WAYS OF IMPROVEMENT JUDICIAL EXPERT ACTIVITY IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article notes the importance and significance of the Decree the President of the Republic Uzbekistan No. UP-4125 of January 17, 2019 in the field of the development forensics in the Republic of Uzbekistan, as well as the conditions arising from this decree. The directions of development and improvement of forensic examinations in the Republic of Uzbekistan are considered.

Keywords:
reforming the forensic service, institute of non-state forensic examination, register of certified non-state experts, rating of non-state forensic expert organizations, introducing new innovative developments in forensic practice, current trends in the development of forensic examination
Text
Publication text (PDF): Read Download

Судебная экспертиза во всем мире является важным инструментом, способствующим осуществлению правосудия, неукоснительного соблюдения прав и свобод граждан. Поэтому данному виду деятельности уделяется большое внимание, как со стороны государства, так и широкой общественности. Развитие института судебной экспертизы в нашей стране является одной из приоритетных государственных задач. Постановление Президента Республики Узбекистан от 17 января 2019 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию судебно-экспертной деятельности» [1] является этому ярким подтверждением.

На современном этапе реформирования судебно-экспертной службы в Республике важным условием совершенствования и дальнейшего развития является создание здоровой конкурентной среды в данной сфере. В условиях, когда судебно-экспертная деятельность является исключительно прерогативой государственных судебно-экспертных учреждений, создание такой среды является проблематичным. Законом Республики Узбекистан «О судебной экспертизе» [2] установлено, что кроме государственных судебных экспертов, судебные экспертизы могут проводиться работниками иных организаций или физическими лицами. Однако, практика проведения судебных экспертиз показывает, что к данным категориям судебных экспертов обращаются в основном для проведения видов судебных экспертиз, которые в государственных судебно-экспертных учреждениях не проводятся. В связи с этим было принято решение наряду с государственными судебно-экспертными учреждениями дать разрешение на деятельность негосударственных судебно-экспертных организаций. Кроме того, с созданием нового альтернативного института судебной экспертизы появится возможность для уменьшения нагрузки на экспертов государственных экспертных организаций, которая в настоящее время в разы превышает установленную нормативами, а также создаст условия для повышения качества судебно-экспертных исследований. Необходимо отметить, что на сегодняшний день во многих странах накоплен многолетний опыт организации и деятельности негосударственных экспертных организаций.

К примеру, такая практика имеется в Российской Федерации [3, 77-81], Республике Беларусь [4], Республике Кыргызстан [5], где функционируют негосударственные судебно-экспертные организации. В Республике Казахстан такая деятельность предусмотрена законодательством только для физических лиц [6].

Думается, что организация в Республике института негосударственной судебной экспертизы является очень важным и своевременным шагом к решению накопившихся проблем.

Постановлением Президента Республики Узбекистан дается разрешение на проведение негосударственными экспертными организациями судебных экспертиз по 44 видам. Выбор именно этих видов экспертиз был сделан в первую очередь с учётом востребованности в их проведении со стороны правоохранительных органов и судов, а также потребностей юридических и физических лиц в получении мнений специалистов по данным видам экспертных исследований. Среди наиболее востребованных видов судебных экспертиз и исследований можно отметить как строительно-технические и земельные, судебно-транспортно-оценочные, товароведческие, генетические. В основном данные виды экспертиз востребованы по гражданским и экономическим делам. Вместе с тем, несмотря на их востребованность, в разряд разрешенных не попали такие виды, как судебно-медицинские, судебно-психологические, судебно-пожарно-технические, судебно-автотехнические. Это объясняется тем, что проведение таких видов экспертиз связано с расследованием тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе с нанесением вреда жизни и здоровью человека. Проведение данных видов судебных экспертиз будет продолжено исключительно в государственных судебно-экспертных учреждениях. 

Необходимо отметить, что в целях стимулирования развития института негосударственной судебной экспертизы постановлением, а также законодательством не предусматривается лицензирование данного вида деятельности. Однако, учитывая важность данной сферы в установлении истины и осуществления правосудия по уголовным, гражданским, экономическим и гражданским делам, а также ввиду доказательственного значения экспертных заключений, к лицам, изъявившим желание заниматься экспертной деятельностью в негосударственных судебно-экспертных организациях, предъявляются отдельные требования. Во-первых, они должны пройти переподготовку в государственных судебно-экспертных учреждениях, а затем в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О судебной экспертизе» каждые 2 года проходить курсы повышения правовых знаний и квалификации [2]. Лицам, окончившим курсы переподготовки и повышения квалификации, выдается сертификат, подтверждающий их профессиональную компетентность и соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к судебным экспертам соответствующей специальности. Производство судебной экспертизы судебным экспертом негосударственных судебно-экспертных организаций не допускается без получения сертификата судебной экспертизы в установленном законодательством порядке.

