Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (кафедра социокультурного проектирования и развития территорий, профессор)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Рассмотрены основные проблемы интеграции производства, науки и образования в Российской Федерации в современных условиях. Проанализированы современные проблемы отечественного образования (начиная с целеполагания, и заканчивая вопросами финансирования), и показано их деструктивное влияние на процессы интеграции производства, науки и образования. Особое внимание уделено анализу негативных последствий перехода от образования, предоставляемого на основе бюджетных ассигнований, к предоставлению платных образовательных услуг, осуществление которых производится в режиме самоокупаемости. Исследованы проблемы развития отечественной науки, начиная от сокращения числа специализированных организаций и потери кадрового потенциала, и заканчивая сокращением объемов финансирования науки как в процентах от валового внутреннего продукта страны, так и в номинальных ценах. Показано, что в условиях отставания объемов финансирования на отечественную науку (в % от ВВП) от ведущих стран мира очень сложно добиться конечной цели интеграции производства, науки и образования – роста эффективности и конкурентоспособности страны. Показаны современные проблемы развития отечественного производства, обусловленные, в первую очередь, растущим уровнем налогов. Продемонстрировано, что сокращение количества организаций и их территориально обособленных подразделений (в первую очередь, малых и средних предприятий) в стране, и уход части трудоспособного населения в теневую экономику (о чем свидетельствует рост доли самозанятых граждан), также не способствует интеграции производства, науки и образования в стране. В заключение проанализированы проблемы связи образования с наукой и производством и сформулированы предложения по их решению.
проблемы интеграции, производство, наука, образование, современные условия
Введение
Проблемы интеграции производства, науки и образования в рыночных условиях постоянно находятся в центре внимания исследователей.
Различным аспектом проблемы интеграции производства, науки и образования посвящены работы таких авторов, как: Заварзин В.И., Гоев А.И. [1], Гузаиров М.Б., Ильясов Б.Г., Карамзина А.Г., Фазлетдинова Ю.Р. [2], Кулешов И.В. [3], Горшкова М.К., Шереги Ф.Э. [4], Ким А.Р. [5], Кузнецова О.Б. [6], Сазонова З.С. [7], Данилюк А.Я. [8], Бодрунов С.Д. [9], Нурутдинова А.Р. [10], Покровская Е.М., Раитина М.Ю., Горских О.В. [11], Федорова А.В. [12] и др.
Однако в период ожидаемой в 2020-е годы [13] смены технологических укладов, сопровождаемых объективными макроэкономическими кризисами [14], проблемы интеграции производства, науки и образования неуклонно возрастают, что и потребовало их более детального актуализированного рассмотрения.
Цель исследования
Целью данного исследования является детальное рассмотрение и анализ основных проблем интеграции производства, науки и образования в Российской Федерации в современных условиях в интересах поиска потенциальных путей их решения.
Методология и методы исследований
В качестве методов исследований в данной работе использованы общенаучные методы управления, включая методы [15]: анализа и синтеза; восхождения от абстрактного к конкретному; дифференциации и интеграции; индукции и дедукции; комплексного анализа; программно-целевого планирования; системного анализа; социально-психологические методы; экономические методы; административные методы.
Основные результаты исследований
Проведенные исследования продемонстрировали, что среди основных проблем интеграции производства, науки и образования в Российской Федерации в настоящее время выделяются следующие.
Образование
Ключевой проблемой современной системы образования (а с точки зрения исследования проблем интеграции производства, науки и образования, в первую очередь, рассматривается система высшего образования) является ее недофинансирование. И пример недостаточности бюджетных мест, на который обратил внимание министра высшего образования и науки президент Российской Федерации В.В. Путин [16], является лишь частичкой верхушки айсберга этой проблемы.
Не случайно эксперты отмечают, что «хоть номинально затраты по статье "Образование" растут, по факту эта важнейшая отрасль продуцирования человеческого капитала … вошла в зону финансовой хронической недостаточности» [17].
По оценкам ректора Высшей школы экономики Я. Кузьминова в период с 2012 по 2016 г. «финансирование высшего образования в реальном выражении сократилось на 24%, финансирование школы – на 12%» [17].
Результаты исследования РБК по расходам в сфере образования в период с 2013 по 2019 г. приведены в табл.1.
Таблица 1
Результаты исследования РБК по расходам бюджета в сфере образования в период с 2013 по 2019 г.
