Данная статья посвящена целям и задачам прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере защиты прав предпринимателей. В статье приведена классификация задач прокурорского надзора в данной сфере.
субъект предпринимательской деятельности, прокурорский надзор, цель, задача, классификация
Когда речь идет о прокурорском надзоре за исполнением законодательства в сфере защиты прав предпринимателей, необходимо уточнить смысл понятий «цель» и «задача». Это связано с тем, что анализ научно-методической литературы, монографических трудов в области прокурорского надзора показал, что зачастую эти понятия смешиваются [1]. Кроме того, в некоторых толковых словарях эти термины часто интерпретируются, толкуются аналогичными терминами.
Например, в «Толковом словаре узбекского языка», опубликованном под редакцией З. Магруфова, указано, что «цель состоит в том, чтобы достичь какого-либо результата, желания, намерения, а задача – это вопрос который должен быть разрешен, которого нужно достичь, которое предусмотрено» [2].
Или в «Толковом словаре узбекского языка», подготовленном Институтом языка и литературы им. Алишера Навои Академии наук Республики Узбекистан, «задача» интерпретируется как «предусмотренная цель, целевая работа, которую нужно осуществить, выполнить, достичь» [3].
Сходную ситуацию, связанную с толкованием понятий «цель» и «задача» можно найти в «Русско-узбекском словаре», подготовленном Институтом языка и литературы им. А.С. Пушкина Академии наук Узбекской ССР. Там слово «задача» объясняется как «задание, работа, цель, вопрос» [4].
Однако, следует подчеркнуть, что отсутствие четкого различия между значением понятий «цель» и «задача», их аналогичная трактовка может привести к тому, что среди практиков, в особенности у молодых специалистов, осуществляющих деятельность в органах прокуратуры, возникнет путаница при определении цели и задач прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере защиты прав предпринимателей, трактуя цель прокурорского надзора как задача, и наоборот, задачу прокурорского надзора как цель.
На наш взгляд, между этими двумя понятиями существует различие, которое помогает лучше понять разницу и избежать возможности различных трактовок в практике надзора.
По-нашему цель это ожидаемый итоговый результат, которого можно достичь путем осуществления определённого мероприятия, действия и т.д. А задача − это конкретное действие, мера, которую необходимо осуществить, чтобы достичь цели.
Исходя из этого, можно сказать, что цель прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере защиты прав предпринимателей достигается путем выполнения конкретных задач, стоящих перед деятельностью надзора. Нетрудно понять, что эти две концепции настолько тесно взаимосвязаны, что одна требует другой, и что одна достигается через другую. Исследователь О. Ханюкова также подчеркнула это, отметив, что цели прокурорского надзора достигаются посредством реализации поставленных перед прокуратурой задач [5].
По мнению исследователей, общая цель прокурорского надзора определяется Конституцией Российской Федерации, Законом о прокуратуре РФ, другим законодательством, регламентирующим деятельность прокурорских органов. Это результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом [6]. Поэтому, по мнению некоторых исследователей, целями прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите малого и среднего предпринимательства являются:
− обеспечение верховенства Конституции РФ и законодательства о защите малого и среднего бизнеса;
− обеспечение единства и укрепления законности в сфере защиты малого и среднего предпринимательства;
− защита прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства [7].
А. Брагин и А. Пронякин, обсуждая цель прокурорского надзора, признавали обеспечение верховенства закона, обеспечение единства
и укрепления законности, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества
и государства целями надзора, предусмотренными в ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» [8].
По этой причине не случайно, что в некоторой литературе утверждается, что, «не обеспечив верховенства закона, нельзя и невозможно реально обеспечить соблюдение прав и свобод человека и гражданина» [9].
