НЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС: ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ (НА МАТЕРИАЛЕ ИНТЕРНЕТ-КОММЕНТАРИЕВ К ПОЛИТИЧЕСКИМ НОВОСТЯМ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Данное исследование рассматривает вопросы порождения непрофессионального политического дискурса в интенциональном аспекте. Непрофессиональный политический дискурс рождается на специальных площадках, предназначенных для обсуждения событий политического характера каждым пользователем независимо от профессии, социального статуса и т.п. Одной из таких площадок является пространство интернет-комментариев. Поливариантность их порождения детерминирована рядом дискурсообразующих факторов (лингвистических в совокупности с экстралингвистическими), среди которых интенции пользователей сети Интернет — ознакомиться с последними политическими событиями и дать собственную оценку происходящего, обсудить актуальные новости и аргументировать свою политическую позицию. Несмотря на зависимость данных текстов от первичного – политической новости, а также на условно заданный формат комментария, анализ реплик пользователей эксплицирует богатую палитру интенций партиципантов. Автор предлагает рассмотреть категорию интенциональности в аспекте ее реализации в непрофессиональном политическом дискурсе в трех ипостасях: рецептивно-когнитивной, коммуникативно-интерпретативной и коммуникативно-интерактивной.

Ключевые слова:
непрофессиональный политический дискурс, интенциональность, интенция, интернет-коммуникация, комментарий
Список литературы

1. Антонова А. В. Система средств речевой манипуляции в британском политическом дискурсе: реципиентоцентрический подход: дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.04. Самара, 2012. 386 с.

2. Антонова Ю. Н. Интенция говорящего в аспекте коммуникативно-целевой семантики: дис. … канд. филол. наук. Орел, 2006. 183 с

3. Гойхман О. Я. Профессиональное речевое взаимодействие: стратегии и роли // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2015. Т. 4. № 6. С. 12-15.

4. Гришечко О. С. Модели коммуникативных интенций и интенциональное планирование // Гуманитарные и социальные науки. Ростов-на Дону: Южный федеральный университет, 2014. №2. С. 513-517.

5. Дускаева Л. Р., Салимовский В. А. Варьирование публицистической картины мира в медиатекстах [Электронный ресурс] // Медиаскоп. 2012. Вып. 3. URL: http://www.mediascope.ru/node/1131 (дата обращения: 03.03.2020).

6. Дускаева Л. Р., Цветова Н. С. Интенциональность и стилистико-речевой облик досугового медиадискурса [Электронный ресурс] // МИРС. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intentsionalnost-i-stilistiko-rechevoy-oblik-dosugovogo-mediadiskursa (дата обращения: 11.04.2020).

7. Каминская Т. Л. Публицистический текст в Интернете как итог взаимодействия автора и адресата // Медиатекст как полиинтенциональная система: сб. статей / отв. ред. Л. Р. Дускаева, Н. С. Цветова. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2012. С. 202-205.

8. Карпов А., Лобанов М. Тратят на магазины: почему эпидемия коронавируса привела к росту продаж оружия в США [Электронный ресурс] // RТ на русском. 2020. 23 марта. URL: https://russian.rt.com/world/article/730755-ssha-koronavirus-oruzhie (дата обращения 12.04.2020).

9. Ким Л. Г., Мустайоки А., Пиетиляйнен Ю. Восприятие модернизации русскими студентами как результат влияния образа автора на интерпретацию политического текста // Политическая лингвистика. 2013. № 4 (46). С. 47-58.

10. Клушина Н. И. Интенциональный метод в современной лингвистической парадигме [Электронный ресурс] // Медиаскоп. 2012. Вып. 4. URL: http://mediascope.ru/node/1242 (дата обращения: 11.04.2012).

11. Кобозева И. М. К распознаванию интенционального компонента смысла высказывания [Электронный ресурс] // Материалы конференции Диалог. 2003. URL: http:// www.dialog-21 (дата обращения: 05.03.2020).

12. Майданова Л. М. Речевая интенция и типология вторичных текстов // Человек - текст - культура. Екатеринбург: Ин-т развития регионал. образования, 1994. С. 81

13. Медиатекст как полиинтенциональная система: сб. статей / отв. ред. Л. Р. Дускаева, Н. С. Цветова. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2012. 250 с.

14. Мельник Н. В. Дериватологическая интерпретация вторичных текстов разных типов // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 13 (268). С. 69-73.

15. Мечковская Н. Б. Метаязыковые глаголы в исторической перспективе: образы речи в наивной картине языка // Язык о языке: сб. статей / Под общ. рук. и ред. Н. Д. Арутюновой. М.: Языки русской культуры (Studia Philologica), 2000. С. 363-380.

16. Мощева С. В. Подходы к исследованию интенциональности речевого поведения // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». 2015. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podhody-k-issledovaniyu-intentsionalnosti-rechevogo-povedeniya (дата обращения: 25.03.2020).

17. Пронин А. А. Авторская интенция в информационной тележурналистике: опыт практического анализа // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2014. №1 (27). С.159-165.

18. Савельева И. В. Манипулятивность в обыденном политическом дискурсе // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 4-4 (64). С. 216-220.

19. Сергиевская Н., Полетаева П. Последние километры: в «Газпроме» ответили на заявление США о перспективах «Северного потока - 2» [Электронный ресурс] // RТ на русском. 2020. 16 февраля. URL: https://russian.rt.com/world/article/718840-gazprom-severnyi-potok-ssha-perspektivy (дата обращения: 12.04.2020).

20. Сидорова И. Г. Коммуникативно-прагматические характеристики жанров персонального интернет-дискурса: (сайт, блог, социальная сеть, комментарий): автореф. дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 2014. 25 с.

21. Современная политическая лингвистика: учебное пособие / Э.В. Будаев, М.Б. Ворошилова, Е.В. Дзюба, Н.А. Красильникова; отв. ред. А.П. Чудинов. Екатеринбург, 2011.  252 с.

22. Филология и коммуникативные науки: учебное пособие / Под общ. ред. А. А. Чувакина. М.: Флинта: Наука, 2015. 496 с.

23. French M., Bazarova N. N. Is Anybody Out There?: Understanding Masspersonal Communication Through Expectations for Response Across Social Media Platforms. Journal of Computer-Mediated Communication. 2017. Vol. 22. i. 6. Pp. 303-319. DOI:https://doi.org/10.1111/jcc4.12197. URL: https://doi.org/10.1111/jcc4.12197

Войти или Создать
* Забыли пароль?