В статье отмечается важность и значение Указа Президента Республики Узбекистан №УП-4125 от 17 января 2019 г. в области развития судебной экспертизы в Республике Узбекистан, а также условия, вытекающие из этого указа. Рассматриваются направления развития и совершенствование судебных экспертиз в Республике Узбекистан.
реформирование судебно-экспертной службы, институт негосударственной судебной экспертизы, реестр сертифицированных негосударственных экспертов, рейтинг негосударственных судебно-экспертных организаций, внедрение новых инновационных разработок в судебно-экспертную практику, современные тенденции развития судебной экспертизы
Судебная экспертиза во всем мире является важным инструментом, способствующим осуществлению правосудия, неукоснительного соблюдения прав и свобод граждан. Поэтому данному виду деятельности уделяется большое внимание, как со стороны государства, так и широкой общественности. Развитие института судебной экспертизы в нашей стране является одной из приоритетных государственных задач. Постановление Президента Республики Узбекистан от 17 января 2019 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию судебно-экспертной деятельности» [1] является этому ярким подтверждением.
На современном этапе реформирования судебно-экспертной службы в Республике важным условием совершенствования и дальнейшего развития является создание здоровой конкурентной среды в данной сфере. В условиях, когда судебно-экспертная деятельность является исключительно прерогативой государственных судебно-экспертных учреждений, создание такой среды является проблематичным. Законом Республики Узбекистан «О судебной экспертизе» [2] установлено, что кроме государственных судебных экспертов, судебные экспертизы могут проводиться работниками иных организаций или физическими лицами. Однако, практика проведения судебных экспертиз показывает, что к данным категориям судебных экспертов обращаются в основном для проведения видов судебных экспертиз, которые в государственных судебно-экспертных учреждениях не проводятся. В связи с этим было принято решение наряду с государственными судебно-экспертными учреждениями дать разрешение на деятельность негосударственных судебно-экспертных организаций. Кроме того, с созданием нового альтернативного института судебной экспертизы появится возможность для уменьшения нагрузки на экспертов государственных экспертных организаций, которая в настоящее время в разы превышает установленную нормативами, а также создаст условия для повышения качества судебно-экспертных исследований. Необходимо отметить, что на сегодняшний день во многих странах накоплен многолетний опыт организации и деятельности негосударственных экспертных организаций.
К примеру, такая практика имеется в Российской Федерации [3, 77-81], Республике Беларусь [4], Республике Кыргызстан [5], где функционируют негосударственные судебно-экспертные организации. В Республике Казахстан такая деятельность предусмотрена законодательством только для физических лиц [6].
Думается, что организация в Республике института негосударственной судебной экспертизы является очень важным и своевременным шагом к решению накопившихся проблем.
Постановлением Президента Республики Узбекистан дается разрешение на проведение негосударственными экспертными организациями судебных экспертиз по 44 видам. Выбор именно этих видов экспертиз был сделан в первую очередь с учётом востребованности в их проведении со стороны правоохранительных органов и судов, а также потребностей юридических и физических лиц в получении мнений специалистов по данным видам экспертных исследований. Среди наиболее востребованных видов судебных экспертиз и исследований можно отметить как строительно-технические и земельные, судебно-транспортно-оценочные, товароведческие, генетические. В основном данные виды экспертиз востребованы по гражданским и экономическим делам. Вместе с тем, несмотря на их востребованность, в разряд разрешенных не попали такие виды, как судебно-медицинские, судебно-психологические, судебно-пожарно-технические, судебно-автотехнические. Это объясняется тем, что проведение таких видов экспертиз связано с расследованием тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе с нанесением вреда жизни и здоровью человека. Проведение данных видов судебных экспертиз будет продолжено исключительно в государственных судебно-экспертных учреждениях.
Необходимо отметить, что в целях стимулирования развития института негосударственной судебной экспертизы постановлением, а также законодательством не предусматривается лицензирование данного вида деятельности. Однако, учитывая важность данной сферы в установлении истины и осуществления правосудия по уголовным, гражданским, экономическим и гражданским делам, а также ввиду доказательственного значения экспертных заключений, к лицам, изъявившим желание заниматься экспертной деятельностью в негосударственных судебно-экспертных организациях, предъявляются отдельные требования. Во-первых, они должны пройти переподготовку в государственных судебно-экспертных учреждениях, а затем в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О судебной экспертизе» каждые 2 года проходить курсы повышения правовых знаний и квалификации [2]. Лицам, окончившим курсы переподготовки и повышения квалификации, выдается сертификат, подтверждающий их профессиональную компетентность и соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к судебным экспертам соответствующей специальности. Производство судебной экспертизы судебным экспертом негосударственных судебно-экспертных организаций не допускается без получения сертификата судебной экспертизы в установленном законодательством порядке.