Однако, по нашему мнению, действующий Закон Республики Узбекистан «О прокуратуре» устанавливает цели и задачи органов прокуратуры Республики Узбекистан относительно смешанным образом. В частности, согласно ст. 2 Закона (Основные задачи органов прокуратуры Республики Узбекистан), основными задачами органов прокуратуры Республики Узбекистан являются обеспечение верховенства закона, укрепление законности, защита прав и свобод граждан, охраняемых законом интересов общества и государства, конституционного строя Республики Узбекистан, предупреждение и профилактика правонарушений. По нашему мнению, общая цель прокурорского надзора должна заключаться в достижении обеспечения верховенства закона, укрепления законности и защиты прав и свобод граждан, охраняемых законом интересов общества и государства. Это достигается только за счет выполнения определенных задач, стоящих перед прокурором, что в итоге обеспечит верховенство закона и его единообразие для всех, укрепит законность и т.д. И мы разделяем аналогичное мнение, высказанное исследователем О. Ханюковой [10].
Таким образом, целью прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере защиты прав предпринимателей является обеспечение верховенства закона, укрепление законности в этой сфере
и достижение состояния эффективной защиты прав и свобод субъектов предпринимательства в стране.
Как ранее отмечалось, задачи прокурорского надзора, выражающиеся в конкретных действиях и которые необходимо исполнить для достижения цели прокурорского надзора, неразрывно связаны.
Анализ литературы в этой области показывает, что многие исследователи высказывали свои мнения относительно задач прокурорского надзора. Например, по словам профессора Б. Пулатова, основные функции прокуратуры Республики Узбекистан, содержащиеся в ст. 2 Закона «О прокуратуре», выполняются путем исполнения конкретных задач в каждой сфере прокурорского надзора. Основные задачи надзора основаны на решениях высших органов государственной власти и управления, они в основном отражаются в приказах, распоряжениях, указаниях и инструкциях Генерального прокурора Республики Узбекистан [11].
В.И. Басков и Б.В. Коробейников отмечают, что задачи прокурорского надзора по сравнению с целями более конкретны и многочисленны, и подразделяют их на общие, специальные и частные [12].
А. Винокуров также делит задачи, стоящие перед прокурорским надзором, на три уровня:
– общие задачи прокуратуры – это задачи, выполнение которых осуществляется всеми органами прокуратуры, независимо от уровня и специализации, вида осуществляемой деятельности. Общие задачи прокурорского надзора определяются Конституцией Российской Федерации, Законом о прокуратуре, а также другими законами, в особенности кодексами. Общие задачи, стоящие перед прокуратурой в целом, являются одновременно задачами каждой из отраслей прокурорского надзора, напралений и участков ее деятельности. Каждая из отраслей, направлений (участков) деятельности вносят свой вклад в решение общих задач;
– специальные задачи прокуратуры – задачи, вытекающие из содержания конкретной функции, направления (участка) деятельности, осуществляемой органами прокуратуры;
– частные задачи прокуратуры – задачи, которые ставит перед конкретным прокурором вышестоящий прокурор или текущая оперативная обстановка. Таким образом, частные задачи отличаются от общих и специальных, прежде всего, конкретизированностью и характеризуются оперативностью их выполнения. Эти задачи, как правило, не являются постоянными, они многочисленны, разнообразны [13].
Точно таким же образом задачи прокурорского надзора классифицированы со стороны С. Алексеева, А. Брягина и ряда других исследователей [14].
В частности, исследователь Ж. Идилова, соглашаясь с приведенной классификацией, считает, что, исходя из требований, содержащихся в Законе о прокуратуре РФ и приказе Генерального прокурора РФ от 31 марта 2008 г. № 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности», основными задачами прокуратуры при осуществлении надзора за соблюдением законодательства о защите МСП следует считать:
– целенаправленное и эффективное осуществление надзора за соблюдением законодательства о защите МСП;
– полное и своевременное выявление правовых актов, противоречащих Конституции РФ и законодательству о защите МСП;
– своевременное выявление правонарушений и оперативное принятие действенных мер по их пресечению и восстановлению нарушенных прав субъектов МСБ, интересов общества и государства;
– установление лиц, виновных в нарушении законодательства о защите МСП, и привлечение их к установленной законом ответственности;
– выявление причин и условий, способствующих нарушениям законодательства о защите МСП, и принятие мер по их нейтрализации или устранению.
Специальные задачи вытекает из общих и определяются компетенцией прокурора в каждом из направлений прокурорского надзора.