№ |
Направление образования |
Объемы финансирования в 2013 г., млрд руб. |
Объемы финансирования в 2019 г., млрд руб. |
Абсолютное отклонение объемов финансирования в 2019 г. к 2013 г., млрд руб. |
Относительное отклонение объемов финансирования в 2019 г. к 2013 г., % |
1 |
Высшее и послевузовское профессиональное образование |
661,2 |
457,7 |
-203,5 |
-30,78 |
2 |
Дошкольное образование |
77 |
2,9 |
-74,1 |
- 96,23% |
3 |
Общее образование |
89,5 |
13,6 |
-75,9 |
- 84,80% |
4 |
Переподготовка и повышение квалификации |
9,0 |
5,5 |
-3,5 |
-38,89% |
Составлена автором на основе данных материалов Исследование РБК: сколько Россия на самом деле тратит на своих граждан. https://www.rbc.ru/economics/14/12/2016/584fd32e9a7947c251265ede
Недостаточное финансирование системы высшего образования государством в сочетание с негативной динамикой этого финансирования приводит к следующим последствиям.
Во-первых, отечественные ВУЗы, вынужденно переходя в условиях недофинансирования на коммерческие рельсы (о чем свидетельствует даже выборочная оценка по очному образованию в государственных ВУЗах, выполненная ВШЭ, представленная на рис. 1 [18]), поступательно замещают классическое образование за счет бюджета государства, требующее серьезной ответственности от обучаемых, коммерческими образовательными услугами, перекладывающими львиную долю ответственности на образовательное учреждение, пропорционально снимая ее с обучающихся.
Во-вторых, новые (все более коммерческие) условия хозяйствования для ВУЗов вынуждают их (в подавляющем большинстве случаев) обеспечивать самоокупаемость осуществляемой деятельности. И поскольку доходы ВУЗов не безграничны, они вынуждены сокращать свои расходы, основная часть которых приходится на осуществление учебного процесса (предоставление образовательных услуг).
В-третьих, сокращение расходов ВУЗов на осуществление и обеспечение учебного процесса приводит к примитивизации учебного процесса. Примитивизация учебного процесса в ВУЗах, связанная с вынужденным сокращением расходов, приводит сразу по нескольким направлениям:
− удешевление оплаты труда преподавательского состава за счет привлечения менее квалифицированных специалистов;
− деформация структуры образовательного процесса, например, за счет записанных лекций, под эгидой перехода на новые электронные и дистанционные формы обучения;
− увеличения доли гуманитарных специальностей в общем объеме ВУЗа, не требующих приобретения и поддержания в работоспособном состоянии дорогостоящей лабораторной и экспериментальной базы;
− и т.д.
Собственно, такой динамике развития отечественного образования способствует его связь с производством, а точнее фактическое отсутствие необходимого уровня такой связи по многим направлениям.
Наука
Современное развитие отечественной науки, к сожалению, также не способствует интеграции образования науки производства. В первую очередь, речь идет о сокращении объемов финансирования отечественной науки (рис. 2) [19] с 2013 г. – в % от ВВП, а с 2015 г. – и в номинальных ценах (в млрд руб.).
Всплеск количества организаций и их территориально обособленных подразделений в 2017 г. по сравнению с 2016 г. (рис. 5), не должен вводить в заблуждение, поскольку был связан с переходом в отечественной статистике с 11 июля 2016 г. с ОКВЭД на ОКВЭД-2 [21].
Как показали ранее проведенные исследования [22], попытка продемонстрировать резкий рост количества организаций и их территориально обособленных подразделений (чего при обычной перегруппировке данных и отсутствии видимого роста организаций (рис. 5) в предыдущие периоды)) в период, совпавший с передачей Росстата в ведение Минэкономразвития [23], сопровождалась резким (на 14%) падением среднего вклада организаций и их территориально-обособленных подразделений (юридических лиц) в ВВП страны (табл. 2).