Для оповещения правоохранительных органов и судов о лицах, имеющих право заниматься экспертной деятельностью, создания условий для получения ими полноценной информации о них, в том числе об их стаже работы и специализации, будет вестись Единый реестр сертифицированных негосударственных экспертов, размещаемый на официальном веб-сайте Министерства юстиции Республики Узбекистан.
В целях обеспечения гарантий проведения негосударственными экспертами деятельности, в соответствии с требованиями законодательства, а также дачи экспертных заключений на основе научно-обоснованных методов и методик, обеспечения их достоверности и качества, повышения ответственности за результаты проводимой работы, негосударственные судебно-экспертные организации при проведении судебной экспертизы будут осуществлять функции, иметь права, исполнять обязанности и нести ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения.
Особое внимание уделено вопросу проведения повторных экспертиз после экспертиз выполненных экспертами негосударственных судебно-экспертных организаций. Повторные экспертизы будут проводиться исключительно со стороны экспертов государственных судебно-экспертных учреждений.
Важным является вопрос о выборе правоохранительными органами и судами, а также юридическими и физическими лицами негосударственной судебно-экспертной организации для назначения судебных экспертиз либо обращений о даче мнения специалиста. Постановлением предусмотрено ведение Министерством юстиции Республики Узбекистан рейтинга негосударственных судебно-экспертных организаций, который будет размещаться на официальном веб-сайте Министерства, будет способствовать прозрачности и объективности выбора экспертной организации. Рейтинг будет составляться, исходя из определённых критериев. К примеру: период деятельности, численность сотрудников, количество проводимых видов экспертиз, состояние технической оснащённости и инфраструктуры, сроков производства экспертиз, количества назначенных после экспертов повторных экспертиз с неподтвержденными выводами, квалификация кадрового состава, в том числе наличие высококвалифицированных специалистов по различным экспертным направлениям.
В связи с образованием негосударственных судебно-экспертных организаций особое значение приобретает вопрос об их переподготовке и повышении квалификации. Постановление реализации данной задачи возложено на государственные судебно-экспертные учреждения и научно-исследовательские институты, в частности на Республиканский центр судебной экспертизы имени Х. Сулеймановой при Министерстве юстиции Республики Узбекистан (РЦСЭ).
Создание конкурентной среды в сфере судебной экспертизы потребует от Государственных судебно-экспертных учреждений обеспечения выполнения возложенных на них задач на высоком научно-техническом уровне. Однако, имеющиеся на сегодня проблемы в данной сфере должны решаться комплексно и на системной основе. В связи с этим, постановлением утверждена «Дорожная карта» по дальнейшему совершенствованию судебно-экспертной деятельности, рассчитанной на 2019−2020 гг. [1]. «Дорожная карта» включает в себя ряд разделов, в том числе по совершенствованию нормативно-правовой базы деятельности судебно-экспертной службы;
– внедрению новых инновационных разработок в судебно-экспертную практику, расширению видов судебных экспертиз, повышения их качества и надёжности;
– укреплению материально-технической базы РЦСЭ имени Х. Сулеймановой, внедрению в судебно-экспертную деятельность информационно-коммуникационных технологий;
– привлечение частного капитала и инвестиций для развития негосударственных судебно-экспертных организаций, а также РЦСЭ имени Х. Сулеймановой;
– развитие международного сотрудничества в сфере судебно-экспертной деятельности.
Реализация возложенных на государственные экспертные учреждения задач позволит обеспечить организацию судебно-экспертной деятельности в соответствии с международными стандартами.
Современные тенденции развития судебной экспертизы в мире показывают, что первостепенное значение уделяется вопросам обеспечения качества судебных экспертиз и исследований, путём внедрения систем менеджмента качества в соответствии с требованиями международных стандартов ISO 9001:2015 «Система менеджмента качества» и ISO/IEC 17025 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий». В этом направлении государственными судебно-экспертными учреждениями проделана определённая работа. В частности, на сегодняшний день у всех учреждений имеются международные сертификаты по стандарту ISO 9001:2015, а также национальные сертификаты по стандарту ISO/IEC 17025.
Важной задачей, стоящей перед экспертными службами республики, является выработка единых методических подходов при проведении аналогичных видов экспертиз. Данная задача приобретает ещё большую актуальность в свете создания в Республике негосударственных судебно-экспертных организаций. Поэтому была поставлена задача по определению всех аналогичных видов судебных экспертиз, проводимых государственными судебно-экспертными учреждениями и экспертными подразделениями соответствующих государственных органов, и утверждение единой межведомственной методики их производства [1]. В настоящее время эта задача выполнена путём принятия и утверждения единого перечня методик со стороны государственных судебно-экспертных учреждений.