Частные или конкретные задачи прокурорского надзора значительно более разнообразны и многочисленны, чем общие и специальные. Они различаются в зависимости от направлений (отраслей) прокурорского надзора, видов применяемых правовых средств, конкретных условий, в которых осуществляется надзорная деятельность прокурора [15].
Такая классификация задач прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере защиты прав предпринимателей встречается и в исследованиях И. Чубенко. По его мнению, в теории прокурорского надзора сформировалось представление о трехуровневой иерархии задач прокурорского надзора, включающей:
1) общие (основные) задачи – решаемые в процессе осуществления органами прокуратуры всех направлений деятельности по выделенным выше отраслям надзора;
2) специальные задачи – решаемые в рамках конкретных видов деятельности (направлений, участков) внутри выделенных отраслей прокурорского надзора;
3) частные задачи – порождаемые конкретной надзорной ситуацией, носящие временный характер и зависящие от конкретных условий, вида применяемого правового средства и пр.
Специальные и частные задачи устанавливаются, как правило, в руководящих указаниях Генерального прокурора Российской Федерации [16].
И. Чубенко, анализируя приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 31 марта 2008 г. №57 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности», а также действующее законодательство в этой области, особо выделила следующие три блока задач, которые необходимо решить в рамках рассматриваемой надзорной деятельности:
1) обеспечение исполнения поднадзорными прокуратуре органами, лицами законодательства в сфере оказания поддержки малому и среднему предпринимательству;
2) защиту прав малых и средних предпринимателей на получение гарантированной поддержки;
3) обеспечение охраняемых законом интересов общества и государства в области реализации государственной политики по стимулирующему развитию малого и среднего предпринимательства.
В то же время исследователь указал в качестве заключения следующие специальные задачи прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оказания поддержки малого и среднего предпринимательства:
– обеспечение исполнения законов при реализации мероприятий по оказанию государственной поддержки малому и среднему предпринимательству;
– обеспечение и защита прав субъектов малого и среднего предпринимательства;
– устранение административных барьеров;
– обеспечение исполнения законов при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
– обеспечение исполнения законов при реализации упрощенных порядков и процедур, предусмотренных в отношении малого и среднего бизнеса;
– обеспечение исполнения законов при расходовании бюджетных средств, государственного и муниципального имущества, составляющего основу поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства [17].
Исследователь В. Никонов, анализируя этот отраслевой приказ Генерального прокурора Российской Федерации, отмечает, что перед прокурорами стоят следующие задачи:
1) осуществление постоянного мониторинга в сфере соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;
2) обеспечение надзора за законностью правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и государственных контролирующих органов;
3) сосредоточение усилия на надзоре за исполнением законов государственными контролирующими и иными органами, уполномоченными на осуществление разрешительных, лицензионных, регистрационных и других процедур [18].
Следует также отметить, что есть исследователи, которые предлагают другую классификацию задач прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере защиты прав предпринимателей. В частности, Д. Мадякин утверждает, что наряду с выполнением общих задач, определенных Законом «О прокуратуре Российской Федерации», возникают и специфические. Основная задача – это содействие правовыми средствами реализации экономической политике, реформированию отношений собственности, формированию конкурентной среды и рыночной инфраструктуры, принятию действенных мер по исполнению законодательства регистрирующими органами, борьбе со своеволием должностных лиц, развитию предпринимательской деятельности. Д. Мадякин подчеркивает, что, наряду с общими задачами, на прокурорский надзор за исполнением законов в сфере предпринимательской деятельности также целесообразно возложить задачи, предопределяемые характером правонарушений, совершаемых хозяйствующими субъектами в рассматриваемой сфере. Например:
– задача защиты экономических прав и свобод субъектов предпринимательской деятельности;
– задача более активного проведения в жизнь принципа неотвратимости ответственности субъекта предпринимательской деятельности за совершенное правонарушение вне зависимости от его имущественного положения;
– задача охраны прав потребителей продукции и услуг предпринимателей;
– задача предотвращения осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации или соответствующей лицензии [19].