Таблица 2
Соотношение роста количества организаций и их территориально обособленных подразделений в 2017 г. по сравнению с 2016 г., сопровождавшееся резким падением среднего вклада организаций и их территориально-обособленных подразделений (юридических лиц) в ВВП страны
№ |
Показатель |
2016 |
2017 |
2017 к 2016 г., в % |
1 |
Общее количество организаций и их территориально-обособленных подразделений (юридических лиц) |
250 885 |
313 900 |
125,1% |
2 |
Количество организаций |
83 333 |
114 670 |
118,9% |
3 |
Количество территориально-обособленных подразделений |
167 552 |
199 230 |
137,6% |
4 |
Средний вклад организаций и их территориально-обособленных подразделений (юридических лиц) в ВВП страны в текущих ценах, млрд руб. на организацию |
0,343 |
0,293 |
86% |
Составлена авторами на основе данных Росстата: количество организаций и их территориально-обособленных подразделений (юридических лиц). https://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/kol_yurr.htm
Собственно, дальнейшие события (в частности, 2018 г.) показали, что статистический всплеск 2017 г. был искусственным. Так, сокращение количества организаций их территориально-обособленных подразделений (а значит и рабочих мест) в 2018 по сравнению с 2017 г. составило:
− по количеству организаций – 14 621;
− по количеству территориально-обособленных подразделений – 12 967;
− общее количество организаций и их территориально-обособленных подразделений – 27 588.
В подтверждение приведенной статистики можно также привести данные Федеральной налоговой службы, согласно которым число малых и средних предприятий сократилось за год на 116 тыс., а число сотрудников на предприятиях сократилось с 16,0 млн до 15,4 млн, т.е. на 600 тыс. чел. [24].
Основной причиной сокращения числа малых и средних предприятий эксперты справедливо считают рост налогообложения (в первую очередь, НДС) [24].
Закономерно, что в указанных условиях часть трудоспособного населения уходит в теневую экономику [25].
Так, если исходить из данных Росстата [26], то в 2018 г. доля самозанятых от общей численности людей экономически активного возраста составляла 29%. И на их долю приходилось 16% ВВП страны [27].
Указанная динамика также не способствует интеграции производства, науки и образования в стране.
Проблемы связи образования с наукой и производством
Вопрос о явном несоответствии количественных пропорций и качественного уровня выпускников образовательных учреждений (вузов и ссузов) реальным запросам и требованиям рынка труда поднимается в нашей стране неоднократно.
Так, согласно исследованиям, проведенным в РАНХиГС, только 37% молодых выпускников ВУЗов и ССУЗов (колледжей и техникумов) работают сегодня по специальности [28].
Конечно, проблема трудоустройства выпускников вузов зависит от полученной специальности (рис. 7) [29].
Но если интегрально оценивать проблемы трудоустройства выпускников (рис.8), то следует признать их достаточно серьезными. Достаточно сказать, что каждый четвертый выпускник вуза трудится по специальности, не требующей высшего образования [30].
Тот факт, что 91% работодателей не удовлетворены трудовыми навыками выпускников вузов [31], также имеет свое вполне логичное объяснение.
Во-первых, это уже упомянутые проблемы вузов и их профессорско-преподавательского состава.
Из-за существенной нехватки (или отсутствия) бюджетных ассигнований во многих вузах значительно устарела материально-техническая база [30].
Значительная часть преподавательского состава вузов из-за низкой зарплаты по основному месту работы просто из материальных соображений не может сосредоточиться на образовательном процессе [32].
Но даже, если элиминировать (не говоря о том, чтобы решить) эту проблему, то профессорско-преподавательский состав все равно не сможет сосредоточиться на обеспечении качества образовательного процесса, поскольку основную часть времени вынужден тратить на экспоненциально возрастающие требования по отчетности о своей работе и работе студентов [33].
Так, исследователи НИУ ВШЭ на основе опроса научно-педагогических сотрудников вузов получили следующие результаты оценки изменений содержания их деятельности, содержащие проблемный характер [34] (табл. 3).