Отличительной особенностью нынешнего времени является внедрение во все сферы инноваций и современных достижений информационно-коммуникационных технологий. В этом плане сфера судебно-экспертной деятельности не является исключением. Требуется автоматизация, как организационной деятельности, так и непосредственно производства судебных экспертиз, в том числе создание автоматизированных рабочих мест экспертов. Реализация данной задачи требует создание современной инфраструктуры, технического оснащения, создания или приобретения соответствующего программного обеспечения, привлечения к этой работе высококвалифицированных специалистов в области информационных технологий. В связи с этим, перед государственными судебно-экспертными учреждениями поставлена задача по внедрению автоматизированных информационно-поисковых систем и компьютерных программ, электронных баз данных, предусматривающих:
– организацию автоматизированных рабочих мест судебных экспертов;
– создание системы межведомственного электронного документооборота с целью сокращения сроков регистрации и отправки экспертных заключений заказчикам, а также отправки ходатайств судебных экспертов о предоставлении дополнительных материалов и их представления;
– полное внедрение системы шифрования (кодирования) объектов исследования с целью исключения воздействия на судебного эксперта для получения заключения в пользу какой-либо из сторон или других лиц, заинтересованных в исходе дела, а также коррупционных проявлений со стороны судебного эксперта;
– возможность контроля за очередностью проведения, а также сроками приостановления и продления судебной экспертизы.
Постановлением определены приоритетные направления развития судебно-экспертной деятельности, которыми являются внедрение результатов научных исследований в судебно-экспертную деятельность, совершенствование методики проведения судебных экспертиз, укрепление кадрового потенциала государственных судебно-экспертных учреждений [1].
Развитие судебно-экспертной деятельности в Узбекистане, конечно, не может быть успешно реализовано без изучения передового зарубежного опыта и международного сотрудничества. Многое из того, что запланировано для реализации в целях совершенствования судебно-экспертной деятельности было заимствовано из зарубежного опыта. В связи с этим развитие международного сотрудничества всегда является важным направлением деятельности государственных судебно-экспертных учреждений. В целях систематизации работы в данном направлении создана программа мероприятий по развитию международного сотрудничества, предусматривающего:
– заключение с ведущими судебно-экспертными, научно-исследовательскими организациями и иными организациями меморандумов, соглашений о взаимном сотрудничестве, реализация совместных программ;
– внедрение практики привлечения зарубежных специалистов с целью участия в процессе повышения квалификации судебных экспертов;
– организацию стажировок судебных экспертов в судебно-экспертных учреждениях зарубежных стран, а также регулярного участия в международных научно-практических форумах по актуальным вопросам судебно-экспертной деятельности.
Важным моментом является наличие в постановлении пункта, предусматривающего защиту судебных экспертов от необоснованных вызовов и создания излишней бюрократической волокиты со стороны работников органов, осуществляющих доследственную проверку, дознание и предварительное следствие. Данные работники строго предупреждаются о неукоснительном соблюдении принципа независимости судебного эксперта и недопустимости оказания влияния на профессиональную деятельность судебных экспертов в любых проявлениях.
В заключение хотелось бы отметить, что судебная экспертиза является постоянно развивающейся и не находящейся в статическом состоянии сферой деятельности, она всегда движется в ногу с научно-техническим прогрессом и развитием научной мысли, чётко реагирует на новые тенденции в следственной практике путем постоянного совершенствования своей деятельности. Принятие данного постановления открывает новую страницу в развитии судебно-экспертной деятельности в Республике Узбекистан и создает условия для осуществления этой деятельности на высоком научно-техническом и организационном уровне в соответствии с международными стандартами.
1. Постановление Президента Республики Узбекистан №ПП-4125 “О мерах по дальнейшему совершенствованию судебно-экспертной деятельности” от 17 января 2019 г. / Собрание законодательства Республики Узбекистан, 21 января 2019 г., N 3, ст. 47.
2. Закон Республики Узбекистан “О судебной экспертизе” от 01 июня 2010 г. //№ЗРУ-249. Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2010 г., N 22, ст. 173.
3. Т.Г. Николаева, Е.В. Елагина, Е.М. Шананина. Некоторые вопросы производства судебной экспертизы негосударственными экспертными учреждениями или лицами, не являющимися государственными экспертами / Криминалистъ. − 2011. − №1(8). - С. 77−81.
4. Письмо РБ № 03-36/70 от 19.03.2004. О некоторых вопросах судебно-экспертной деятельности в Республике Беларусь.
5. Экспертиза нужна в Киргизии // Новости экспертного сообщества. Опубликовано 14.09.2017 г. (обновлено 14.09.2018.)
6. Закон Республики Казахстан О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан 10 февраля 2017 года № 44-VI ЗРК // Действующий с изменениями и дополнениями. Проверено 04.11.2019. Подробнее: https://kodeksy-kz.com/ka/o_sudebno-ekspertnoj_deyatelnosti.htm.