По нашему мнению, прокурорский надзор за исполнением законов, направленных на правовую защиту предпринимателей, должен быть направлен не на наказание и преследование предпринимателей, а на дальнейшее развитие предпринимательства в стране, устранение различных барьеров и препятствий на пути предпринимателей, формирование рынка и конкурентной среды, а также защиту предпринимателей.
В рамках данного исследования мы сочли необходимым остановиться на текущих задачах прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере защиты прав предпринимателей в Узбекистане. Наши взгляды на классификацию задач близки взглядам исследователей В. Баскова, Б. Коробейникова, Е. Винокурова, С. Алексекова, А. Брягина и И. Чубенко. На наш взгляд, было бы целесообразно классифицировать задачи прокурорского надзора в этой области на общие, специальные и конкретные задачи. Общие задачи излагаются в Конституции Республики Узбекистан, Законе о прокуратуре и других законодательных актах, и одинаково важны для всех органов прокуратуры в иерархии от нижнего уровня до Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан. Общие задачи становятся все более конкретными в деятельности по прокурорскому надзору.
Специальные задачи определяются специализацией, направлением деятельности и ее ролью в системе органов прокуратуры. Эти задачи излагаются в служебной документации (документы организационно-управленческого характера, общеобязательные для исполнения всеми органами прокуратуры документы, документы информационно-методического и аналитического характера).
Для исполнения как общих, так и специальных задач прокурор ставит перед собой конкретную задачу. Они многочисленны и определяются в ходе возникновения отдельной ситуации, по содержанию поручения вышестоящего прокурора. Часто для выполнения конкретных задач устанавливается срок, кроме того они не обладают постоянными свойствами. Например, в п. 31 Указания Генерального прокурора Республики Узбекистан «Об усилении обеспечения правовой защиты субъектов предпринимательства» от 29 января 2014 г. определено, что районные прокуроры должны встречаться с предпринимателями не реже двух раз в месяц, а в п. 34 указано, что они совместно с региональными отделениями Торгово-промышленной палаты каждые полгода обязаны проводить среди предпринимателей анонимные опросы.
Следует отметить, что на сегодняшний день не существует специального отраслевого приказа об организации и усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о предпринимательстве и правовой защите предпринимателей. В то же время, в некоторых отраслевых и организационных приказах Генерального прокурора Республики Узбекистан частично указываются задачи, которые должны выполнять нижестоящие прокуратуры при планировании и организации работы в этом направлении.
В частности, в п. 4 и 5 приказа Генерального прокурора Республики Узбекистан за №166 от 24 ноября 2017 г. «О дальнейшем совершенствовании прокурорского надзора за исполнением социального и экономического законодательства» определены ряд конкретных задач для нижестоящих прокуроров, направленных на повышение эффективности деятельности по защите прав и интересов субъектов предпринимательства, на обеспечение надежной гарантированной защиты субъектов предпринимательства, в том числе иностранных инвесторов, осуществляющих деятельность в рамках закона, своевременно уплачивающих налоги.
В том числе п. 4.2 Приказа предусматривает на постоянной основе изучать причины приостановления деятельности субъектов предпринимательства, в том числе предприятий с иностранными инвестициями и совместно с соответствующими органами принимать законные меры по возобновлению их деятельности, а в п. 4.3 указано
о необходимости формирования базы данных о бездействующих и пустующих нежилых объектах, а также обеспечить осуществление мероприятий, направленных на их привлечение к хозяйственной деятельности.