Для оповещения правоохранительных органов и судов о лицах, имеющих право заниматься экспертной деятельностью, создания условий для получения ими полноценной информации о них, в том числе об их стаже работы и специализации, будет вестись Единый реестр сертифицированных негосударственных экспертов, размещаемый на официальном веб-сайте Министерства юстиции Республики Узбекистан.

В целях обеспечения гарантий проведения негосударственными экспертами деятельности, в соответствии с требованиями законодательства, а также дачи экспертных заключений на основе научно-обоснованных методов и методик, обеспечения их достоверности и качества, повышения ответственности за результаты проводимой работы, негосударственные судебно-экспертные организации при проведении судебной экспертизы будут осуществлять функции, иметь права, исполнять обязанности и нести ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения.

Особое внимание уделено вопросу проведения повторных экспертиз после экспертиз выполненных экспертами негосударственных судебно-экспертных организаций. Повторные экспертизы будут проводиться исключительно со стороны экспертов государственных судебно-экспертных учреждений.

Важным является вопрос о выборе правоохранительными органами и судами, а также юридическими и физическими лицами негосударственной судебно-экспертной организации для назначения судебных экспертиз либо обращений о даче мнения специалиста. Постановлением предусмотрено ведение Министерством юстиции Республики Узбекистан рейтинга негосударственных судебно-экспертных организаций, который будет размещаться на официальном веб-сайте Министерства, будет способствовать прозрачности и объективности выбора экспертной организации. Рейтинг будет составляться, исходя из определённых критериев. К примеру: период деятельности, численность сотрудников, количество проводимых видов экспертиз, состояние технической оснащённости и инфраструктуры, сроков производства экспертиз, количества назначенных после экспертов повторных экспертиз с неподтвержденными выводами, квалификация кадрового состава, в том числе наличие высококвалифицированных специалистов по различным экспертным направлениям.

В связи с образованием негосударственных судебно-экспертных организаций особое значение приобретает вопрос об их переподготовке и повышении квалификации. Постановление реализации данной задачи возложено на государственные судебно-экспертные учреждения и научно-исследовательские институты, в частности на Республиканский центр судебной экспертизы имени Х. Сулеймановой при Министерстве юстиции Республики Узбекистан (РЦСЭ).

Создание конкурентной среды в сфере судебной экспертизы потребует от Государственных судебно-экспертных учреждений обеспечения выполнения возложенных на них задач на высоком научно-техническом уровне. Однако, имеющиеся на сегодня проблемы в данной сфере должны решаться комплексно и на системной основе. В связи с этим, постановлением утверждена «Дорожная карта» по дальнейшему совершенствованию судебно-экспертной деятельности, рассчитанной на 2019−2020 гг. [1]. «Дорожная карта» включает в себя ряд разделов, в том числе по совершенствованию нормативно-правовой базы деятельности судебно-экспертной службы;

– внедрению новых инновационных разработок в судебно-экспертную практику, расширению видов судебных экспертиз, повышения их качества и надёжности;

– укреплению материально-технической базы РЦСЭ имени Х. Сулеймановой, внедрению в судебно-экспертную деятельность информационно-коммуникационных технологий;

привлечение частного капитала и инвестиций для развития негосударственных судебно-экспертных организаций, а также РЦСЭ имени Х. Сулеймановой;

развитие международного сотрудничества в сфере судебно-экспертной деятельности.

Реализация возложенных на государственные экспертные учреждения задач позволит обеспечить организацию судебно-экспертной деятельности в соответствии с международными стандартами.

Современные тенденции развития судебной экспертизы в мире показывают, что первостепенное значение уделяется вопросам обеспечения качества судебных экспертиз и исследований, путём внедрения систем менеджмента качества в соответствии с требованиями международных стандартов ISO 9001:2015 «Система менеджмента качества» и ISO/IEC 17025 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий». В этом направлении государственными судебно-экспертными учреждениями проделана определённая работа. В частности, на сегодняшний день у всех учреждений имеются международные сертификаты по стандарту ISO 9001:2015, а также национальные сертификаты по стандарту ISO/IEC 17025.

Важной задачей, стоящей перед экспертными службами республики, является выработка единых методических подходов при проведении аналогичных видов экспертиз. Данная задача приобретает ещё большую актуальность в свете создания в Республике негосударственных судебно-экспертных организаций. Поэтому была поставлена задача по определению всех аналогичных видов судебных экспертиз, проводимых государственными судебно-экспертными учреждениями и экспертными подразделениями соответствующих государственных органов, и утверждение единой межведомственной методики их производства [1]. В настоящее время эта задача выполнена путём принятия и утверждения единого перечня методик со стороны государственных судебно-экспертных учреждений.