Таблица 3
Анализ основных проблем содержания деятельности научно-педагогических сотрудников вузов (на основе проведенных исследований НИУ ВШЭ)
№ |
Оцениваемый фактор |
Характеристика (на основе проведенных исследований НИУ ВШЭ) |
Примечание (авторская оценка) |
1 |
Общая характеристика профессии |
Перестала быть свободной. Творческая работа заменена трудом клерка [34] |
Свидетельствует об отсутствии преемственности с отечественной научно-педагогической школой, и направленности на уничтожение творческого начала, а значит и глубины не только педагогической, но и научной деятельности |
2 |
Аналогии содержания деятельности |
Офисная (фабричная) деятельность, сопровождающаяся «конвейером» задач и «валом» отчетов об их исполнении.Систематическое возникновение внеплановых заданий с жесткими дедлайнами [34] |
Подобная деятельность превращается в «соревнование» вузовских менеджеров – кто поставит больше «креативных» задач, при этом научно-педагогическому составу отводится роль «офисного планктона». При этом «соревнование» менеджеров вузов (как внутри, так и между вузами) и вынужденное участие в них научно-педагогического состава отнимает львиную долю и рабочего и личного времени и у одних и у других |
3 |
Решение задач (в первую очередь, творческих) |
Отсутствие свободы в формировании набора творческих задач и сроков их реализации [35] |
Фактически сроки реализации творческих задач превалируют над качеством их выполнения (напрашивается прямая аналогия с системой осуществления государственных и муниципальных закупок, где низкая цена – «все», качество – «ничто») |
4 |
Требования по результативности деятельности |
Вопросы преподавания и научного руководства студентами уходят на второй план по сравнению с публикационной активностью. Сотрудники вузов вынуждены подстраиваться под эту ситуацию. Около 90% из тех, кто недоволен распределением рабочего времени, хотели бы больше заниматься научной деятельностью [34] |
Во-первых, тренд на рост требований к публикационной активности является следствием разрушения потенциала системы исследовательских институтов Российской академии наук.Во-вторых, происходит подмена понятий – вместо результативности исследовательской деятельности от профессорско-преподавательского состава требуется высокая публикационная активность, что в условиях коммерциализации (в силу сложившейся рыночной конъюнктуры) – далеко не одно и то же.В-третьих, лихорадка публикационной активности, охватившей вузы, сопровождается реализацией закона «единства и борьбы противоположностей», когда администрации вузов, с одной стороны, исходя из условий отчетности, требуют от профессорско-преподавательского состава максимума публикационной активности, а, с другой стороны, исходя из экономических соображений, фактически дают установку на минимальную оплату этой активности, перманентно изменяя условия эффективных контрактов |
5 |
Динамика общей нагрузки на научно-педагогический состав вузов |
Наблюдается рост общей трудовой нагрузки на научно-педагогический состав вузов |
Рост научной нагрузки на научно-педагогический состав вузов (37% затрачиваемого времени против 46% времени, затрачиваемого на преподавательскую (учебную) деятельность)) [34] не означает снижение других видов трудовой нагрузки, включая учебно-методическую, административную, экспертную и иную деятельность, время на выполнение которой физически не может быть сокращено. Нельзя в более короткие сроки подготовить учебные программы, провести экспертизу научных работ, провести плановые мероприятия и т.д. |
6 |
Преподавательская нагрузка |
Рост преподавательской нагрузки также разочаровывает педагогический состав вузов в своей профессии, приводит к эмоциональному выгоранию преподавателя, у которого не хватает времени ни на качественное решение всех требуемых задач, ни на профессиональный рост, ни на отдых. Стирание границы между рабочим и личным временем приводит к хронической усталости, неудовлетворенности текущей работой и разочарованием, связанным с отсутствием (или значительным снижением) перспектив как профессионального, так и карьерного роста [34] |
При неизменности количества часов в сутках, количество часов, которое должен отработать преподаватель, чтобы выполнить норму учебной нагрузки, неуклонно растет. Удешевление в этих условиях стоимости часа работы преподавателя приводит к тому, что времени как на остальную профессиональную деятельность, так и на отдых и личную жизнь у него остается все меньше и меньше фактически при той же зарплате
|
7 |
Плановость характера работы |
Перманентное появление срочных задач, превращающее работу (в первую очередь, административную и экспертную) в режим вечного аврала, приводит к невозможности нормального планирования рабочего времени, с одной стороны, и к постоянному нервному напряжению, с другой [34] |
Отсутствие возможности осуществления плановой работы приводит к разрушению созидательного процесса научного и педагогического развития. Более того, подменяется система ценностей в вузе, где на первый план выходит несоответствие бюрократическим требованиям |
8 |
Равномерность распределения нагрузки |
Неравномерное распределение задач между сотрудниками, когда ограниченное количество людей отвечает за большое количество проектов, в результате чего эти сотрудники перегружены важными заданиями. Фактически любыми проектами всегда руководят одни и те же люди, которые «страдают от перегрузок» [34]. В результате остальные сотрудники оказываются практически не востребованы в управлении проектами, соответственно не имеют необходимой мотивации и ощущают недоверие руководства к собственной компетентности. |
Данный фактор имеет во многом субъективную природу, поскольку рациональное и равномерное распределение нагрузки – это одна из основ эффективного управления [36]. «Страдальцы от перегрузок» фактически сами создают плотное кольцо вокруг руководства, чтобы никого и близко не допустить в свои ряды. Поскольку в конкурентном сравнении может выясниться, что другие сотрудники вуза могут справиться с управлением проектами не хуже, чем руководители-завсегдатаи. А это приведет к тому, что «страдальцам от перегрузок» придется потесниться в рейтинге проектных руководителей, чего они допустить никак не хотят. Одновременно у руководителя вуза крепнет уверенность в том, что кроме узкого круга этих проверенных, надежных людей – никому ничего доверить не получится (или вовсе нельзя). Фактически такая же модель управления, носящая искусственный характер, принята во многих структурах государства, вплоть до правительства. |
Выводы
Проведенные исследования показали, что в современных условиях негативные тенденции наблюдаются и в отечественном образовании, и в российской науке, и в национальном производстве.
