коммуникативная (средство общения), когнитивная (познавательная), эмотивная (средство выражения чувств и эмоций).  Российские и зарубежные психологи  особое значение придают обозначающей, семантической функции речи, благодаря которой она  яв­ляется как формой существования мыслей, так  и средством общения. С.Л. Рубинштейн  эти узловые свойства речи видел в ее связности.  Конечно, основное развитие связной монологической речи связано с овладением письменной речью и относится к школьному возрасту, однако  важную роль играет развитие  связной устной речи, которая  является фундаментом письменной речи и осуществляется в дошкольном детстве.

При составлении связного высказывания, которое обязательно включает отбор слов, передающих содержание, и правильное  грамматическое построение словосочетаний и предложений, языковая способность ребенка проявляется особенно ярко.  Все единицы разного уровня тесно взаимодействуют между собой, хотя высказывание не является механическим набором слов.  Именно здесь вступает в силу сформированное умение  понимать значение слова и точно употреблять его в соответствии со смыслом, так как здесь, по А.Л. Леонтьеву, видно взаимодействие речи, языка и мышления, а также происходит выбор стратегии речевого поведения. 

В этом контексте мы проводим параллель с  исследованиями лингвистического развития ребенка-дошкольника, проведенными в Институте дошкольного воспитания (ныне – Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО), доказавшими необходимость целенаправленного речевого воспитания в дошкольном детстве.

Ребенок,  овладевающий языком,  погружается в атмосферу единства речи, языка и мышления. Психолингвисты рассматривают способность  этой сложной системы к саморазвитию через призму  овладения наименьшей единицей, которой они считают слово. Важнейшей составляющей вышеназванной взаимосвязи является значение слова, потому  что в основе развития мыслительной, речевой и языковой способности  лежит семантический компонент. При этом подчеркнем роль формирования метаязыковой деятельности – формирования элементарного осознания явлений языка и речи.

Известный философ и лингвист А.Ф. Лосев, анализируя факты языка и речи ребенка,  писал о том, как он  нащупывает секрет языка. Именно отсюда развивается мыслительная, речевая и языковая способность ребенка. Он писал: «Ведь всякое же слово бесконечно в своих значениях и смысловых оттенках. Всякое человеческое слово также бесконечно  разнообразно в степени своего воздействия  на воспринимающих это слово» (А.Ф. Лосев, 1989, с.15).

Ещё В. фон Гумбольдт писал, что интеллектуальная деятельность и язык представляют  единое целое. Его высказывания о природе возникновения языковой способности у ребенка напрямую относятся  к пониманию роли осознания явлений языка и речи в овладении родным языком, так как именно язык оказывает влияние на формирование системы понятий и системы ценностей.

Способы образования понятий с помощью языка считаются общими для всех языков. Основополагающие  для  лингвофилософской  концепции В. фон Гумбольдта  положения   о взаимосвязи и единстве  отношений мысли, речи и языка позволяют «познать сущность живой речи и составить верную картину живого языка» (Гумбольдт, 1984:70).

В. фон Гумбольдт считал, что язык не является материалом, который можно видеть в совокупности, его надо рассматривать как вечно порождающий себя организм,  в котором способ порождения остаётся произвольным. Он писал: «Усвоение языка детьми – это  не ознакомление со словами, не простая закладка их  в памяти и не подражательное лепечущее повторение их, а рост языковой способности с годами и упражнениями» ( В. Гумбольдт, 1999:75). Поэтому у детей происходит не механическое выучивание языка, а развитие главной человеческой способности в определенный возрастной период. При этом  он подчеркивал зависимость языка от национального происхождения, так как вместе с родным языком мы воспринимаем «как бы частичку нашей самости», хотя это индивидуальная и необъяснимая особенность.  А подлинной индивидуальностью наделен конкретный говорящий, при этом никто не понимает слово во всех его значениях так, как другой.

Идеи В. фон Гумбольдта о том, что в каждом языке заложено самобытное миросозерцание, что между человеком и природой существует воздействие изнутри и вовне, напрямую связано с формированием языковой картины мира. Как важнейший вывод из всего вышесказанного звучит его выражение; «И как невозможно исчерпать содержание мышления во всей бесконечности его связей, так неисчерпаемо множество значений и связей в языке» (В. Гумбольдт,1984, с. 77).  

Аналогичную мысль высказывал Л.С. Выготский, который считал, что слово – это неисчерпаемый источник новых проблем; смысл слова никогда не является полным, а, в конечном счете, он упирается в понимание мира и определяется всем богатством моментов, связанных с этим словом.

Анализируя  мысли В. Фон Гумбольдта, А.А. Леонтьев (1969) подчёркивал, что ребенок не просто имитирует или копирует в своей речи речь взрослых. Развитие его речи – это, прежде всего, развитие способа общения. При этом, располагая набором исходных средств (слова «взрослого» языка и правила их организации), ребенок не в состоянии из-за общего уровня психического развития и характера его социальных взаимоотношений с окружающими использовать эти средства так, как это делает взрослый. Вместе с тем  он точно воспроизводит звуковой облик слова и его предметную отнесенность.

Дальнейшее усложнение детской речи идет по нескольким путям. Происходит последовательное осознание ребенком своей речи, или, как подчеркивает А.А. Леонтьев (1969), произвольность речи, а затем вычленение ее компонентов. Под произвольностью автор понимает способность ребенка в порядке волевого акта осуществлять свою речь.

Необходимой предпосылкой формирова­ния системы языковых связей является потребность ребенка в речевом общении, возникающая в ходе деятельности.  Как только слова начинают служить ребенку для общения,  они  уже   содержат в себе элементарное обобщение тех ситуаций, в которых были усвоены, отсюда появляется новый тип общения со взрослыми − собственно речевое общение. Речь, речевая деятельность создаёт уникальную возможность отражать многообразие окружающего мира, благодаря непрерывному развитию значений слов и динамичности их смысла (А.В. Запорожец (1986) , Н.И. Жинкин (1958), Д.Б. Эльконин (1999)).

На основе формирования у ребенка речевых умений и навыков происходит развитие его речи: понимание смысла слова и обогащение словаря, усвоение системы языковых понятий и закономерностей в области морфологии, синтаксиса, словообразования, овладение звуковой культурой речи, формирование связной монологической речи.

 

Список литературы

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. / Собрание сочинений в 6 томах. Т. 2. Москва: «Педагогика». 1982.

2. Гумбольдт, В. Избранные труды по общему языкознанию. Москва. 1984.

3. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды. Т. 2. Москва. 1986.

4. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность. Москва: Просвещение. 1969.

5. Лосев, А.Ф. В поисках построения общего языкознания как диалектической системы // Теория и методология языкознания: методы исследования языка. - Москва. 1989. С . 5-92.

6. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. Москва: МОДЭК. 2002.

7. Ушакова, О.С. Закономерности овладения родным языком: развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве. Москва: Сфера. 2014.

8. Шахнарович, А.М. Общая психолингвистика. Москва. 1995.

9. Яшина, В.И., Алексеева М.М. Теория и методика развития речи детей. Москва: Академия, 2017.

Войти или Создать
* Забыли пароль?