Наряду со специальными задачами, указанные вышеупомянутыми исследователями, а также задачами, определенными в отраслевом приказе Генерального прокурора, по нашему мнению, также необходимо выделить следующие специальные задачи, которые должны выполняться в области прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере защиты прав предпринимателей, а именно:
– принятие мер по отмене или принесение в соответствие правовых актов, связанных с ограничением прав и свобод предпринимателей, принятых местными органами власти и органами государственного управления;
– выявление фактов всякого ограничения прав субъектов предпринимательства в области использования сырья и других материальных ресурсов, в том числе кредитных ресурсов и устранение существующих барьеров;
– рассмотрение обращений субъектов предпринимательства и усиление приема предпринимателей, беспристрастное рассмотрение в полном объеме вопросов в установленные законом сроки и принятие надлежащих мер для устранения нарушений и проблем, указанных в обращении;
– строгое применение в соответствии с законом мер ответственности к правонарушителям, которые создают искусственные ограничения и барьеры в отношении предпринимателей и каким-либо образом вмешиваются в финансово-хозяйственную деятельность предпринимателей;
– обеспечение соблюдения органами надзора и правоохранительными органами действующего законодательства при проверке финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства;
– устранение необоснованных требований к предпринимателям в вопросе предъявления любой информации, отчетов, информации и других документов, со стороны местных хокимиятов, органов государственного управления и других организаций (банков, органов статистики, налоговых органов, коммунальных служб и т.д.);
– выявление временно действующих субъектов путем анализа статистических и других данных о субъектах предпринимательской деятельности, включая малый бизнес, совместные и иностранные предприятия, фермерские хозяйства, углубленный анализ причин этих проблем в сотрудничестве с соответствующими учреждениями, решение их в рамках закона и совместно с местными хокимиятами принятие мер по восстановлению их деятельности;
– обеспечение проведения тщательной доследственной проверки по заявлениям, сообщениям и иных сведений о преступлениях, совершенных
по отношению к субъектам предпринимательства, и принятия законного решения по результатам их рассмотрения;
– установление контроля над предварительным расследованием уголовных дел в отношении субъектов предпринимательства, обязательное участие прокурора в рассмотрении уголовных дел этой категории и т.д.
Следует отметить, что экономическое развитие общества обуславливает постоянное появление новых задач [20]. У нас в рамках данного исследования нет объективной возможности полностью изложить все задачи прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере защиты прав предпринимателей. По мере развития сфер общественной жизни перед прокурорским надзором будут возникать новые задачи, здесь самым главным является четкое определение цели надзора, чтобы достигнуть их − надо своевременно, качественно и надлежаще выполнить соответствующие задачи.
Подводя итог, в качестве выводов можно выдвинуть следующие.
Во-первых, несмотря на то, что понятия «цель» и «задача» интерпретируются в некоторых литературах как сходные понятия, между ними существует определенная разница. Целью является конечный результат, который будет достигнут благодаря полному и качественному выполнению конкретных задач. Соответственно, для достижения целей прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере защиты прав предпринимателей необходимо выполнить определенные задачи, стоящие перед ним.
На наш взгляд, целью прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере защиты прав предпринимателей является обеспечение верховенства закона, укрепление законности в этой области
и достижение состояния эффективной защиты прав и свобод субъектов предпринимательства в Узбекистане.
Во-вторых, целесообразно классифицировать задачи прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере защиты прав предпринимателей на: общие, специальные и конкретные. В то же время основной задачей является обеспечение контроля за исполнением законов министерствами, государственными комитетами, ведомствами, органами самоуправления граждан, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями, хокимами и другими должностными лицами, ответственными за развитие предпринимательства, а также полное и своевременное выявление принимаемых ими правовых актов, противоречащих Конституции Республики Узбекистан и законам в этой области.
Одной из важнейших специальных задач органов прокуратуры Республики Узбекистан является обеспечение эффективной защиты прав и свобод предпринимателей, а также принятие решительных и эффективных мер по восстановлению их нарушенных прав.
Конкретные задачи многочисленны, непостоянны, оперативны и периодичны, и определяются конкретными обстоятельствами, возникающими в практике прокурорского надзора за выполнением общих и конкретных задач, а также содержанием заданий, указаний данными вышестоящим прокурором нижестоящему прокурору.
В-третьих, по мере развития экономической и других сфер социальной жизни в стране, этот объективный процесс будет ставить новые задачи перед прокурорским надзором за исполнением законодательства в сфере защиты прав предпринимателей, в то время как задачи, которые утратили свою актуальность и важность будут постепенно отпадать. Поэтому невозможно полностью отразить все задачи, стоящие перед прокурорским надзором в этом направлении.