Резюмируя проблемы взаимосвязи образования с наукой и производством, следует отметить, что рост рутинизации деятельности в образовательных учреждениях, сокращающих в них творческое пространство, вытесняемое пространством деятельности офисных клерков, приводит к тому, что научно-педагогическому составу системы образования предоставляется все меньше возможностей для внесения достойного вклада как в науку, так и в эффективную подготовку обучаемых для системы производства.
В качестве первоочередного шага для эффективного решения проблемы интеграции производства, науки и образования в Российской Федерации необходимо обеспечить достижение этими составляющими критической массы путем комплексного решения задач, начиная от целеполагания и заканчивая бюджетным финансированием, и налоговым стимулированием.
О том, что такая критическая масса сегодня не достигнута фактически подтвердил и Президент Российской Федерации В. Путин, который на совете по стратегическому развитию и нацпроектам [37] заявил, что он не уверен в том, что большинство россиян ощущают перемены к лучшему в результате реализации национальных проектов [38], которые собственно и посвящены развитию образования, науки и производства.
1. Заварзин В.И., Гоев А.И. Интеграция образования, науки и производства // Российское предпринимательство. - 2001. - Т. 2. - № 4. - С. 48-56.
2. Гузаиров М.Б., Ильясов Б.Г., Карамзина А.Г., Фазлетдинова Ю.Р. Проблемы интеграции образовательных, научных и производственных систем. // Вестник Уфимского государственного авиационного технического университета. - 2014. − Т.18. − №3(64). − С. 189−195.
3. Кулешов И.В. Необходимость интеграции науки, образования и бизнеса при проведении актуальных научных исследований: материалы IX и X межвузовских научно-практических конференций с международным участием, 31 мая - 1 июня 2013 г. / 15 - 17 мая 2014 г., Оренбург.
4. Горшкова, М.К., Шереги, Ф.Э. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы. − Москва: ЦСПиМ, 2010. − 352 с.
5. Ким А.Р. Проблема интеграции образования, науки, производства в рамках ВУЗа. // ECONOMICS. № 1 (33). - 2018. − С. 5−8.
6. Интеграция профессионального образования, науки и бизнеса: опыт, проблемы, перспективы: сборник статей межрегиональной научно-практической конференции (1-2 октября 2014 г. г. Чебоксары) отв. редактор О.Б. Кузнецова - Чебоксары. 2014. − 462 с.
7. Сазонова, З.С. Интеграция образования, науки и производства как методологическое основание подготовки современного инженера. − Москва: Изд-во МАДИ (ГТУ), 2007. − 487 с.
8. Данилюк, А.Я. Теория интеграции образования / А.Я. Данилюк. − Ростов н/Д: Изд-во Ростовского пед. ун-та, 2009. − 448 с.
9. Бодрунов С.Д. Возрождение производства, науки и образования: проблемы и решения. // Проблемы современной экономики. − N 4 (52). − 2014. − С. 35-41.
10. Нурутдинова А.Р. Основные направления интеграции науки, образования и производства. // Современные наукоемкие технологии. - 2012. - № 4. - С. 24−27.
11. Покровская Е.М., Раитина М.Ю., Горских О.В. Интеграция кластеров «наука-образование-производство»: проблема взаимодействия. // Международный научно-исследовательский журнал. − № 3-1(57). − 2017. − С. 156−159.
12. Федорова А.В. Ключевые факторы и противоречия социально-экономической интеграция науки, образования и производства в современной России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/12/10258 (дата обращения: 09.02.2019).