Отличительной особенностью нынешнего времени является внедрение во все сферы инноваций и современных достижений информационно-коммуникационных технологий. В этом плане сфера судебно-экспертной деятельности не является исключением. Требуется автоматизация, как организационной деятельности, так и непосредственно производства судебных экспертиз, в том числе создание автоматизированных рабочих мест экспертов. Реализация данной задачи требует создание современной инфраструктуры, технического оснащения, создания или приобретения соответствующего программного обеспечения, привлечения к этой работе высококвалифицированных специалистов в области информационных технологий. В связи с этим, перед государственными судебно-экспертными учреждениями поставлена задача по внедрению автоматизированных информационно-поисковых систем и компьютерных программ, электронных баз данных, предусматривающих:

– организацию автоматизированных рабочих мест судебных экспертов;

– создание системы межведомственного электронного документооборота с целью сокращения сроков регистрации и отправки экспертных заключений заказчикам, а также отправки ходатайств судебных экспертов о предоставлении дополнительных материалов и их представления;

– полное внедрение системы шифрования (кодирования) объектов исследования с целью исключения воздействия на судебного эксперта для получения заключения в пользу какой-либо из сторон или других лиц, заинтересованных в исходе дела, а также коррупционных проявлений со стороны судебного эксперта;

– возможность контроля за очередностью проведения, а также сроками приостановления и продления судебной экспертизы.

Постановлением определены приоритетные направления развития судебно-экспертной деятельности, которыми являются внедрение результатов научных исследований в судебно-экспертную деятельность, совершенствование методики проведения судебных экспертиз, укрепление кадрового потенциала государственных судебно-экспертных учреждений [1].

Развитие судебно-экспертной деятельности в Узбекистане, конечно, не может быть успешно реализовано без изучения передового зарубежного опыта и международного сотрудничества. Многое из того, что запланировано для реализации в целях совершенствования судебно-экспертной деятельности было заимствовано из зарубежного опыта. В связи с этим развитие международного сотрудничества всегда является важным направлением деятельности государственных судебно-экспертных учреждений. В целях систематизации работы в данном направлении создана программа мероприятий по развитию международного сотрудничества, предусматривающего:

– заключение с ведущими судебно-экспертными, научно-исследовательскими организациями и иными организациями меморандумов, соглашений о взаимном сотрудничестве, реализация совместных программ;

– внедрение практики привлечения зарубежных специалистов с целью участия в процессе повышения квалификации судебных экспертов;

– организацию стажировок судебных экспертов в судебно-экспертных учреждениях зарубежных стран, а также регулярного участия в международных научно-практических форумах по актуальным вопросам судебно-экспертной деятельности.

Важным моментом является наличие в постановлении пункта, предусматривающего защиту судебных экспертов от необоснованных вызовов и создания излишней бюрократической волокиты со стороны работников органов, осуществляющих доследственную проверку, дознание и предварительное следствие. Данные работники строго предупреждаются о неукоснительном соблюдении принципа независимости судебного эксперта и недопустимости оказания влияния на профессиональную деятельность судебных экспертов в любых проявлениях.

В заключение хотелось бы отметить, что судебная экспертиза является постоянно развивающейся и не находящейся в статическом состоянии сферой деятельности, она всегда движется в ногу с научно-техническим прогрессом и развитием научной мысли, чётко реагирует на новые тенденции в следственной практике путем постоянного совершенствования своей деятельности. Принятие данного постановления открывает новую страницу в развитии судебно-экспертной деятельности в Республике Узбекистан и создает условия для осуществления этой деятельности на высоком научно-техническом и организационном уровне в соответствии с международными стандартами.

 

References

1. Postanovlenie Prezidenta Respubliki Uzbekistan №PP-4125 “O merah po dal'neyshemu sovershenstvovaniyu sudebno-ekspertnoy deyatel'nosti” ot 17 yanvarya 2019 g. / Sobranie zakonodatel'stva Respubliki Uzbekistan, 21 yanvarya 2019 g., N 3, st. 47.

2. Zakon Respubliki Uzbekistan “O sudebnoy ekspertize” ot 01 iyunya 2010 g. //№ZRU-249. Sobranie zakonodatel'stva Respubliki Uzbekistan, 2010 g., N 22, st. 173.

3. T.G. Nikolaeva, E.V. Elagina, E.M. Shananina. Nekotorye voprosy proizvodstva sudebnoy ekspertizy negosudarstvennymi ekspertnymi uchrezhdeniyami ili licami, ne yavlyayuschimisya gosudarstvennymi ekspertami / Kriminalist'. − 2011. − №1(8). - S. 77−81.

4. Pis'mo RB № 03-36/70 ot 19.03.2004. O nekotoryh voprosah sudebno-ekspertnoy deyatel'nosti v Respublike Belarus'.

5. Ekspertiza nuzhna v Kirgizii // Novosti ekspertnogo soobschestva. Opublikovano 14.09.2017 g. (obnovleno 14.09.2018.)

6. Zakon Respubliki Kazahstan O sudebno-ekspertnoy deyatel'nosti v Respublike Kazahstan 10 fevralya 2017 goda № 44-VI ZRK // Deystvuyuschiy s izmeneniyami i dopolneniyami. Provereno 04.11.2019. Podrobnee: https://kodeksy-kz.com/ka/o_sudebno-ekspertnoj_deyatelnosti.htm.

Login or Create
* Forgot password?