1. Идилова Ж.Н. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о защите малого и среднего предпринимательства: состояние и пути оптимизации: Дисс. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург: 2012. - С. 66−67.
2. Толковый словарь узбекского языка: в 2-х. т. 60 000 слов и сочетаний / С.Ф.Акабиров, Т.А.Аликулов, С.З.Зуфаров и др., Под ред. З. М.Магруфова. -Москва: Рус. яз., 1981. - В надзаг.: АН УзССР, Ин-т. яз. и лит. им. А.С.Пушкина. Т. II. С-Ҳ. - 709 С.
3. Толковый словарь узбекского языка: более 80 000 слов и сочетаний / Э.Бегматов, А.Мадвалиев, Н.Маҳкамов и др., Под ред. А.Мадвалиева. - Т.: “Ўзбекистон миллий энциклопедияси” гос. науч. изд., 2006. А-Ҳ. - 571 С.
4. С.Ф. Акабиров, З.М. Магруфов, Н.М. Маматов Русско-узбекский словарь: в 2-х. т. - Т.: Главная редакция Уз. СЭ, 1983. - т. I. А-О. - 808 С.
5. Ханюкова О.Ю. Задачи и предмет надзора за исполнением законов органами местного самоуправления // Отечественная юриспруденция. - 2016. − № 9 (11). - С. 47−50.
6. Басков В.И., Коробейников Б.В. Курс прокурорского надзора: учеб. для вузов. − Москва: ЗЕРЦАЛО, 2001. - С. 66.
7. Идилова Ж.Н. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о защите малого и среднего предпринимательства: состояние и пути оптимизации: Дисс. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург: 2012. - С. 67.
8. Брягин А.П., Пронякин А.Д. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебное пособие. - Москва: Изд. центр ЕАОИ, 2007. - С. 14.
9. Крюков В.Ф. Прокурорский надзор: учеб. для вузов. − Москва: Норма, 2006. - С. 47.
10. Ханюкова О.Ю. Задачи и предмет надзора за исполнением законов органами местного самоуправления // Отечественная юриспруденция. - 2016. − № 9 (11). - С. 47−50.
11. Прокурорский надзор: учебник / Б.Х.Пулатов; отв. редакторы: Т.А.Умаров, А.Т.Алламуратов и др. - Т.: «O’zbekiston», 2009. - С. 54.
12. Идилова Ж.Н. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о защите малого и среднего предпринимательства: состояние и пути оптимизации: Дисс. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург: 2012. - С. 68.
13. Прокурорский надзор: учебник для вузов / А.Ю.Винокуров, Ю.Е.Винокуров; под общ. ред. А.Ю.Винокурова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - С. 46−48.
14. Алексеев С.Л., Вотчель Н.Р. Прокурорский надзор: Учебное пособие / под редакцией Ф.Н.Багаутдинова. - Казань: Информационно-технологический центр АСО, 2014. - С 27-28; Брягин А.П., Пронякин А.Д., Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебное пособие. - Москва: Изд. центр ЕАОИ, 2007. - С. 16.
15. Идилова Ж.Н. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о защите малого и среднего предпринимательства: состояние и пути оптимизации: Дисс. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург: 2012. - С. 68−69.
16. Чубенко И.С. Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства: Дисс. ... канд. юрид. наук. - Москва: 2013. - С. 68.
17. Чубенко И.С. Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства: Дисс. ... канд. юрид. наук. - Москва: 2013. - С. 70−78.
18. Никонов В.А. О некоторых аспектах деятельности прокуратуры по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации и защите прав субъектов предпринимательской деятельности // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. - 2011. − № 2. - С. 52.
19. Мадякин Д.А. Проблемы совершенствования прокурорского надзора за исполнением законов в сфере предпринимательской деятельности: Дисс. ... канд. юрид. наук. - Москва: 2005. - С. 34−45.
20. Мадякин Д.А. Проблемы совершенствования прокурорского надзора за исполнением законов в сфере предпринимательской деятельности: Дисс. ... канд. юрид. наук. - Москва: 2005. - С. 45.