13. Тебекин А.В. Краткосрочный прогноз развития национальной экономики. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. − 2018. − № 2. − С. 177−186.
14. Тебекин А.В. Анализ кризисов с позиций экономической теории. // Журнал экономических исследований. − 2018. − Т. 4. − № 12. − С. 3−9.
15. Тебекин А.В. Методы принятия управленческих решений. Учебник / Москва, 2017. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (1-е изд.).
16. Владимир Путин раскритиковал министра науки и высшего образования за излишнее увлечение статистикой. // http: news.rambler.ru.
17. Расходы на образование в РФ на 2017-2019 годы. «Аккредитация в образовании». №92 от 20.12.2016. https://akvobr.ru/raskhody_na_obrazovanie_v_rf_na_2017_2019_gody.html
18. Поступление в вуз: на что ориентироваться абитуриенту-2019. http://school.tbcc.ru/article/3326
19. Ассигнования на гражданскую науку из средств федерального бюджета в Российской Федерации. https://issek.hse.ru/news/207116445.html
20. Затраты на науку в России и ведущих странах мира. https://issek.hse.ru/news/209009455.html
21. Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2015 г. N 1217 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
22. Тебекин А.В. Дисбаланс формы и содержания статистической отчетности (о переходе с ОКВЭД на ОКВЭД-2). // Журнал экономических исследований. −2019. − Т. 5. − № 5. − С. 103−109.
23. Указ Президента Российской Федерации «О некоторых вопросах совершенствования государственного управления в сфере официального статистического учета» №141 от 3 апреля 2017 года.
24. Количество предприятий МСП в РФ сократилось на 116 тысяч. https://zen.yandex.ru/media/id/5c7551b2317b9c00b411c678/kolichestvo-predpriiatii-msp-v-rf-sokratilos-na-116-tysiach-5dc721590aae9d3a459a7ad8
25. Тебекин А.В., Егорова А.А. структуралистские факторы распространения "серой" теневой экономики. // Журнал экономических исследований. − 2019. − Т. 5. − № 3. − С. 69−81.
26. Сколько в России самозанятых граждан - данные Росстат. https://evle.ru/samozanyatyj/skolko-v-rossii-samozanyatyh-grazhdan-dannye-rosstat
27. Тебекин А.В. Динамика социальной триады "демография - занятость - доходы" в новейшей российской истории. // Журнал исторических исследований. − 2019. − Т. 4. − № 1. − С. 8−13.
28. Образован и не нужен. https://rg.ru/2018/06/04/tolko-37-procentov-vypusknikov-rabotaiut-po-specialnosti.html
29. https://yandex.ru/images/search?text= процент выпускников, работающих не по своей специальности&stype=image&lr=213&source=wiz&pos=0&img_url=https%3A%2F%2Fs10.stc.all.kpcdn.net%2Fshare%2Fi%2F4%2F643484%2Fwx1080.jpg&rpt=simage
30. Россия: почему миллионы выпускников работают не по специальности? https://issek.hse.ru/press/217256382.html
31. 91% работодателей не устраивает уровень подготовки выпускников вузов. https://www.lawmix.ru/state/4378
32. Вахитов Д.P. Проблемы и тенденции развития российского образования на современном этапе. − Москва: РУСАЙНС, 2016, 114 с.
33. А кому сейчас легко: преподаватели жалуются на работу. https://www.ucheba.ru/article/5245#
34. Что разочаровывает сотрудников вузов в их работе. https://iq.hse.ru/news/207070021.html
35. Абрамов Р.Н., Груздев И.А., Терентьев Е.А. Рабочее время и ролевые напряжения сотрудников современного российского университета. − 2017. − № 1. − С. 88-111.
36. Тебекин А.В. Теория менеджмента: учебник. - Москва: Кнорус, 2016. - 696 с.
37. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В редакции Указа Президента Российской Федерации от 19.07.2018 г. N 444)
38. Путин усомнился в ощущении перемен к лучшему у большинства россиян. https://yandex.ru/news/story/Putin_usomnilsya_v_oshhushhenii_peremen_k_luchshemu_u_bolshinstva_rossiyan -8288c20ff1eaed92ef5f87fc28e9c2c3?from=newswizard&lang=ru&persistent_id=83223128&rubric=politics&stid=1oRYSz3Qo5muyrvX1Ibs&tt=true